Рссказываем историю бойца и ребёнка, которые впервые встретились в 1943 году, а затем – спустя 30 лет после войны
12 июля 1943 года. Через полностью уничтоженное прохоровское село Прелестное тянется вереница грузных советских танков. Среди догорающих хат торчат, как обрубленные культи, уцелевшие русские печки. Кругом дым и пыль. И вдруг оглохший от грохота боя механик-водитель танка Т 34 Василий Рыхликов слышит тоненький детский окрик.
Ценная картина
Пытаясь унять дрожь в пальцах, танкист резко останавливает машину и выбирается наружу: «Ребёнок попал под гусеницы?!» Нет, живая. Вжала головку в худенькие плечики маленькая девочка с ведёрком воды, словно ангел на пепелище. Предлагает танкистам напиться.
Эта краткая встреча отпечатается в памяти Василия Рыхликова навсегда. Спустя годы он, никогда не бравший в руки кисть, напишет картину. Потом отыщет выросшую уже девочку Лиду, которая спасла его и товарищей в тот жаркий июльский день.
Май 2025 года. У главного здания военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле» многолюдно. Несут цветы, склоняют головы дети, взрослые, старики. Трудно поверить, но ещё в 1960-е годы никакого музейного комплекса в Прохоровке не существовало. Ветераны – участники легендарной Прохоровской битвы – приезжали сюда стихийно, собираясь за щедро накрытыми столами в местных колхозах.
Ирина Сидоренко знает о тех временах не понаслышке. Она стояла у истоков создания музея. Теперь является научным сотрудником и одним из хранителей музейного фонда.
Она утверждает, что приезжать на места былых сражений ветераны Великой Отечественной войны стали примерно в 1960-е годы. Приходили в себя, осмысливали, хотели вновь ощутить силу и мощь крепкого боевого братства.
«Мы часто задаёмся вопросом, что их влекло на места кровопролитных сражений, – рассуждает Ирина Сергеевна. – Это ведь очень тонкий психологический момент. Наверное, так они заново переживали и проживали те тяжёлые события. В какой‑то мере встречи с однополчанами подпитывали их, давали им силы жить дальше».
Как рассказывает Ирина Сидоренко, каждый ветеран считал своим долгом привезти в Прохоровку какой‑то подарок, памятную вещь или фотографию. Так и возник вопрос, где это всё сохранять.
В 1970-м в посёлке открыли первую музейную комнату при районной библиотеке. В 1973 году в Прохоровке появился народный музей боевой и трудовой славы.
Он помещался в комнатах бывшей почты и занимал всего три небольших зала.
Одним из самых ценных экспонатов этого первого музея стала картина танкиста Василия Рыхликова.
На ней он изобразил ту самую маленькую девочку с ведёрком воды на пепелище родного села.
Судьбоносная встреча
«Эта картина висела тогда над входом в центральный зал, – вспоминает Ирина Сидоренко. – Мы всегда приберегали эту историю напоследок. Потому что людям хочется слушать о людях. Да, битвы, да, герои. Но всегда должно быть что‑то трепетное и человеческое о войне. Эта же история трогала посетителей до слёз».
В музее бережно хранят письма автора той картины, танкиста Василия Макаровича Рыхликова. В одном из них, от 16 февраля 1975 года, он так описывал те памятные события:
«Проходили через сгоревшее село. Внезапно остановка. Наткнулись на сваленный подбитый танк. По‑видимому, нам был перекрыт путь, рядом проехать нельзя. Надо было выяснить путь безопасный. В это время послышался детский зов. Сквозь броню не поверилось. Стальные наши нервы были напряжены до предела: дети под гусеницами? Не помню и сейчас, как открыл люк. Перед танком стоит девочка с ведром воды, предлагает попить. Это сильно всех нас взволновало. Как тяжело было в то жаркое лето в боевой обстановке под бронёй, мы очень нуждались в глотке воды. Но ради её жизни я невольно потребовал уйти в укрытие. Хотя небольшая, но всё же колонна танков в любой момент могла быть обстреляна и попасть под бомбёжку. Она лениво, босыми ногами по пыли, ушла к стоявшей рядом печи. Мы решили направить свои танки коротким путём. Неожиданно девочка сказала, что там фашисты прятали свои коробочки. Стало ясно – путь заминирован».
