Настя всегда старалась быть хорошей невесткой.
Нет, это не совсем точное описание…
Она отчаянно старалась быть хорошей невесткой.
Ходила в гости к родителям Гриши каждое воскресенье, улыбалась, слушала бесконечные рассказы о достижениях Гриши в школе (особенно, когда он играл зайчика на новогоднем утреннике - это был хит!), даже научилась отличать петунию от виолы, чтобы поддержать разговор с Галиной Дмитриевной о дачных успехах. Но, увы, с Галиной Дмитриевной все складывалось… специфически.
Внешне, конечно, все было прилично.
Никаких криков, оскорблений, битья посуды (Настя иногда мечтала об этом, так бы было легче, честно говоря, но потом одергивала себя - ну что она, в самом деле, как базарная торговка!). Галина Дмитриевна всегда была любезна, улыбчива и… до жути расчетлива в своих “знаках внимания”.
Первые звоночки прозвенели почти сразу после свадьбы.
Сначала Настя списывала все на особенности характера, на разницу поколений, на что угодно, лишь бы не признавать очевидное: свекровь намеренно делала все, чтобы ее подарки вызывали у Насти скорее злость, чем радость.
Первой ласточкой, точнее, первым громоздким бытовым прибором, стала вафельница. Не какая-нибудь простенькая вафельница для любителей, которые будут ее доставать раз в год, а навороченная модель с кучей сменных панелей, способная и вафли печь, и сэндвичи жарить, и даже… фаршированные орешки делать!
- Это тебе, Настенька, - протянула вафельницу Галина Дмитриевна с таким видом, будто вручала ключи от собственной дачи, - Чтобы ты Гришеньку баловала. Он у меня в детстве обожал вафли!
Настя приняла подарок с улыбкой, хотя в душе уже заподозрила неладное. Вафли она пекла в последний раз, наверное, в детстве, а Гриша… Гриша предпочитал мясо. Но спорить с Галиной Дмитриевной было себе дороже.
Вафельница заняла почетное место на кухонном столе. Целую неделю Настя старательно ее игнорировала, надеясь, что все как-нибудь само рассосется. Но Галина Дмитриевна не дремала. Забегая в гости, она постоянно косилась на свой подарок, выискивая в нем признаки использования.
- Ну что, Настенька, - поинтересовалась она в следующее воскресенье, прищурившись и оглядывая кухонный стол, - Вафельницу освоила? Гришенька доволен?
Настя покраснела.
- Еще не успела, Галина Дмитриевна. Но обязательно попробую!
Галина Дмитриевна покивала с сомнением.
- Смотри, не затягивай. А то будет пылиться без дела. Такая хорошая вещь! Я, кстати, тут один рецептик нашла… - и она принялась подробно рассказывать о тонкостях приготовления бельгийских вафель.
И спрятаться от этого подарка было некуда.
Галина Дмитриевна звонила каждый день, интересуясь успехами Насти в вафельном деле. Настя скрепя сердце однажды даже попыталась испечь эти злополучные вафли. Получилась подгоревшая масса, прилипшая к панели. Гриша, конечно, съел пару штук из вежливости, но потом честно признался, что котлеты у Насти получаются гораздо лучше.
Наконец, Галина Дмитриевна опять лично явилась с инспекцией.
- Покажи-ка мне мой подарок, - скомандовала она, оглядывая кухню с порога, - Давай испечем вафли вместе. Я тебе покажу, как правильно.
Галина Дмитриевна принялась командовать: “Муки добавь! Сахара мало! Все свежее?”. В итоге, все получилось даже съедобно. Галина Дмитриевна осталась довольна.
- Вот видишь, - назидательно произнесла она, попивая чай, - Главное - практика! Теперь ты будешь баловать Гришеньку.
После ухода свекрови Настя, сдавшая экзамен, торжественно задвинула вафельницу в самый дальний угол кухонного шкафа. Больше она к ней не прикасалась.
Вторым “подарком” стала навороченная швабра. Не просто швабра, а швабра с кучей насадок, распылителем, отжимом, парогенератором и, кажется, даже с искусственным интеллектом.
