Трудовой тыл – особая страница в истории первого города Сибири. Здесь помнят героев поименно, а о подвиге героев говорят площади, улицы, памятники и стела «Город трудовой доблести».
Вот улица Валерии Гнаровской – Герой Советского Союза (посмертно), санинструктор. Она спасла жизнь свыше 300 раненых, до двадцатилетия ей оставалось меньше месяца. Вот улица Станислава Карнацевича – боевой путь будущего первого в истории Тюмени врача-педиатра пролегал от Вязьмы до Кенигсберга. Вот одна из транспортных магистралей областного центра - улица Мельникайте. Уроженка Латвии с красивым именем Марите была эвакуирована в Тюмень в 1941 году, работала на заводе «Механик» и ушла добровольцем на фронт… Всего в память о войне и ее героях, а также о подвиге тружеников тыла в Тюмени установлено 115 монументов, памятных знаков и мемориальных досок.
В июне 1941-ого года
В июне 1941 года в Тюмени, согретой солнцем, кипела жизнь: рабочие спешили на заводы, молодежь готовилась поступать в институт и училища города, на старом городище по вечерам звучала распевно гармонь…
Но все изменилось в одночасье – вечером 22 июня на Базарную площадь на митинг вышел каждый четвертый житель города, а наутро городские военкоматы штурмовали сотни добровольцев. Шли все: молодые и пожилые, рабочие и чиновники… В архивах бывшего педагогического института (сейчас – Тюменский государственный университет) хранится записка. От руки на тетрадном листке: «срочно выдать зарплату уходящим в ряды Красной Армии». В списке 26 фамилий. Шли и те, для кого накануне прозвучал долгожданный и радостный последний звонок. Ушли добровольцами на фронт и не вернулись 111 учеников.
С Базарной площади на фронт провожали эшелоны, на городище, как в последний раз, плакала гармошка, на железнодорожном вокзале прощались с родными и принимали в эвакуацию заводы, лаборатории, сотни специалистов… А после - маленьких жителей блокадного Ленинграда.
«С начала Великой Отечественной войны на Тюменскую землю эвакуировали более 30 промышленных предприятий. Здесь развернули 26 госпиталей. Стотысячный город самоотверженно работал для нужд фронта. Смены на заводах длились по 12-18 часов. Мужчин, которые ушли на войну, заменили женщины и подростки», - рассказывает Герой России, член Генсовета партии «Единая Россия» Рустам Сайфуллин.
Для фронта, для Победы!
Город регионального подчинения, которому суждено было в 1944 году стать сердцем и административным центром будущей Тюменской области, перешел на военные рельсы сразу. Так с первых дней войны станкостроительный завод «Механик» стал выпускать минометы и мины калибра 82 и 120 мм, корпусы гаубичных снарядов калибра 122 мм. Из Тюмени на фронт пошли эшелоны с боевой техникой.
В заречной части города разместился Тюменский химико-фармацевтический завод №39 Наркомата химической промышленности СССР. Для нужд фронта начался выпуск таких препаратов, как сублимированный йод, соли кофеина, химически чистый хлористый натрий для физиологических растворов.
Тюмень не только обеспечивала зерном, рыбой, мясной и молочной продукцией фронт, но и поставляла в блокадный Ленинград сухое молоко, а в госпитали – солодовое масло. Ялуторовский молочный завод изготавливал сухие смеси омлета, картофеля, мороженого, а также яичный порошок.
«От имени ветеранов-моряков торпедных катеров спасибо!»
Катера – еще одна важная страница в трудовой и фронтовой истории города. В 1941-1945 годах катера в СССР производил только тюменский завод. Судостроители не только строили, но и ремонтировали поврежденные в боях катера, которые доставляли в Тюмень по железной дороге.
Завод выпустил 165 торпедных катеров, быстрых и очень маневренных. Враги подбили только 14 машин! Более 300 сотрудников предприятия были удостоены наград «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Коллектив завода трижды награждался переходящим Красным Знаменем Государственного комитета обороны СССР.
На кораблях, построенных в Тюмени, воевали 12 Героев Советского Союза. Тюменские катера потопили на Черном море 13 вражеских катеров и барж, на Балтике – 13 тральщиков, 7 сторожевых катеров, транспортов и два эскадренных миноносца.
В открытом письме тюменцам Герой Советского Союза Борис Ущев писал: «От имени ветеранов-моряков торпедных катеров Дважды Краснознаменного Балтийского флота (да и других флотов) хочется сказать тюменцам: низкий поклон вам и большое спасибо, дорогие товарищи, за ваш трудовой подвиг, теплоту и доброту сердец, отданных Победе и людям, временно оказавшимся в эвакуации в вашем городе».
«Память о трудовом подвиге тюменцев увековечена в сквере Петра Потапова. В 2018 году в рамках регионального проекта Единой России «Оружие Победы» там установили макет торпедного катера «Комсомолец». Точную копию того катера, что выпускался на судостроительном заводе в годы Великой Отечественной войны. Только на Балтике эти знаменитые катера потопили 119 фашистских судов», - рассказывает Рустам Сайфуллин.
Поезд-баня
Но благодарили тюменцев не только за катера! В январе 1942 года всего за 25 дней в тюменском депо был построен банно-прачечный дезинфекционный поезд. Знаменитый «поезд-баня»!
Куратором строительства поезда-бани выступил комсомольский и партийный руководитель железнодорожного узла Тюмень Семен Пацко. Тюменские железнодорожники предложили отчислить однодневный заработок и до окончания строительства работать на воскресниках и в свободное от работы время.
Для оснащения и работы «поезда-бани» Тюменский мясокомбинат сварил две тонны хозяйственного мыла, горожане собрали 500 комплектов нижнего белья, тысячу книг, пианино, два баяна, комплект струнных инструментов. Артель «Бытовик» передала два парикмахерских набора, ДОК «Красный Октябрь» изготовил и поставил всю банную мебель. Не отставали и школьники: в свободное от учебы время они собирали индивидуальные банно-прачечные наборы для бойцов - полотенце, кусок мыла и мочалка.
Уже 14 февраля 1942 года после короткого митинга поезд №38, укомплектованный обслуживающим персоналом, отправился на фронт. Паровоз повел старейший машинист города Иван Садаков, которому на тот момент исполнилось 56 лет.
За годы войны через парилку и помывочные вагоны прошло около миллиона военнослужащих. Спецсостав побывал на четырех фронтах и благополучно дошел до Берлина. В книге отзывов легендарного поезда-бани №38 остались благодарности не только от солдат и офицеров, но и от маршалов – Константина Рокоссовского и Георгия Жукова.
«Своим трудом земляки обеспечивали армии и флоту надежный тыл. Сколько бы лет ни прошло, память о Победе будет дорога каждому жителю нашей страны! В мае 2021 года Тюмень удостоена звания «Город трудовой доблести». Я горжусь героическими подвигами наших предков, которые сражались на фронте и трудились в тылу», - подчеркнул Герой России, член Генсовета партии «Единая Россия», ветеран СВО Рустам Сайфуллин.