Признаюсь сразу – это не самая раскрученная работа Репина. Про «Бурлаков» знают все. Про «Запорожцев» – даже те, кто музей видел только в школьной экскурсии. А вот «Перед исповедью»... Знаете, если бы картина могла говорить – она бы шептала. Не кричала, не доказывала, не восхищала. Она бы тихо, чуть дрожащим голосом спросила: «А ты уверен?» Прямо очень прошу – дочитайте до конца. Потому что здесь история не только про искусство. Тут про то, как художник сам себя испугался. И про то, как внутри картины может жить сомнение. Не у зрителя. У самого автора. Ильи Ефимовича Репина. Я несколько лет водила экскурсии в одном из музеев Москвы. И вот, когда подходили к «Перед исповедью» – начиналась тишина. Люди будто замирали. Не потому что там что-то грандиозное, нет. Наоборот. Всё до боли простое. В тюремной камере – приговорённый революционер. Сидит на койке, напряжённый, с руками на коленях. Рядом – священник. И лицо у него… нет, не осуждающее. Скорее… растерянное. Как будто сам не понимает,
Он создал «Перед исповедью» – и его терзания вырвались на полотно. Почему картину Репина запретили и почему он боялся эту работу?
20 мая20 мая
138
3 мин