- Это тебе, Настенька, - снова прозвучал знакомый приговор, - Чтобы уборка была в радость. Я видела, как ты мучаешься со своей старой шваброй.
Настя действительно не любила убираться, но и особой любви к этой продвинутой швабре она не испытывала. Но, как и в случае с вафельницей, спорить было бесполезно.
Настя старательно избегала встречи с новой шваброй, ей даже удобнее было иногда протереть пол руками, обычной тряпкой. Но Галина Дмитриевна снова взялась за дело.
- Ну что, Настенька, - спросила она по телефону, - Попробовала швабру? Как она тебе?
- Пока не было времени, Галина Дмитриевна, - уклончиво ответила Настя, - Но я обязательно попробую.
- Смотри, не затягивай, - предупредила свекровь, - А то пыль накопится. А я слышала, что эта швабра даже с микробами борется.
Настя вздохнула и решила сдаться.
В следующие выходные она торжественно достала швабру из кладовки и приступила к уборке. Инструкция была напечатана мелким шрифтом на десяти страницах. После получаса издевательств Настя все-таки разобралась, как залить воду в распылитель и как зафиксировать насадку.
Но ей такое не подошло. Швабра оказалась тяжелой и неуклюжей. Распылитель постоянно заедал. Отжим не работал. А парогенератор издавал жуткие звуки, пугая кота.
Вечером вернулся Гриша.
- Что это у нас тут? - спросил он, увидев швабру посреди комнаты.
- Это… это подарок твоей мамы, - пробормотала Настя, - Я пыталась убраться, но…
Гриша рассмеялся.
- Да ладно тебе! Не мучайся. Я сам все уберу завтра.
Настя была ему благодарна. Но на следующий день позвонила Галина Дмитриевна.
- Ну что, - спросила она, - Как тебе моя швабра? Пол блестит?
- Да, Галина Дмитриевна, - промямлила она, - Очень хорошая швабра. Теперь пол действительно блестит.
- Вот видишь! - произнесла Галина Дмитриевна, - Надо сразу было меня послушать.
После этого Галина Дмитриевна стала звонить каждый день и интересоваться, как часто Настя пользуется подарком. Настя, чтобы избежать скандала, врала, что моет полы каждый день и что швабра просто чудо.
Но однажды Галина Дмитриевна пришла в гости без предупреждения.
- Я тут мимо проходила, - заявила она с порога, - Решила зайти проведать.
Сейчас будет проверка.
Галина Дмитриевна принялась осматривать квартиру. Особенно плинтуса, все углы, в принципе, весь пол…
- Что-то я не вижу, чтобы ты сегодня мыла полы, - заявила она, - Зато я вижу пыль под диваном!
- Я… я собиралась помыть позже, Галина Дмитриевна.
- Позже? - ехидно переспросила свекровь, - А я думала, ты каждый день моешь полы своей новой шваброй.
Настя окончательно растерялась.
- Я просто немного занята.
- Занята? - продолжала давить Галина Дмитриевна, - Чем же ты так занята? Неужели у тебя нет времени помыть полы?
Настя психанула.
- Да! - воскликнула она, - Я занята! Я работаю! У меня есть свои дела!
Настя даже обрадовалась, что сейчас у них будет настоящий скандал. Пора выпустить пар. Может, хоть так Галина угомонится и отстанет.
Но женщина, насупившись, произнесла:
- Конечно, вот такая у нас молодежь… Переживаешь о них, и вот тебе благодарность. Ничего, Настенька, я не в обиде. Можешь выкинуть подарок, если тебе не понравился.
И Настя поплелась мыть пол.
Помимо бытовых приборов, Галина Дмитриевна любила дарить подарки, которые, на первый взгляд, предназначались Насте, но на самом деле… предназначались Грише.
Однажды она привезла целый пакет футболок.
- Это тебе, Настенька, - заявила она, выкладывая футболки на стол, - Я выбрала самые универсальные. Оверсайз сейчас в моде! Тебе будет удобно ходить в них дома.
Настя окинула футболки критическим взглядом. Они были огромными, бесформенными и совершенно не в ее стиле. Она предпочитала что-то более приталенное. Она терпеть не могла оверсайз.
- Спасибо, Галина Дмитриевна, - сказала она, - Очень мило с вашей стороны.
