Иногда мне кажется, что моя зачетка весит больше, чем мои знания по специальности. Четвертый год обучения подходит к концу, а я все еще пытаюсь понять, зачем нам преподавали половину дисциплин. Семьдесят семь предметов, просто вдумайтесь в эту цифру и это ещё не конец!
Если бы меня спросили на первом курсе, какие предметы мне пригодятся в работе, я бы самоуверенно перечислил все технические дисциплины. Но первая производственная практика расставила все по местам. Оказалось, что многое из того, на что мы тратили бессонные ночи, бесполезно в реальной нефтянке.
А теперь представьте, что вы могли бы заранее знать, какие 77 предметов из вашего учебного плана действительно важны, а какие просто пустая трата времени. Сколько усилий, нервов и бессонных ночей вы бы сэкономили?
Пятерка бесполезных предметов
1. История: дежавю национального масштаба
Шесть лет в школе мы изучали историю России от Рюрика до наших дней. Думаете, в техническом вузе вас ждет что-то новое? Не тешьте себя иллюзиями.
Тот же материал, те же даты, те же события, только теперь это влияет на вашу стипендию. Забавный факт, что при всех пятерках по сложнейшим техническим дисциплинам, единственная четверка в моей зачетке красуется именно по истории.
В приемной комиссии никто не предупреждает абитуриентов, что им придется снова зубрить даты восстания декабристов вместо того, чтобы глубже погружаться в будущую профессию.
Если история так важна для технического образования, почему бы не сделать ее прохождение в онлайн-формате? Но нет, это обязательная дисциплина с экзаменом, который может лишить тебя стипендии.
2. Философия: бытие или не бытие, когда на носу расчет дебита скважины
Третий курс и начинаются специальные предметы. Ты уже почти чувствуешь себя нефтяником, открываешь расписание, а там философия и при это ещё экзамен.
Пока пытаешься разобраться в конструкции станка-качалки, тебе параллельно нужно зубрить категории бытия по Канту. Логично, правда? Особенно когда знаешь, что твои коллеги с бакалавриата уже вовсю изучают профильные дисциплины без этого философского марафона.
Философия может быть важна для общего развития, но делать ее экзаменационным предметом на пике изучения специальных дисциплин - это настоящее издевательство над будущими инженерами.
Однокурсник после экзамена сказал: "Кант бы точно не одобрил, как мы его изучали - бессмысленно и для галочки".
3. Элективные дисциплины: свобода выбора за одну секунду
Ах, эта прекрасная иллюзия выбора! Тебе говорят: выбирай любой предмет по желанию. Только вот на выбор у тебя буквально секунда-две. Не успел нажать кнопку - получи то, что осталось.
В итоге половина группы оказывается на элективе типа "История нефтяной промышленности" или "Экономика". Это не шутка, эти дисциплины настолько оторваны от реальности, что иногда кажется, будто их придумывали в непонятном состоянии.
Настоящая свобода выбора выглядела бы так: хочешь дополнительно изучать что-то - записывайся. Не хочешь - не мучай себя и преподавателя.
4. Детали машин и основы конструирования: повторение
Эта дисциплина заслуживает особого упоминания. По сути, это сборная солянка из всего, что мы уже изучили в предыдущих трех семестрах:
- Начертательная геометрия (1 семестр)
- Теоретическая механика (2 семестр)
- Сопротивление материалов (3 семестр)
А теперь представьте, что вам не просто еще раз рассказывают все то же самое, но еще и заставляют делать по этому курсовой проект. При этом у студентов с бакалавриата аналогичной специальности этот предмет даже не включен в программу! Когда я рассказал другу-бакалавру про курсовой по деталям машин, он впервые услышал о таком и искренне посочувствовал.
Мы тратим целый семестр на повторение пройденного материала, пока бакалавры изучают что-то действительно полезное для профессии.
5. Гидромеханика: когда один предмет размножили на три
Пятый семестр запомнился особенно ярко. У нас было сразу три предмета:
- Подземная гидромеханика
- Гидромеханика нефтяного и газового пласта
- Физика нефтяного и газового пласта
И что вы думаете? Это были три разных предмета с абсолютно одинаковым содержанием! Более того, все три пары стояли в расписании в один день. Шесть часов подряд слушать одно и то же, только в разных аудиториях и от разных преподавателей.
