Сегодня в образовательной среде находит себе применение система под названием 5S.
Ее цель – создание наиболее подходящих условий для работы за счет поддержания порядка и чистоты, аккуратности при максимальной экономии сил, уходящих на все это.
Сама концепция 5S уходит корнями в японскую философию «кайдзен», что значит «постоянное самосовершенствование». Данная система поможет не только навести порядок в классе, но и воспитать стремление к дисциплине и постоянному развитию.
Принципиальный вопрос: как же навести порядок в классной комнате по этой системе?
Шаг №1. Необходимо убрать все ненужные или лишние предметы с рабочего стола и из шкафов. Чаще всего, это предметы, которыми учитель редко пользуется: старые тетради, календари и т. д.
Шаг №2. Предметы, которыми редко пользуются, стоит убрать в ящики. А то, что необходимо постоянно, поместить в максимально доступном месте. Здесь главное – вещи должны обрести свое постоянное место, чтобы до них при необходимости можно было легко добраться. Согласно системе 5S поиск любого предмета должен занимать не более 30 секунд.
Шаг №3. Здесь главное – поддерживать чистоту в классе. Для этого советуют составить график дежурств в классной комнате и назначить ответственных. За ними можно закрепить определенные места в классе, где будет поддерживаться чистота и порядок: шкафы, парты, подоконники... На этом этапе необходимо сразу же понять причину появления различных проблем с наведением порядка и оперативно устранить их.
Шаг № 4. Он условно называется «стандартизацией». Если точнее, речь идет об оптимизации пространства в классной комнате. Итак:
- Мелкие предметы стоит сложить в коробки.
- Следует составить перечень книг, которые хранятся в классе. Получившийся «каталог» позволит быстро их найти при необходимости.
- Стоит сформулировать и прописать вместе с учащимися правила, которые помогут поддерживать порядок в классе на постоянной основе.
Шаг №5. Его можно назвать «Совершенствование». Согласно системе 5S поддержание порядка не должно становиться рутиной. Иначе ко всему этому у учащихся пропадет интерес. Чтобы этого не случилось, следует время от времени предлагать идеи и решения, которые помогут усовершенствовать наведение порядка в классе.
Рекомендуется уделить внимание мотивации. Скажем, можно сделать фотографии класса до и после уборки. Это поможет учащимся понять значимость наведения порядка в классной комнате. И передать свой опыт другим классам.