- Примерь, примерь, - настаивала та, - Я же хочу посмотреть, как они на тебе сидят.
Настя скрепя сердце надела одну из футболок. Она утонула в ней.
- Ну как? - с надеждой спросила Галина Дмитриевна.
Настя посмотрела на себя в зеркало.
- Не знаю, - честно призналась она, - Мне кажется, они мне немного велики.
- Великоваты? - удивилась свекровь, - Ну ничего страшного. Оверсайз же! А если тебе совсем не понравится, ты можешь отдать их Гришеньке. Ему они точно подойдут. Он у меня любит свободную одежду.
Настя все поняла. Футболки изначально предназначались для Гриши. Она была просто предлогом.
Вечером Гриша вернулся домой.
- Что это у нас тут? - спросил он, увидев футболки на диване.
- Это подарок твоей мамы, - ответила Настя, - Она сказала, что они мне не подходят и я могу отдать их тебе.
Гриша примерил футболки. Они сидели на нем идеально.
- Спасибо, - сказал он, улыбаясь, - То, что надо.
Да кто бы сомневался.
Следующим “подарком” стала редкая аквариумная рыбка.
- Это тебе, Настенька, - сказала Галина Дмитриевна, протягивая Насте какую-то специальную переноску для рыб, - Я знаю, как ты любишь аквариумных рыбок. Это очень редкий экземпляр. Он украсит вашу квартиру.
Настя, конечно, любила смотреть на аквариумных рыбок, но вот увлекался ими Гриша. И аквариумом тоже всегда занимался он. У него была целая коллекция редких рыб.
- Спасибо, Галина Дмитриевна. Очень красивая рыбка.
- Береги ее, - наказала свекровь, - Она очень капризная. Ее нужно кормить специальным кормом и следить, чтобы вода была достаточно чистой…
- Хорошо, - пообещала Настя.
Разумеется, она и пальцем не прикоснулась к аквариуму. Она предоставила Грише самому ухаживать за рыбкой.
Гриша был в восторге. Он тут же пересадил рыбку в свой большой аквариум, где она стала звездой коллекции.
- Это отличный подарок!
Хоть кто-то доволен.
Настя долго с этим мирилась. С Галиной Дмитриевной. Пусть дарит то, что ей хочется.
Но свекровь не только дарила Насте бесполезные подарки, но и настраивала Гришу на то, что всякие безделушки - это не подарок, нужно дарить что-то полезное.
И вот настал день рождения Насти. Накануне Настя опять получила комплект футболок от Галины, но уж без обид сразу отдала их Грише.
А утром Гриша преподнес Насте громадную коробку, незнамо как перевязанную ленточкой.
- С днем рождения, любимая! - сказал он, - Это тебе от меня.
Внутри лежала… пароварка. Большая, блестящая, многофункциональная пароварка.
- Это… это что? - растерянно спросила Настя.
- Это пароварка, - ответил Гриша, - Я знаю, как ты любишь здоровую пищу. А еще я обожаю манты! Теперь мы сможем готовить их дома.
Настя вскипела почти как эта пароварка. Ну все.
- Ты это сам придумал? - злобно спросила она.
- Ну да, - ответил Гриша, не понимая, что происходит, - А что не так?
- А то, что мне не нужна пароварка! - закричала Настя, - И манты я не люблю! И вообще, я хочу, чтобы мне дарили то, что я хочу, а не то, что хочет твоя мама!
Гриша не знал, куда податься.
- Но… но мама сказала, что надо дарить полезные подарки, - пробормотал он.
- Ах, мама сказала! - взвизгнула Настя, - Да твоя мама специально надо мной издевается! Она на дух меня не переносит!
- Насть, ей трудно угадывать с подарками тебе, но она старается. И дарит хоть что-то полезное. Вот скажи, зачем покупать цветы или сережки? Цветы мы потом выкинем. Украшения тебе быстро надоедают. А это, - он кивнул на пароварку, - От, вещь! Все же хорошо. И мама хочет, чтобы у нас все было хорошо.