Каждый раз, возвращаясь в Прохоровку и встречаясь с однополчанами, Василий Рыхликов с большим волнением пересказывал эту историю.
Он всегда говорил, что девочка спасла им жизнь. В тот памятный день они выбрали обходную дорогу и зашли вражеским войскам прямо в тыл.
«Вечером у всех танкистов на устах была эта встреча с девочкой, – рассказывает Ирина Сергеевна. – Они понимали, что она их спасла, даже хотели найти ребёнка и представить к награде. Но всё это, конечно, осталось разговором, потому что нужно было продолжать свой боевой путь».
Попытаться найти
Спустя несколько дней после этих событий Василий Рыхликов получил ранение и очнулся уже в Борисоглебском госпитале. Тяжело переживал случившееся и то, что пришлось оторваться от своих боевых товарищей. Но ещё труднее было вспоминать ему ту маленькую девочку, оставленную танкистами в сожжённом селе.
«Солдат всегда солдат, а как же дети понимали и находили нужным помочь, чем могли, – рассуждал он всё в том же письме спустя годы. – Эта детская обида, нанесённая им войной, волновала меня все военные годы. Они (дети) своим присутствием просили от нас, солдат, сделать всё, чтобы для них было хорошо».
«Война закончилась, – говорит Ирина Сергеевна. – Но человеческая память сохранила тот июльский эпизод. Воспоминание об этой девочке не уходило у танкиста из головы. Ему начали сниться кошмары, что она попала под гусеницы танка, что она плачет. Тогда Василий Макарович решил всё‑таки попытаться и отыскать уже ставшую взрослой девочку».
Ветеран Великой Отечественной войны Рыхликов связался с поисковым отрядом села Прелестного. Вскоре его историю знали все сельские жители в округе. Все вместе искали, искали, искали…
В это же время сам Василий Макарович взялся за краски и кисти. Ему захотелось перенести тот памятный эпизод на холст и сохранить его для потомков. Когда он уже заканчивал работу над единственной в своей жизни картиной, с ним связались прохоровские поисковики: девочку нашли.
Встреча через годы
Снова – жаркий июль. На этот раз 1975 года. В Прохоровке празднуют очередную годовщину танкового сражения. Среди приглашённых ветеранов – участник той тяжёлой битвы Василий Рыхликов. Среди гостей – Лидия Андреевна Шип. Она приехала из Харькова, где жила вместе с мужем.
Когда ей было всего пять лет, она встречала большие, дышащие жаром танки на пепелище своего сожжённого села Прелестного. Она робко протягивала измождённым танкистам тяжеленное ведро с прохладной водой. Звали её тогда Лидочка Пшеничная.
Вдруг она видит себя на картине – и мгновенно вспоминает, и чистые слёзы бегут по щекам. Не может сдержать слёз и Василий Макарович, который крепко обнимает чудом найденную через годы девочку Лиду.
И тихо благодарит за то, что спасла. И просит прощения за то, что Победа была небыстрой.
«Долгое время в нашем музее хранился удивительный памятный снимок с той встречи, – вспоминает Ирина Сидоренко. – Он много лет висел рядом с этой картиной. Но из‑за многочисленных переездов фотография затерялась, о чём мы бесконечно жалеем».
По словам Ирины Сергеевны, после той трогательной встречи Василий Макарович и Лидия Андреевна ещё долго переписывались и друг с другом, и с музеем.
Делились событиями своей жизни, поздравляли с праздниками. Но потом эта связь как‑то незаметно прервалась. Время неумолимо. Не пощадило оно и картину Василия Рыхликова. Полотно поистёрлось, поблёкли краски, и экспонат перенесли в музейные фонды.
«Мы надеемся, что в ближайшее время эту памятную картину отреставрируют и вернут в экспозицию, – завершает разговор Ирина Сидоренко. – Потому что нам, сотрудникам музея, это свидетельство войны, равно как и эта удивительная история, очень дороги. Мы хотели бы и дальше рассказывать об этом посетителям нашего музея».
Василий Макарович Рыхликов – участник Прохоровского сражения, ветеран Великой Отечественной войны. В ряды Красной армии его призвали в 1941 году. Во время Прохоровского сражения в июле 1943-го был механиком-водителем танка Т 34 5-й гвардейской танковой армии, которая входила в состав войск Воронежского фронта.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте в борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и доблесть 29 июля 1943 года был награждён орденом Красной Звезды.
Анастасия Состина