Найти в Дзене
IronDream

«ГАЗ-М-20 «Победа»: как советский автомобиль покорил Европу и чуть не убил Генри Форда»

Почему эту машину боялись американцы, обожали таксисты и ненавидели механики? В 1943 году, когда СССР ещё вовсю воевал с нацистами, в Горьком (ныне Нижний Новгород) уже думали о мирной жизни. Конструкторы ГАЗа получили задание: создать автомобиль, который будет «лучше, чем у капиталистов». Результат – «Победа» (индекс М-20), названная в честь грядущей победы в войне. Первый прототип собрали в 1944-м, когда до Берлина было ещё полгода. Интересный факт: В 1946 году «Победа» стала сенсацией на Пражской авто выставке. Европейцы ахнули: у машины были:
✔ Несущий кузов (редкость для тех лет).
✔ Отопление и печка (в дешёвых Ford’ах этого не было).
✔ Поворотники (в США их массово ставили только к 1950-м). Легенда гласит, что Генри Форд II, увидев «Победу», пришёл в ярость: «Как эти русские сделали машину дешевле и технологичнее нашей?» Компания Ford даже купила несколько экземпляров для «изучения», но скопировать несущий кузов так и не смогла – пришлось платить СССР лицензионные отчисления!
Оглавление

Почему эту машину боялись американцы, обожали таксисты и ненавидели механики?

«ГАЗ-М-20 «Победа»
«ГАЗ-М-20 «Победа»

Рождённая в войну

В 1943 году, когда СССР ещё вовсю воевал с нацистами, в Горьком (ныне Нижний Новгород) уже думали о мирной жизни. Конструкторы ГАЗа получили задание: создать автомобиль, который будет «лучше, чем у капиталистов».

Результат – «Победа» (индекс М-20), названная в честь грядущей победы в войне. Первый прототип собрали в 1944-м, когда до Берлина было ещё полгода.

Интересный факт:

  • Дизайн кузова вдохновлён американским Studebaker Champion, но советские инженеры сделали его более обтекаемым – отсюда фирменная «горбатая» форма.

«Автомобиль, который не смог скопировать Форд»

В 1946 году «Победа» стала сенсацией на Пражской авто выставке. Европейцы ахнули: у машины были:
Несущий кузов (редкость для тех лет).
Отопление и печка (в дешёвых Ford’ах этого не было).
Поворотники (в США их массово ставили только к 1950-м).

Легенда гласит, что Генри Форд II, увидев «Победу», пришёл в ярость:

«Как эти русские сделали машину дешевле и технологичнее нашей?»

Компания Ford даже купила несколько экземпляров для «изучения», но скопировать несущий кузов так и не смогла – пришлось платить СССР лицензионные отчисления!

"Победа" и "Форд"
"Победа" и "Форд"

5 причин, почему «Победу» обожали в СССР

  1. «Танк на колёсах» – мог ехать по бездорожью, где «Москвичи» и «Запорожцы» застревали.
  2. Такси №1 – до 1960-х это была главная машина советских таксистов.
  3. Культовый дизайн – позже его «украли» Volvo (серия PV60) и британский Standard Vanguard.
  4. Рекордный пробег – некоторые экземпляры наезжали 1 000 000 км без капремонта.
  5. Фильмы и песни – от «Бриллиантовой руки» до «Зеленого огонька».

Почему её ненавидели механики?

  • Сложный ремонт – чтобы поменять свечи, надо было снимать боковины кузова.
  • «Вечно ломающаяся печка» – зимой водители грели ноги… выхлопной трубой!
  • Тормоза «как у телеги» – гидропривод появился только в 1955-м.
В ночной Москве
В ночной Москве

Где увидеть «Победу» сегодня?

Музей ГАЗа (Нижний Новгород) – первые прототипы.
Ломаковский музей (Москва) – машина Сталина.
Частные коллекции – цены от 500 000 ₽ за «рабочую» версию.

Вывод:
«Победа» – редкий случай, когда СССР опередил Запад. Она доказала: можно сделать
дешёвый, но передовой автомобиль. Жаль, что сегодня таких машин почти не осталось…

А вы бы купили «Победу», если бы она выпускалась сейчас?