Татьяна Лаврова… Само это имя в эпоху советского искусства звучало как аккорд – одновременно страстный и надломленный, символ хрупкости и неподдельной искренности. Судьба ее – калейдоскоп ярких ролей, оглушительных романов и горьких разочарований. Она зажигала сердца зрителей и пленяла мужчин, но так и не обрела тихой гавани личного счастья.
Детство, опалённое разводом
Татьяна Евгеньевна Андриканис, которой предстояло стать Лавровой, увидела свет 7 июня 1938 года в самом сердце Москвы. Ее родители, Евгений Андриканис и Галина Пышкова, были корифеями кинооператорского цеха, создававшими визуальную магию таких лент, как «Гаврош» и «Небо Москвы». В их доме царила атмосфера высокого искусства, и маленькая Таня с младых ногтей впитывала любовь к кинематографу и театральным подмосткам. Она грезила о сцене, устраивая домашние спектакли и представляя себя в образе легендарных героинь.
Но в трагические 12 лет ее мир дал трещину: родители приняли решение расстаться. Для девочки, боготворившей и мать, и отца, это стало настоящей катастрофой, незаживающей раной. Мать вскоре вновь вышла замуж, но отчим так и не смог заменить Тане родного отца. «Я так и не смогла примириться с этой утратой», – делилась она много лет спустя. Отдушиной стали пьесы и домашние постановки. Уже тогда она знала наверняка: ее жизненный путь будет неразрывно связан с театром. В возрасте 17 лет она штурмует Школу-студию МХАТ, где ее незаурядный талант был замечен практически сразу. Именно там она берет себе звучный псевдоним Лаврова, выбрав его совершенно случайно из предложенного друзьями списка фамилий – Андриканис казалась слишком «иноземной» для советской сцены.
Театральный триумф: от мхатовских подмостков до "Современника"
Еще будучи студенткой, Лаврова триумфально дебютировала на сцене МХАТа в роли Нины Заречной в бессмертной «Чайке» Чехова. Ее появление произвело эффект разорвавшейся бомбы: восторженные зрители вызывали юную актрису на поклоны целых 23 раза! Педагоги в один голос отмечали ее невероятную органичность, утверждая, что она не играет роль, а проживает ее на сцене. В 1959 году, получив диплом Школы-студии, она становится полноправным членом труппы МХАТа – театра, который когда-то создавал ее дальний родственник, знаменитый меценат Савва Морозов. Ей доверяют ключевые роли: Аркадина в «Чайке», Изабелла в «Венецианском антикваре». Казалось, все двери распахнуты перед ней.
Но в 1961 году Лаврова совершает поступок, который многих поверг в изумление, – она уходит в только что созданный театр «Современник». Именно там она превращается в настоящую приму, блистая в спектаклях «Двое на качелях», «С любимыми не расставайтесь» и «Вечно живые». Ее героини – живые, пылкие, с глубоким внутренним надломом – словно списаны с самой Татьяны. Она обожала «Современник» за его бунтарский дух и новаторство, но спустя 17 лет, в 1978 году, покидает театр из-за рокового конфликта. Причиной послужило трагическое недоразумение с художественным руководителем Галиной Волчек. После гастролей в Германии у Лавровой пропал голос, и спектакли с ее участием были отменены. Она обратилась с просьбой предоставить ей отпуск, чтобы посетить кинофестиваль, но директор театра Владимир Носков ответил категорическим отказом. В порыве гордости и отчаяния Лаврова пишет заявление об уходе, в глубине души надеясь, что Волчек ее остановит. Но та, уязвленная тем, что актриса не сочла нужным обсудить с ней свое решение, дает заявлению ход. Две сильные женщины не смогли найти компромисс, и Лаврова остается без любимого театра.
Она возвращается во МХАТ по личному приглашению Олега Ефремова, но там ее ждали лишь второстепенные роли. Новые звезды уже заняли главенствующие позиции, и Лаврова чувствовала себя чужой на этом празднике жизни. Она до последнего момента ждала звонка от Волчек, но он так и не раздался. Этот разрыв стал для нее одной из самых тяжелых потерь.
