Найти в Дзене
Стив Май

Ыыыть... Или о терпеливости учителя

Что мы представляем себе, когда слышим об учителе отзыв "терпеливый"? Сразу в голове рисуется картинка, в которой учитель терпеливо объясняет нерадивому ученику какую-то тему. Раз за разом говорит что-то типа "показываю ещё раз, как надо". Пытается объяснить разными способами, подбирает метафоры... Такой учитель никогда не скажет "да как ты не понимаешь?!", не накричит на ученика, не уйдёт, хлопнув дверью, даже если ученик ему грубит. Красивая картинка? А много ли у вас примеров учителей, которые обладают просто ангельским терпением? А что, если мы зайдём с другой стороны? Раньше я всегда писал, что объяснять ученику тему, показывать, как надо, подгонять метафоры - не нужно (даже противопоказано). Это всё не приводит к акту учения. Что тогда будет терпеливо делать учитель? Бездействовать. Смешно? Страшно? Непонятно? Многие уже могли догадаться. По принципам демонической педагогики, учитель должен спровоцировать ученика на действие, которое приведёт к акту учения. К озарению, инса
Оглавление
Демоническая педагогика | Стив Май | Дзен

Ангельское терпение

Что мы представляем себе, когда слышим об учителе отзыв "терпеливый"?

Сразу в голове рисуется картинка, в которой учитель терпеливо объясняет нерадивому ученику какую-то тему. Раз за разом говорит что-то типа "показываю ещё раз, как надо". Пытается объяснить разными способами, подбирает метафоры...

Такой учитель никогда не скажет "да как ты не понимаешь?!", не накричит на ученика, не уйдёт, хлопнув дверью, даже если ученик ему грубит.

Красивая картинка?

А много ли у вас примеров учителей, которые обладают просто ангельским терпением?

Демоническое терпение

А что, если мы зайдём с другой стороны? Раньше я всегда писал, что объяснять ученику тему, показывать, как надо, подгонять метафоры - не нужно (даже противопоказано). Это всё не приводит к акту учения.

Что тогда будет терпеливо делать учитель?

Бездействовать.

Смешно? Страшно? Непонятно?

Многие уже могли догадаться.

По принципам демонической педагогики, учитель должен спровоцировать ученика на действие, которое приведёт к акту учения. К озарению, инсайту. Но самое действие должен выполнить ученик без подсказки.

Значит, учитель, обладающий демоническим терпением, должен себя уговорить не подсказывать, не давать ученику алгоритм, даже если тот ошибается. (Указать на ошибку никто не запрещает).

Сделать "Ыыыыть!"

Так ли это просто?

Кажется - что тут такого? Ну сиди и не подсказывай. Но допустим. Представьте себя на месте учителя вот в какой ситуации:

Младшеклассник учится умножать. Доходит до примера "25*10". Учитель волей - неволей сам решает в уме этот пример. (Как минимум, ему надо проверить ответ ученика). Как? Очень простым алгоритмом "приписать нолик". Сразу получает "25" & "0" = "250".

Давайте чуть подробнее про этот алгоритм. Он работает? Да. Он быстрый? Да, безусловно, это самый быстрый алгоритм, который можно применить в данной ситуации.

Будет ли ученик, который раньше не сталкивался с подобными примерами, его использовать? Нет. Конечно, догадаться до этой закономерности самому ДО первого случая - нереально.

Поэтому ученик будет пользоваться любым привычным способом. Например, до сих пор он умножал только сложением. "5*3=5(1)...10(2)...15(3)".

Соответственно, и пример "25*10" ученик будет умножать точно тем же способом: "25*10=25(1)...50(2)..." и так далее.

Что было бы логично с точки зрения учителя, обладающего ангельским терпением? Разумеется, подсказать: "просто припиши нолик". Чтобы ребёнок умножал быстрее. Потом бы терпеливо объяснил, в каком случае это можно сделать, в каких нельзя.

Кстати, и на следующий урок он тоже мог бы такое объяснение повторить. Ведь ни для кого не секрет, что дети забывают даже такие простые вещи, стоит им выйти из класса.

Много потребуется терпения? Наверное с таким простым правилом и нет... Хотя, зная способности нынешних учеников...

Но что бы сделал учитель с демоническим терпением? Сделал бы "ыыыть" и просто молча смотрел, как ученик складывает числа. Чтобы читатель проникся, я прямо приведу всю цепочку:

25*10=25(1)...50(2)...75(3)...100(4)...125(5)...150(6)...175(7)...200(8)...225(9)...250(10)

Но на этом не закончится ожидание. Некоторым ученикам нужно сделать десяток или даже два десятка таких упражнений, чтобы заметить закономерность, которая ляжет в основу алгоритма умножения на 10, 100 и т.д.

Много на это нужно терпения? Безусловно. Более того, есть шанс, что ребёнок и не заметит нужной закономерности. То есть терпение должно быть не просто большим. Бесконечным. Демоническим.

Легко терпеливо действовать. Трудно терпеливо бездействовать.

Демоническая педагогика | Стив Май | Дзен