Найти в Дзене
АрхеоКалейдоскоп

Хаос: от зияющей бездны к первому Богу

Слово "хаос" прочно ассоциируется с беспорядком, неразберихой, пустотой. Однако, обращаясь к истокам этого понятия, мы обнаруживаем куда более глубокий и многогранный смысл, уходящий корнями в древнегреческую мифологию, философию и поэзию. Для древних греков Хаос был не просто отсутствием порядка, но фундаментальной основой бытия, предшествующей упорядоченному космосу. Гесиод, в своей "Теогонии", первым представил Хаос как первопричину всего сущего. "Прежде всего возник Хаос" – эта лаконичная фраза открывает грандиозную картину творения мира. Для Гесиода Хаос (χάος, от χανω – зиять, зевать, разевать рот, быть пустым) – это зияющая бездна, неупорядоченное первовещество, одна из первооснов наряду с Геей (Землёй), Тартаром (подземным миром) и Эросом (Любовью). Из Хаоса, по его версии, возникли Эреб (мрак) и Нюкта (Ночь), закладывая фундамент для последующего творения. Аристотель, рассматривая Хаос, сфокусировался на его пространственном аспекте. Он интерпретировал Хаос как место, про

Древнегреческая мифология, философия и первое познание окружающего мира.

Слово "хаос" прочно ассоциируется с беспорядком, неразберихой, пустотой. Однако, обращаясь к истокам этого понятия, мы обнаруживаем куда более глубокий и многогранный смысл, уходящий корнями в древнегреческую мифологию, философию и поэзию.

Для древних греков Хаос был не просто отсутствием порядка, но фундаментальной основой бытия, предшествующей упорядоченному космосу.

Гесиод, в своей "Теогонии", первым представил Хаос как первопричину всего сущего.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

"Прежде всего возник Хаос" – эта лаконичная фраза открывает грандиозную картину творения мира. Для Гесиода Хаос (χάος, от χανω – зиять, зевать, разевать рот, быть пустым) – это зияющая бездна, неупорядоченное первовещество, одна из первооснов наряду с Геей (Землёй), Тартаром (подземным миром) и Эросом (Любовью).

Из Хаоса, по его версии, возникли Эреб (мрак) и Нюкта (Ночь), закладывая фундамент для последующего творения.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Аристотель, рассматривая Хаос, сфокусировался на его пространственном аспекте. Он интерпретировал Хаос как место, пространство, без которого не может существовать ничего другого.

При этом философ признавал правоту Гесиода, помещающего Хаос в начало всего, поскольку всё должно находиться где-то. Эта интерпретация подчеркивает не просто пустоту Хаоса, а его фундаментальную роль в существовании мира как вместилища всего остального.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Однако представление о Хаосе как просто пустоте не исчерпывает всей его многогранности. У позднейших греческих философов, таких как Плотин и Секст Эмпирик, Хаос рассматривается как бесконечное пространство, не имеющее границ и представлений о форме.

Поэты часто использовали образ Хаоса для описания тьмы, бездны.

Аристофан, например, отождествлял его с воздушным пространством между небом и землёй. В других контекстах, как, например, у Платона, Хаос часто отождествляется с Тартаром, символизируя смерть и небытие, всепоглощающую бездну, из которой нет возврата.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Наряду с пониманием Хаоса как зияющей бездны, тьмы и всепоглощающей пустоты, ещё у некоторых досократиков, и особенно у стоиков, появилась новая трактовка: Хаос предстает как неупорядоченное первовещество, из которого под воздействием определённых сил (часто – случайных) сформировался упорядоченный космос.

В отличие от пустого Хаоса Гесиода, это первовещество не лишено потенциала. Стоики описывали его как очень разреженное вещество, которое под воздействием космического вихря сгущается и образует Вселенную.

Хаос в этом понимании – своего рода кладовая первовещества, неиссякаемый источник, питающий космос.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Таким образом, образ Хаоса в древнегреческой мысли многолик и противоречив.

От зияющей пустоты до творческого первовещества – это понятие переносит нас за пределы привычных представлений о порядке и беспорядке, подводя к пониманию фундаментальных основ бытия и неизведанных глубин первоначального состояния мира.

Хаос – это не просто отсутствие порядка, а нечто более сложное, более глубокое, что служило и исходной точкой, и потенциальным источником всего сущего в понимании древних. Ну а как все, что не поддается объяснению... просто становится божеством.

***********************************************************************

Использованы материалы: википедия, видео: www.youtube.com, Яндекс.Картинки

Автор: Г. Конашкова

Если Вам нравятся мои публикации, не забудьте поставить лайк, особое спасибо за подписку, а если есть желание, можете заказать тему, что Вам бы хотелось узнать и о чём? Пишите в комментариях или на почту:
https://e.mail.ru/inbox