Найти в Дзене

Судьба брата Леонида Брежнева: за что его прозвали «балериной»?

Яков Брежнев — младший брат Леонида Ильича, генсека СССР. Вместе росли, но судьбы — как небо и земля. Один страной правил, другой в запоях тонул. Квартира на Арбате, посты высокие, прозвище «балерина» — а в конце? Пустота и беды. Как жил Яков? Почему опустился? Давайте разберёмся. Яков Ильич родился там же, где Леонид — в Днепродзержинске, что теперь Каменское. Работал на металлургическом заводе, тянул лямку, как все. Не красавец, как брат, но умел женщин обаять, с мужчинами дружбу водить. Ну и дела! Когда Леонид в Москве вверх пошёл, не забыл младшего. Яков в столицу перебрался, получил квартиру на Старом Арбате — в самом сердце города. Посты ему дали неслабые. Пишут, даже министром чёрной и цветной металлургии был. Но Яков делами не горел. Валентина Краскова в книге «Преступления за кремлёвской стеной» говорит: любил он выпить, в запой уходил, неделями в кабинете не появлялся. Жизнь, как рваный платок, трещала по швам. Вот так-то начиналось. Якова в Москве «балериной» прозвали —
Оглавление

Яков Брежнев — младший брат Леонида Ильича, генсека СССР. Вместе росли, но судьбы — как небо и земля. Один страной правил, другой в запоях тонул. Квартира на Арбате, посты высокие, прозвище «балерина» — а в конце? Пустота и беды. Как жил Яков? Почему опустился? Давайте разберёмся.

Брат генсека: начало пути

Яков Ильич родился там же, где Леонид — в Днепродзержинске, что теперь Каменское. Работал на металлургическом заводе, тянул лямку, как все. Не красавец, как брат, но умел женщин обаять, с мужчинами дружбу водить. Ну и дела! Когда Леонид в Москве вверх пошёл, не забыл младшего. Яков в столицу перебрался, получил квартиру на Старом Арбате — в самом сердце города.

Посты ему дали неслабые. Пишут, даже министром чёрной и цветной металлургии был. Но Яков делами не горел. Валентина Краскова в книге «Преступления за кремлёвской стеной» говорит: любил он выпить, в запой уходил, неделями в кабинете не появлялся. Жизнь, как рваный платок, трещала по швам. Вот так-то начиналось.

Брежнев, Яков Ильич
Брежнев, Яков Ильич

«Балерина»: прозвище и нравы

Якова в Москве «балериной» прозвали — так Николай Зенькович в «Самых секретных родственниках» пишет. Почему? Танцевал хорошо, в кругах элиты вертелся. Но прозвище — как укол. Мужчине такое не в честь. Окружение, видать, посмеивалось. Яков в ресторанах гулял, в домах советской «аристократии» гостем был желанным. Дружбу с ним заводили, угощали щедро.

Только дружба эта — шкурная. Все знали: Яков — брат генсека. Мог работу устроить, квартиру выбить, путёвку в санаторий достать. Подливали ему, подталкивали гостей с просьбами. Он, расслабленный вином, обещал. Решал, пока мог. Но уважение? Скорее, расчёт. Словно тень в углу, Яков был нужен, пока брат у власти. Вот так-то его «балериной» величали.

-2

Запои и падение

Яков пил всё больше. Андрей Буровский в «Да здравствует ‘Застой’!» пишет: алкоголь ум помутил, психика шаталась. Леонид Ильич пытался брата вытащить, лечить. Не вышло. Генсек, видя, что дело худо, отстранился. Яков тонул. Квартира, зарплата, рестораны — всё вело к запоям. Не сдерживался, пропадал на недели.

В 1980-х, когда жена Якова умерла, дочери всё ценное из квартиры вывезли. Не из жадности — боялись, что пропьёт. Любовь, дочь Якова, не скрывала: отец спивался, бедствовал. Жизнь, как свеча, догорала. После смерти Леонида в 1982-м Яков совсем опустился. Без брата, без опоры, он никому нужен не стал. Ну и дела, как всё рухнуло!

-3

Жизнь на краю

После ухода Леонида Яков один остался. Элита его забыла, друзья шкурные испарились. Пишут, жил он бедно, чуть не нищенствовал. Но, что удивительно, протянул долго. Игорь Оболенский в «Близких людях» говорит: Яков Ильич умер в 1997-м, в 87 лет. Долгая жизнь, а счастья в ней — кот наплакал.

Дочь Любовь подтверждала: отец пил, опускался. Не очернение это, а правда, что в книгах и воспоминаниях звучит. Яков, как лист осенний, оторвался от брата и упал. Мог быть кем-то, но алкоголь всё сжёг. Вот так-то судьба его сложилась.

Леонид Брежнев с семьей
Леонид Брежнев с семьей

Брат и тень брата

Яков и Леонид — братья, но разные, как день и ночь. Один страной правил, другой в гулянках тонул. Леонид поднял Якова, дал посты, квартиру, жизнь столичную. Но не спас. «Балерина» танцевала, пока музыка играла. После смерти брата — тишина. Яков дожил до старости, но жизнь его — как предупреждение. Как думаете, почему Яков так и не выбрался из запоев? Пишите в комментариях, любопытно ваше мнение!