Кинематограф: между славой и забвением
Параллельно с театром Лаврова активно снималась в кино. Ее дебют состоялся еще в детстве – в 1947 году она появилась в эпизодической роли в фильме «Марите». Первая по-настоящему значимая роль пришла в 1959 году: Варя Лебедева в «Песне о Кольцове», где кинооператором была ее мать. Затем последовала роль Вари в «Испытательном сроке» – яркая, но все еще не главная.
Настоящий триумф обрушился на Лаврову в 1961 году, когда она блестяще сыграла Лёлю в пронзительной драме Михаила Ромма «Девять дней одного года». Фильм, где ее партнерами были такие титаны, как Алексей Баталов и Иннокентий Смоктуновский, посмотрели 23 миллиона зрителей. Картина получила престижные призы на кинофестивалях в Карловых Варах и Сан-Франциско, а Лаврова в одночасье стала звездой первой величины.
Режиссер Ромм выбрал ее, несмотря на не слишком удачные пробы, проницательно заметив:
«Ты, как собака, все нутром чуешь».
Эта роль стала ее визитной карточкой, но, как это ни парадоксально, не открыла ей двери в мир большого кино. После ошеломительного успеха «Девяти дней» Лаврову не снимали целых четыре года. Она вернулась на экраны лишь в 1967 году в фантастической ленте «Таинственная стена», а затем сыграла в драме «Вся королевская рать». В 1970-х ее заметными работами стали «Вылет задерживается» и «Бегство мистера Мак-Кинли», но главные роли доставались уже другим актрисам.
В лихие 1990-е Лаврова снималась крайне редко, а в 2000-х триумфально напомнила о себе ролью Татьяны Юрьевны в фильме «Кино про кино» (2002), за которую была удостоена престижной премии «Ника» и приза Гильдии актеров России. Последней работой стала роль в сериале «Иное» (2007), который вышел на экраны уже после ее трагической кончины. Лаврова с горечью признавалась: «Моя история с кино так и не состоялась в полной мере». Ее многогранный талант требовал глубоких, психологически сложных ролей, но таких предложений поступало крайне мало.
Любовные драмы: мужчины в судьбе Татьяны Лавровой
Личная жизнь Лавровой была столь же бурной и непредсказуемой, как и ее сценическая судьба. Первым ее избранником стал Евгений Урбанский, которого называли не иначе как «советским Марлоном Брандо». Их страстный роман вспыхнул, когда Татьяна еще была студенткой Школы-студии МХАТ. Урбанский, который был старше ее на шесть лет, был женат и воспитывал дочь, но не смог устоять перед чарами юной актрисы. Он ушел из семьи, и влюбленные поселились сначала в театральном общежитии, а затем в коммуналке у бабушки Лавровой.
Их отношения были полны кипящей страсти, но и тяжелых испытаний. Бедность, бытовая неустроенность и бесконечные гастроли не смогли сломить их, но предательство Урбанского стало для Лавровой сокрушительным ударом. Она не смогла простить измену, и пара распалась. В 1965 году Урбанский трагически погиб на съемках фильма «Директор», выполняя сложный и опасный трюк. Его внезапная смерть потрясла Лаврову до глубины души, хотя они уже давно не были вместе. Она переживала его уход, как будто потеряла самого близкого человека.
Вторым мужем Лавровой стал Олег Даль, гениальный и непредсказуемый актер. Они познакомились в «Современнике», где между ними завязался бурный служебный роман. Даль только что пережил болезненное расставание с Ниной Дорошиной и находился в глубокой депрессии. Лаврова влюбилась в него без памяти: она окружала его заботой и вниманием, замечала малейшие изменения в его настроении, старалась согреть его своим теплом. Их брак, заключенный в 1965 году, продержался всего полгода. Причиной разрыва стало пагубное пристрастие Даля к алкоголю. Лаврова откровенно рассказывала своей подруге Юлии Петровой: «Олег сильно пьет и меня заставляет. Говорит, одному скучно». Ссоры на этой почве стали практически ежедневными. Татьяна чувствовала, что теряет себя, и, несмотря на сильную любовь, приняла решение уйти. Позже она тепло отзывалась о новой жене Даля, Елизавете, и сохранила с ним дружеские отношения. Но этот развод оставил в ее душе глубокий шрам.
