Найти в Дзене

Дрезина: первый самоходный подвижной состав

Дрезины — первая по времени возникновения разновидность специального самоходного подвижного состава. Их история началась в XIX веке, и первоначально они приводились в движение мускульной силой человека. Название «дрезина» происходит от имени изобретателя — Карла фон Дреза. Первые дрезины были простыми и функциональными. Существовало несколько типов конструкций: С появлением двигателей внутреннего сгорания дрезины стали оснащать моторами. Во многих европейских странах до сих пор существуют клубы любителей ручных дрезин. Энтузиасты восстанавливают старые модели по оригинальным чертежам и устраивают встречи, где демонстрируют свои коллекции. Дрезины были незаменимы в железнодорожном хозяйстве. Их применяли для: Некоторые модели оборудовали удобными сиденьями для инспекторов, проверяющих состояние путей и сооружений. С 1 октября 1929 года в СССР началось массовое производство моторных дрезин. Бывшие Главные железнодорожные мастерские Сызрано-Вяземской железной дороги были преобразованы в П
Оглавление

Дрезины — первая по времени возникновения разновидность специального самоходного подвижного состава. Их история началась в XIX веке, и первоначально они приводились в движение мускульной силой человека. Название «дрезина» происходит от имени изобретателя — Карла фон Дреза.

От ручного привода к двигателю: эволюция конструкции

Первые дрезины были простыми и функциональными. Существовало несколько типов конструкций:

  • «качалки»,
  • «крутилки»,
  • велодрезины.

С появлением двигателей внутреннего сгорания дрезины стали оснащать моторами.

Из фондов музея. Советская аэродрезина. 1929 год.
Из фондов музея. Советская аэродрезина. 1929 год.

Интересный факт!

Во многих европейских странах до сих пор существуют клубы любителей ручных дрезин. Энтузиасты восстанавливают старые модели по оригинальным чертежам и устраивают встречи, где демонстрируют свои коллекции.
Из фондов музея.
Из фондов музея.

Где и как использовали дрезины?

Дрезины были незаменимы в железнодорожном хозяйстве. Их применяли для:

  • осмотра путей;
  • проезда к искусственным сооружениям мостам, трубам и путепроводам;
  • контроля линий связи;
  • оперативного перемещения ремонтных бригад.

Некоторые модели оборудовали удобными сиденьями для инспекторов, проверяющих состояние путей и сооружений.

Из фондов музея. Путевые рабочие на мотодрезине. Дата съемки: 1992 год.
Из фондов музея. Путевые рабочие на мотодрезине. Дата съемки: 1992 год.

Серийное производство и самые известные модели

С 1 октября 1929 года в СССР началось массовое производство моторных дрезин. Бывшие Главные железнодорожные мастерские Сызрано-Вяземской железной дороги были преобразованы в Паровозовагоноремонтный и автодрезиностроительный завод. Позднее завод переименовали в Калужский машиностроительный завод ЦУМЗ. На этом заводе было развернуто производство мотоциклетных двигателей для съёмных дрезин.

Среди самых известных моделей:

  • ТД-5 — мощная дрезина с двигателем М72, способная буксировать до двух прицепов типа ТП, предназначенных для перевозки ремонтного материала и инструментов. Её производили и в узкоколейном исполнении (ТД-5У).
  • ИД-1 и СМ-4 — более лёгкие модели для перевозки четырёх человек, использовавшиеся ремонтными бригадами.
  • Дрезина «Пионер» — транспортная дрезина ТД-5.
  • Бронедрезина «Матваль» — одна из первых советских бронедрезин. Использовалась для разведки, охраны железнодорожных путей и решения боевых задач.
Из фондов музея. Мотодрезина.
Из фондов музея. Мотодрезина.

Дрезина в Музее железных дорог России

В Музее железных дорог России можно увидеть ручную дрезину-качалку.

Эта дрезина была передана в музей в 1997 году дистанцией пути Максатиха (Бологовское отделение Октябрьской железной дороги).

Она напоминает о временах, когда передвижение по рельсам зависело от силы мышц или скромного мотора, а железнодорожники осваивали первые шаги механизированного транспорта.

Ждём вас в музее — приходите за новыми знаниями и яркими впечатлениями! Часы работы, билеты, льготы и информацию для посещения можно узнать на официальном сайте музея.

Нет возможности посетить музей в Санкт-Петербурге лично? Воспользуйтесь нашим приложением. Здесь вы найдете трехмерные модели наших экспонатов, исторические материалы, архивные фотографии и виртуальные туры по залам музея: