Найти в Дзене

ВАХТА КЛАССА КОМФОРТ НА ПОЛЮСЕ ХОЛОДА. Сделано в России Фоторепортаж.

Саха (Якутия) Город Мирный. Март 2025 Видеоверсию материала смотрите по этой ссылке. В конце 70-х годов прошлого века моего отца, Волкова Валерия Ивановича, назначили начальником геодезической партии, поэтому с детства у меня была возможность изучить быт вахтовиков, нефтяников, геологов и геодезистов. Папа часто брал меня с собой "поле" на каникулах. Об эволюции вахтовых поселков, которая произошла за 40 лет, я хочу поговорить сегодня. Не отставайте, будет интересно! В ЭТОМ ВЫПУСКЕ: Хроника 60-70-х прошлого века. Первые шаги нефтедобытчиков по просекам Западной Сибири. Вагончики с печным отоплением, а из удобств — вагончики-бани и столовые. Ежедневный подвиг на вахте, в работе и быту. Полномасштабное освоение Восточной Сибири началось не так давно — слишком далеко от городов и дорог, слишком низки температуры зимой и слишком глубоки болота летом. Вахтовые поселки нефтяников сегодня — больше напоминают гостиничные комплексы комфорт-класса со спортзалами, саунами и офисами. Артём ведет
Оглавление

Саха (Якутия)

Город Мирный. Март 2025

Видеоверсию материала смотрите по этой ссылке.

Март в восточной Сибири. В Москве плюс девять, в городе Мирный минус 60. Мы приехали в город Мирный, и еще пол дня проведем в пути  до одного из перспективных нефтегазовых месторождений Полюса холода.
Март в восточной Сибири. В Москве плюс девять, в городе Мирный минус 60. Мы приехали в город Мирный, и еще пол дня проведем в пути до одного из перспективных нефтегазовых месторождений Полюса холода.

В конце 70-х годов прошлого века моего отца, Волкова Валерия Ивановича, назначили начальником геодезической партии, поэтому с детства у меня была возможность изучить быт вахтовиков, нефтяников, геологов и геодезистов. Папа часто брал меня с собой "поле" на каникулах.

Я хорошо знаю, что такое перебегать в минус 60 из жилого вагончика до столовой и обратно по сугробам, рискуя замерзнуть или стать обедом для дикого животного. Теперь ещё знаком с экстримом записи стендапа в -60С. Через минуту камера не выдержала, отключилась,  так-что дубль был один.
Я хорошо знаю, что такое перебегать в минус 60 из жилого вагончика до столовой и обратно по сугробам, рискуя замерзнуть или стать обедом для дикого животного. Теперь ещё знаком с экстримом записи стендапа в -60С. Через минуту камера не выдержала, отключилась, так-что дубль был один.

Об эволюции вахтовых поселков, которая произошла за 40 лет, я хочу поговорить сегодня. Не отставайте, будет интересно!

Современные вахтовые поселки — высокотехнологичные центры цивилизации в труднодоступных районах планеты.
Современные вахтовые поселки — высокотехнологичные центры цивилизации в труднодоступных районах планеты.

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

  • Изучим жизнь современных вахтовиков в якутской автономии.
  • В Иркутске познакомимся с инженерами-технологами и архитекторами быстровозводимых модульных вахтовых поселков комфорт-класса.

ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Хроника освоения Западной Сибири. 1965–1976 год

Геологоразведка Западной Сибири. 60-е.
Геологоразведка Западной Сибири. 60-е.

Хроника 60-70-х прошлого века. Первые шаги нефтедобытчиков по просекам Западной Сибири. Вагончики с печным отоплением, а из удобств — вагончики-бани и столовые.

Так выглядели первые поселение вахтовиков в Западной Сибири, в такие поселки приезжали семьями.
Так выглядели первые поселение вахтовиков в Западной Сибири, в такие поселки приезжали семьями.

Ежедневный подвиг на вахте, в работе и быту. Полномасштабное освоение Восточной Сибири началось не так давно — слишком далеко от городов и дорог, слишком низки температуры зимой и слишком глубоки болота летом.

А это уже Якутия (Саха), по рекам на оленях безопаснее, чем через топи. Комаров и медведей в реке тоже меньше. Гелогоразведка южных окраин Восточной Сибири.
А это уже Якутия (Саха), по рекам на оленях безопаснее, чем через топи. Комаров и медведей в реке тоже меньше. Гелогоразведка южных окраин Восточной Сибири.

Наши дни

Помещения соединены теплыми переходами. Необходимости лишний раз выходить на 60-градусный мороз больше нет.
Помещения соединены теплыми переходами. Необходимости лишний раз выходить на 60-градусный мороз больше нет.

Вахтовые поселки нефтяников сегодня — больше напоминают гостиничные комплексы комфорт-класса со спортзалами, саунами и офисами.

Но и в 60-х, и сегодня жизнь на месторождении начинается в вагон-городках, только вот сами дома-вагоны за полвека претерпели внушительный апгрейд.
Но и в 60-х, и сегодня жизнь на месторождении начинается в вагон-городках, только вот сами дома-вагоны за полвека претерпели внушительный апгрейд.

Нефтегазоконденсатное месторождение Таас-Юряхское

На месторождении встречаемся с Артёмом Полфунтиковым, начальником промысла заполярного подразделения нефтедобывающей компании.
На месторождении встречаемся с Артёмом Полфунтиковым, начальником промысла заполярного подразделения нефтедобывающей компании.

Артём ведет меня к вагон-городку, в одном из таких вагончиков он начинал работу на этом месторождении.

Интервью с Артёмом Полфунтиковым: "Если рассматривать площадь, то, используя блочно-модульные решения, мы можем разместить больше людей, создать больше социальных зон, спортзал, столовую — всё в шаговой доступности. По теплому переходу персонал переходит из общежития в столовую и рабочие зоны, особенно в низкие температуры."
Интервью с Артёмом Полфунтиковым: "Если рассматривать площадь, то, используя блочно-модульные решения, мы можем разместить больше людей, создать больше социальных зон, спортзал, столовую — всё в шаговой доступности. По теплому переходу персонал переходит из общежития в столовую и рабочие зоны, особенно в низкие температуры."
Интервью с Артёмом Полфунтиковым
— В числе первых мы приехали на месторождение в 2019 году. Месторождение довольно сложное из-за особенностей расположения и логистики. Сухой климат, низкие температуры до минус 62 градусов. Тогда у нас был вахтовый городок из вагончиков. Столовая и жилые вагоны — отдельно.
— Там есть душ и туалет?
— У нас практически все вагоны такие, за исключением вагона-офиса.
В вагон-городках первые недели живут первопроходцы: строители, геологи, буровики. Но через пару месяцев все переезжают в более комфортабельные блочно-модульные жилые комплексы.
В вагон-городках первые недели живут первопроходцы: строители, геологи, буровики. Но через пару месяцев все переезжают в более комфортабельные блочно-модульные жилые комплексы.

МОДУЛЬНЫЙ ВАХТОВЫЙ ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС

Административно-бытовой комплекс Таас-Юряхского месторождения. Вид сверху.
Административно-бытовой комплекс Таас-Юряхского месторождения. Вид сверху.

Наша съемочная группа провела два дня в здании вахтового комплекса. На месторождении много молодёжи.

Никита Тарасов — молодой специалист, выпускник Томского политехнического университета, оператор по добыче.
Никита Тарасов — молодой специалист, выпускник Томского политехнического университета, оператор по добыче.
Интервью с Никитой Тарасовым
— Я окончил Томский политехнический университет и попал сюда после его окончания, в начале развития месторождения, в сентябре 2024 года. Раньше вахтовики жили в вагончиках вшестером, в восьмером. Когда заезжал сюда, думал, что буду жить в вагончике, потому что месторождение на ранней стадии.
— Есть спортзал, небольшая игровая комната: диванчики, игровая приставка. Скоро появится библиотека. Есть прачечная — постирать, посушить вещи, погладить.
— Есть спортзал, небольшая игровая комната: диванчики, игровая приставка. Скоро появится библиотека. Есть прачечная — постирать, посушить вещи, погладить.
— Вай-фай есть?— Да, вай-фай есть, можно спокойно созвониться с родственниками и друзьями.
Из бонусов: в столовой каждое утро новое меню и свежая выпечка, которую шеф готовит для вахтовиков с первыми лучами северного солнца.
Из бонусов: в столовой каждое утро новое меню и свежая выпечка, которую шеф готовит для вахтовиков с первыми лучами северного солнца.

Сборка крупного блочно-модульного вахтового комплекса комфорт-класса занимает чуть больше месяца — по одному блоку в сутки. Но конструкторы утверждают, что можно строить быстрее.

Едем к создателям модульных вахтовых поселков, в Иркутск

ИРКУТСК

Продолжили путешествие на берегах Байкала и Ангары. На фото: оператор-постановщик Володя Юрьев
Продолжили путешествие на берегах Байкала и Ангары. На фото: оператор-постановщик Володя Юрьев

В паре десятков километров от Иркутска производят жилые комплексы для нефтяников.

Научно-производственный комплекс компании производителя.
Научно-производственный комплекс компании производителя.

В день нашего приезда инженеры завершали работу над проектом вахтового поселка для еще одного месторождения в Якутии.

Интервью с Вячеславом Субботиным,  главным инженером компании— Это трёхмерная модель вахтового поселка для месторождения Тымпучикан. Общая площадь застройки — три с половиной тысячи квадратных метров. Включает административно-бытовой жилой комплекс, 110 жилых мест, 47 рабочих мест, столовую на 60 посадочных. По теплому переходу можно попасть из жилых помещений в столовую и сауну.
Интервью с Вячеславом Субботиным, главным инженером компании— Это трёхмерная модель вахтового поселка для месторождения Тымпучикан. Общая площадь застройки — три с половиной тысячи квадратных метров. Включает административно-бытовой жилой комплекс, 110 жилых мест, 47 рабочих мест, столовую на 60 посадочных. По теплому переходу можно попасть из жилых помещений в столовую и сауну.
— Вы и мебель подбираете, и цветовую гамму?
— Да.
Евгений Чуев — главный архитектор компании:"Такие же комнаты будут на месторождении. В них есть холодильник, микроволновка, чайник, место для одежды и каски, просторный шкаф. В проектный отдел входят конструкторы, архитекторы, дизайнеры и другие специалисты. Задача — сделать общежитие максимально комфортным, чтобы человек чувствовал себя как дома".
Евгений Чуев — главный архитектор компании:"Такие же комнаты будут на месторождении. В них есть холодильник, микроволновка, чайник, место для одежды и каски, просторный шкаф. В проектный отдел входят конструкторы, архитекторы, дизайнеры и другие специалисты. Задача — сделать общежитие максимально комфортным, чтобы человек чувствовал себя как дома".

Своё общежитие компания превратила в шоурум. Здесь комнаты просторнее и коридоры шире чем на Таас-Юряхском месторождении.

Это уже новое поколение вахтовых поселков.
Это уже новое поколение вахтовых поселков.

МЕБЕЛЬНЫЙ ЦЕХ

Вячеслав Субботин — главный инженер компании:— Здесь мы изготавливаем столы, шкафы, перегородки, мебель для ванных комнат собственного производства.— На этом участке стеновые панели оклеивают линолеумом — водоотталкивающей отделкой для ванных и медпунктов. Также работают со сливными поддонами для душевых.
Вячеслав Субботин — главный инженер компании:— Здесь мы изготавливаем столы, шкафы, перегородки, мебель для ванных комнат собственного производства.— На этом участке стеновые панели оклеивают линолеумом — водоотталкивающей отделкой для ванных и медпунктов. Также работают со сливными поддонами для душевых.

ЦЕХ СЭНДВИЧ-ПАНЕЛЕЙ

В соседнем корпусе создаются стены для вахтовых комплексов и домов-вагонов из сэндвич-панелей. Производство позволяет экспериментировать с размерами и дизайном.
В соседнем корпусе создаются стены для вахтовых комплексов и домов-вагонов из сэндвич-панелей. Производство позволяет экспериментировать с размерами и дизайном.

ЦЕХ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ

-23
Вячеслав Субботин — главный инженер:
— Это цех по производству металлоконструкций, площадь — 5000 кв. метров. Здесь происходит подготовка и раскрой металла. После резки и гибки металл отправляется на монтаж и сварку.
Наблюдаем за сваркой балок для столовой в Тымпучикане. После проверки швы, балки очищают, красят, проверяют геометрию, упаковывают и отправляют на объект вместе с сэндвич-панелями, модулями и мебелью. (Красивый кадр снял Володя Юрьев)
Наблюдаем за сваркой балок для столовой в Тымпучикане. После проверки швы, балки очищают, красят, проверяют геометрию, упаковывают и отправляют на объект вместе с сэндвич-панелями, модулями и мебелью. (Красивый кадр снял Володя Юрьев)

Блоки и модули для вахтовиков упаковывают в специальные грузовые вагоны, их производят здесь же.

Компания много лет занимается проектирование и производством вагонов-домов, уверенно занимает внушительную долю рынка.
Компания много лет занимается проектирование и производством вагонов-домов, уверенно занимает внушительную долю рынка.

Вслед за модулями на месторождение приедут инженеры и рабочие, которые соберут вахтовый поселок.

ОБРАТНО В ЯКУТИЮ

САХА (Якутия)

Таас-Юряхское месторождение

На знакомом нам месторождении под Мирным продолжается расширение поселка. Молодые специалисты продолжают прибывать, скоро к комплексу добавят еще один жилой корпус.
На знакомом нам месторождении под Мирным продолжается расширение поселка. Молодые специалисты продолжают прибывать, скоро к комплексу добавят еще один жилой корпус.

Сергей Шарудин руководит строительством комплекса на месторождении.

Интервью с Сергеем Шарудиным:"Карьеру я начал в 2013 году. Тогда условия были спартанские — вагончики. В 2013–2014 годах это были только вагончики. Сейчас все происходит быстро. Мы получаем блоки полной заводской готовности, монтируем их на основание, соединяем, выполняем кровельные работы — и здание готово для проживания".
Интервью с Сергеем Шарудиным:"Карьеру я начал в 2013 году. Тогда условия были спартанские — вагончики. В 2013–2014 годах это были только вагончики. Сейчас все происходит быстро. Мы получаем блоки полной заводской готовности, монтируем их на основание, соединяем, выполняем кровельные работы — и здание готово для проживания".

Первая сборка заняла три месяца, сейчас — около пяти недель. Но самое сложное в Восточной Сибири — логистика.

Блоки и модули доставлялись железнодорожными путями до станции Усть-Кут, затем перегружались на баржи и шли по реке до города Ленска, а оттуда — еще пара сотен километров до месторождения.
Блоки и модули доставлялись железнодорожными путями до станции Усть-Кут, затем перегружались на баржи и шли по реке до города Ленска, а оттуда — еще пара сотен километров до месторождения.

Так начиналось развитие Западной Сибири в 60-х. Геологоразведка пришла в тайгу, за ней — нефтедобычики, дороги построили, выросли города. В Восточной Сибири климат суровее, логистика сложнее, поэтому развитие региона затянулось. Но мы уже знаем, что дороги появляются там, куда приходят промышленники, а за ними — вахтовые поселки и города. Этот процесс сегодня занимает уже не десятилетия, а считаные годы.

Подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии - это важно для продвижения статей и видео в лентах Дзена. Напишите,  понравился ли вам такой формат публикации. И как вам мои виртуальные помощницы от Шедеврума?
Подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии - это важно для продвижения статей и видео в лентах Дзена. Напишите, понравился ли вам такой формат публикации. И как вам мои виртуальные помощницы от Шедеврума?

Над программой работали:

Автор и ведущий: Вячеслав Волков

Операторы-постановщики: Владимир Юрьев, Наиль Зарипов

3D-анимация: Артем Ильинов

2D-анимация: Иван Янин

Продюсеры: Светлана Листова, Марина Аракелян

Обложка статьи
Обложка статьи