К концу такого учебного дня ты сам чувствуешь себя нефтяным пластом, и единственное, что хочется - это чтобы тебя разбурили и оставили в покое.
Проектная деятельность: единственный луч света в темном царстве бесполезных дисциплин
А теперь о том, что действительно пригодилось. Проектная деятельность - единственный предмет, который может подготовить к работе в нефтяной компании.
Первые четыре семестра, пока нас не загружали специальными предметами, мы реализовывали четыре проекта: от поиска месторождения и бурения скважин до транспортировки добытой продукции потребителю. Это было погружение во всю технологическую цепочку нефтедобычи.
Когда я впервые попал на производственную практику после второго курса, я был единственным, кто хотя бы примерно представлял весь процесс добычи нефти. В то время как другие практиканты путались в терминах и процессах, я уже имел общее представление о том, как все работает.
Что делало этот предмет действительно полезным:
Мы не просто изучали отдельные элементы, а видели всю картину целиком;
- Нас не заставляли зубрить теорию, а учили применять знания на практике (работали в программах, считали запасы нефти и газа и т.д.)
- Когда ты сам ищешь данные и разбираешься в процессах, знания усваиваются гораздо лучше;
- В реальном производстве ты всегда работаешь в команде, и проектная деятельность прекрасно готовит к этому.
Причины бесполезности большинства дисциплин
Возникает логичный вопрос, почему в учебном плане так много предметов, которые не пригождаются в реальной работе? Есть несколько причин:
- Учебные планы составляются на основе стандартов, которые не успевают за развитием отрасли;
- Многие преподаватели десятилетиями не работали на производстве и не представляют, как изменились технологии;
- Проще продолжать преподавать по старинке, чем разрабатывать новые, актуальные курсы;
- Чем больше предметов, тем больше часов и ставок для преподавательского состава;
- ВУЗу важно соответствовать формальным требованиям.
Что можно сделать?
Как студент четвертого курса, проживший на себе все эти бесполезные предметы, я бы предложил следующие изменения:
- Совместить гуманитарные предметы с специальными дисциплинами. Например, вместо общей истории изучать историю нефтяной отрасли с акцентом на технологические прорывы;
- Сократить дублирующие предметы и объединить их в один полноценный курс;
- Сделать действительно свободный выбор элективных дисциплин, возможно, даже с опцией не выбирать ничего;
- Увеличить долю проектной деятельности - единственного предмета, реально готовящего к работе;
- Привлекать к преподаванию специалистов-практиков с производства.
Важное тонет в информационном шуме
Не все в нефтяном образовании бесполезно. Есть действительно ценные знания и навыки, которые пригодятся в работе. Проблема в том, что эти крупицы полезного тонут в море бесполезной информации.
Из 77 предметов, которые я изучил за четыре года, реально пригодились от силы 10-15. Остальное - информационный шум, который мешает сосредоточиться на главном.
И самое обидное, что никто из преподавателей не говорит тебе: Эй, парень, вот это действительно важно, а это - просто для галочки. Ты сам должен отфильтровывать главное от второстепенного, и понимать это только на практике, когда уже потратил кучу времени и сил на бесполезные предметы.
Надеюсь, что система образования в нефтяной отрасли будет меняться и будущие студенты будут меньше зубрить философию и больше решать реальные производственные задачи. Их не будут заставлять проходить один и тот же материал под разными названиями и дадут возможность по-настоящему погрузиться в профессию еще во время учебы.
А пока, держитесь, будущие нефтяники. И помните, что через все эти "История", "Философия" и "Гидромеханика" в трех лицах вы все-таки прорветесь к настоящим, полезным знаниям. Просто будьте готовы фильтровать информацию и выбирать то, что действительно важно для вашей будущей карьеры.
А какие предметы в вашем учебном плане кажутся вам абсолютно бесполезными? Или, может быть, вы нашли неожиданное применение какому-то странному предмету на практике? Поделитесь своим опытом в комментариях - интересно сравнить, как обстоят дела в других ВУЗах и на других специальностях.