- Хорошо? - передразнила Настя, - Да она делает все, чтобы нам было плохо. Она дарит мне вафельницу, которой я не пользуюсь. И она это знает. Она дарит мне швабру, которая меня бесит. Она дарит мне футболки, которые подходят тебе. Она дарит мне рыбку, которую ты забираешь себе. И теперь, вот, ты стал таким же. Хорошо, - сказала она, выдохнув, - Если ты хочешь дарить мне полезные подарки, то я тоже буду дарить тебе полезные подарки.
Позже, пару недель спустя, когда Гриша уже и забыл об этом разговоре, Настя схватила коробку с новым крутым фильтром для аквариума, который она готовила Грише на 23 февраля, чтобы сделать ему приятный сюрприз, и сдала фильтр обратно.
Перед праздником Настя пошла в магазин бытовой техники. Она долго выбирала, сравнивала цены и характеристики. Наконец, она нашла то, что искала.
Она купила планетарный миксер. Мощный, многофункциональный, очень хороший.
23 числа она торжественно вручила миксер Грише.
- Это тебе, любимый, - сказала она с улыбкой, - Раз ты так любишь манты, то вот тебе подарок. Будем теперь сами делать и пироги, и манты, и пельмени.
Гриша опешил.
- Но… но я же не умею готовить.
- Научишься, - ответила Настя, - Я тебе помогу. А если не получится, то мама тебе подскажет. Она же у нас эксперт по полезным подаркам.
Гриша был недоволен, но виду не подавал. Он понял, что Настя ему мстит.
Настя не остановилась на достигнутом. Она решила провернуть тот же трюк и со свекровью.
Вскоре у Галины Дмитриевны был юбилей - 30 лет работы в налоговой. И, конечно, нужен солидный подарок.
Настя долго думала, что подарить свекрови. Хотелось чего-то особенного, запоминающегося, и, конечно же, полезного.
Она купила ей набор инструментов. Большой, профессиональный, в красивом чемоданчике. Там были отвертки, плоскогубцы, молоток, ключи, сверла и еще куча всяких непонятных штук.
Настя знала, что Галина Дмитриевна в жизни не держала в руках ничего подобного. Но это и было частью ее плана.
- Это вам, Галина Дмитриевна, - сказала она с улыбкой, - С юбилеем работы!
Галина Дмитриевна с удивлением взяла чемоданчик. Она открыла его и изумленно уставилась на инструменты.
- Это… это что?
- Это набор инструментов, - ответила Настя, - Я знаю, как вы любите полезные подарки. А что может быть в хозяйстве полезнее, чем инструменты?
- Но… но я же не умею пользоваться инструментами…
- Научитесь, - ответила Настя, - А если не получится, то Тимофей Петрович вам поможет. Ах да, если подарок вам не подходит, то можете его отдать мужу, я не буду обижаться.
Тимофей Петрович, свекор Насти, радостно подскочил с места.
- О, отличный подарок! - воскликнул он, - Мне как раз нужен был новый набор. Спасибо, Настенька!
Он тут же забрал чемоданчик с инструментами себе.
Галина Дмитриевна скрипела зубами, но сказать ничего не решилась.
Дома Настя порхала и плясала. Конечно, это будет ужасно глупо, если они все начнут дарить на праздники друг другу то, что им не нужно, но… достали! Хотят полезных подарков – пусть получают.
Гриша смотрел на нее с улыбкой. Он понимал, что Настя перешла все границы. Но он не мог не восхищаться ее смелостью и изобретательностью.
- Ты была права, - признался он, - Мама действительно перегибает палку со своими полезными подарками.
- Конечно, права! – фыркнула Настя, - Я же говорила тебе! Нужно дарить то, что человек хочет, а не то, что ты считаешь полезным.
- И что ты мне подаришь на следующий день рождения? - поинтересовался Гриша.
- Робота для мытья окон, - ответила Настя.
Утром, пока Настя спала, Гриша сбегал в ювелирный магазин и купил ей браслет, о котором она мечтала. Тонкий, изящный, с маленькими бриллиантами. Он знал, что Настя давно любовалась этим браслетом в витрине ювелирного магазина.
Когда Настя проснулась, Гриша ждал ее с подарком в руках.
- Это тебе, - сказал он, улыбаясь, - Просто так. За то, что ты есть.