В 1965 году, вскоре после развода с Далем, Лаврова знакомится с футболистом Владимиром Михайловым, игроком московского «Торпедо». Их роман развивался стремительно, и в 1967 году у пары родился сын Владимир. Спустя два года они получили долгожданную квартиру на Лесной улице, но семейное счастье оказалось недолгим. Всего через несколько месяцев после переезда Лаврова подает на развод. Причины расставания остались тайной за семью печатями. Подруга актрисы Юлия Петрова предполагала, что дело могло быть в романе Лавровой с Андреем Вознесенским, хотя, по ее мнению, их отношения начались несколько позже. Лаврова запретила Михайлову видеться с сыном и вычеркнула его из своей жизни. Маленький Вова первое время жил на два дома – у матери и бабушки Галины Пышковой, а затем окончательно переехал к бабушке. Лаврова не отстранилась от сына: она навещала его, покупала одежду и игрушки, но из-за плотного рабочего графика не могла быть с ним постоянно.
Самым значимым и трагичным в жизни Лавровой стал роман с поэтом Андреем Вознесенским. Их отношения, начавшиеся в 1965 году, длились целых семь лет и были полны всепоглощающей страсти и мучительной боли. Вознесенский, женатый на Зое Богуславской, посвящал Лавровой стихи, в том числе знаменитую «Сагу» из рок-оперы «Юнона и Авось»:
«Ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь…».
Он совершал для нее безумные романтические поступки: однажды завалил ее гостиничный номер в Нью-Йорке апельсинами и зажег сотни свечей. Лаврова жила надеждой, что Вознесенский оставит жену, но он так и не решился на этот шаг. В 1972 году их роман подошел к концу. На прощание он задал ей мучительный вопрос:
«Я тебя никогда больше не увижу?»
Она ответила с горечью в голосе:
«Я тебя никогда не забуду».
Этот разрыв стал для актрисы страшным ударом. Она признавалась, что Вознесенский был главной любовью всей ее жизни. Даже в последние годы она пыталась связаться с ним, но трубку взяла Зоя, и разговор ограничился лишь перепиской через нее.
Последние годы: борьба с неизлечимым
Здоровье Лавровой начало ухудшаться еще в молодости. Она была заядлой курильщицей, что усугубляло ее астму и хронический бронхит. В 2005 году она перенесла тяжелый инфаркт, а в 2006-м упала с лестницы на репетиции, получив серьезную травму позвоночника. Операции не принесли облегчения: она с трудом передвигалась и не могла долго сидеть. Врачи подозревали рак желудка, но Лаврова отказывалась верить в страшный диагноз и требовала лечить ее от бронхита.
В последние месяцы она пристрастилась к алкоголю, пытаясь заглушить физическую боль и тягостные мысли о смерти. Сын Владимир отчаянно боролся с ее зависимостью, пряча деньги и прося знакомых не давать ей в долг. В мае 2007 года Лаврову госпитализировали с подозрением на инфаркт, но диагноз оказался иным – двусторонняя пневмония. 8 мая ее перевели в 57-ю больницу, где она чувствовала себя относительно неплохо и даже просила подругу принести ей винегрет. Но 16 мая 2007 года актриса скончалась. Ей было всего 68 лет.
Похоронили Лаврову на Троекуровском кладбище. Прощание прошло в МХТ имени Чехова, где она служила до последних дней. Последним, кто видел ее живой, был сын Владимир. Он и ее верная подруга Юлия Петрова были рядом с ней в ее последние дни, но актриса запрещала другим навещать ее, не желая, чтобы ее видели слабой и беспомощной.
Наследие и память
Татьяна Лаврова оставила неизгладимый след в советском и российском искусстве. Ее яркие роли в «Девяти днях одного года», «Чайке» и «Кино про кино» до сих пор живут в памяти благодарных зрителей. Ее сын Владимир стал талантливым скульптором и дизайнером, у него две дочери, младшая из которых родилась уже после смерти бабушки.