Недорогих кассетных дек в разные годы у меня побывало не слишком то и много. Думаю все их можно пересчитать по пальцам одной руки, если конечно рассматривать исключительно импортные аппараты (с отечественными моделями порядок цифр окажется совершенно иным). И расставание со всеми этими аппаратами было лёгким - ни к одному из них я душой не прикипел. Однако порой выбирать аппаратуру можно не только сердцем, но и умом. И вот об этой, практической стороне вопроса и будет сегодняшний материал.
Думаю ни для кого не секрет что тракт записи и тракт воспроизведения в недорогих деках не всегда равноценны. Первый (запись) чаще всего уступает второму и это можно оценить даже на слух. То есть когда запись звучит практически "один в один" в сравнении с исходником можно уверенно говорить, что имеешь дело с магнитофоном высокого класса. А вот если записанная фонограмма звучит хуже оригинала, то тогда становится понятно что испытуемый аппарат "звёзд с неба не хватает". Собственно и оценивать ЛЮБОЙ магнитофон (для удобства я не использую термины " магнитофон-приставка" или магнитофонная дека) надо прежде всего по его способностям в режиме записи, а не по тому как на нём звучат фонограммы, записанные на других аппаратах. Исключение может быть лишь в случае, когда человек изначально планирует лишь слушать уже где-то, как-то и кем-то записанные кассеты/катушки, не утруждая себя данным процессом (т.е.процессом записи). В таком случае и правда имеет значение лишь то, как аппарат воспроизводит, а как он "пишет" - не столь важно.
Именно такая ситуация была с последней кассетной декой TEAC - R560 бывшей в моем пользовании лет 8 или 9 назад. Записывала данная дека весьма посредственно, да и записанные ранее кассеты звучали на ней тоже на "троечку". Однако, как впоследствии оказалось, они изначально и были записаны на эту самую "троечку", поскольку почти все приобретались в ларьках звукозаписи. Но когда я записал одну из кассет на топовой деке SONY (TC-K555ESG), а затем попытался "скормить" её TEAC-у, то был весьма удивлен тому, как тот заиграл. Естественно он уступил "Соньке", но уступил самую малость. Но зато по цене TEAC оказался вне всякой конкуренции. Приобретённый мной тогда всего за... 3000₽(да, да, я не ошибся с количеством нулей) TEAC по соотношению цена-качество явно лидировал (SONY на тот момент стоила почти в 12 раз дороже - 35000₽). Вот только к SONY ( а также к Nakamichi ZX-660, Yamaha K-1xw и др. топовым декам побывавшим у меня тогда на тестах) у меня душа "лежала", а с TEAC - взаимной любви не случилось. И, очень скоро, я его продал за те же 3000 что и купил. А вот если бы я тогда выбирал умом...
Ну в самом деле, что такое три тысячи даже тогда, а тем более сейчас. Они мне погоды точно не делали. Надо было оставить этот TEAC поскольку полсотни кассет от той, прежней жизни, у меня так и лежат. Пусть изредка, но по настроению можно было бы и послушать. Даже в весьма средненьком качестве. Тем более что сейчас за 3000₽ подобную деку точно не купишь. Наверняка цены на подобные нынче перевалили за 10 тысяч.
Кстати изначально дека была стовольтовая. Пока ко мне не зашёл приятель и не сказал что в этой линейке трансы должны стоять мультивольтажные. После чего мы сняли крышку и убедились что да, действительно, надо лишь перепаять перемычку и дека будет работать от 220-240V. Что мы тут же и проделали.
Из других плюшек стоит упомянуть разве что автореверс - ни 3-х мотроного ЛПМ ни "сквозного канала" у TEAC - R560 не было, да и не могло быть при столь низкой цене. И, кстати, о цене: у выпущенного приблизительно в 1995 году аппарата она составляла 34800 иен, что для того времени и правда совсем немного.
Однако вопреки всем ожиданиям тех.характеристики у аппарата были вполне приличные, а по "советским" меркам так и вообще тянули на первый класс (по диапазону воспроизводимых частот - уж точно). Ну если конечно разработчики не приврали - на ленте I типа (normal) от 25 Гц до 18 кГц это сильно.
Но, ещё раз повторю: в режиме воспроизведения и при использовании кассеты записанной на SONY TC-K555ESG аппарат действительно звучал неплохо. Но вот записывал - не ахти. Тем не менее на второй вопрос из заголовка, а именно "когда приобретение недорогой кассетной деки имеет смысл" я считаю что ответил. Что же касается критериев при оценке качества магнитной записи, то тут не всё так просто.
Проще всего с катушечными магнитофонами поскольку для них есть некий эталон от которого можно отталкиваться. Правда у многих меломанов/аудиофилов этого самого эталона никогда не было, но он хотя бы существует в природе. Речь о студийных копиях с мастер ленты. Именно с их помощью можно дать объективную оценку качеству звучания. Все другие варианты - субъективны. Возможно существуют и кассетные аналоги студийных копий с мастер-лент, но я, признаться, таковых ни разу не встречал. Но это как в "ДМБ": "...Суслика видишь? -Нет. И я не вижу, а он есть!".
Однако наибольшее распространение получили магнитофонные записи с грампластинок: именно они де факто считаются наиболее качественными. Но и здесь есть много нюансов начиная с того что один и тот же альбом изданный на разных лейблах может звучать по разному и заканчивая тем с чего он записан (сам проигрыватель, картридж, фонокорректор и т. д.) и на чём он записан. Даже перечисленные в статье деки (SONY TC-K555ESG, Nakamichi ZX-660, Yamaha K-1xw) несмотря на принадлежность к одному (достаточно высокому) классу, записывают хорошо, но каждая по-своему. И о какой объективности тогда может идти речь? Поэтому лично для себя я давно решил что "Правильный (хороший) звук - это тот звук, который нравится только тебе", а идеала не существует. И мне искренне жаль тех, кто этот идеал пытается найти всю жизнь, в погоне за ним забывая о главном, то есть о самой МУЗЫКЕ.
P.S. Аналоговую запись с цифровых источников я даже упоминать не стал потому как весь смысл магнитофонной (аналоговой) записи в том, что исходником тоже служит «аналог». Однако я не имею ничего против такого способа «облагораживания» цифрового звука: субъективно такая конверсия порой воспринимается весьма позитивно.
И ещё. Среди недорогих кассетных дек (как собственно и среди дорогих) - встречаются самые разные. И нет никакой гарантии что все другие модели смогут хорошо воспроизвести кассеты записанные на топовых аппаратах. Наверняка окажутся и такие, которые и на это неспособны. Поэтому всегда, прежде чем покупать, необходимо послушать.