Россия первой в мире провела летные испытания технологий, которые откроют новую главу в истории сверхзвуковой авиации. Управление самолетом без окон, с помощью цифрового зрения и интеллектуальных систем — это не фантастика, а уже реализованный шаг к будущему.
Поставьте 👍, если вам интересны технологические прорывы, сделанные в России. А в комментариях расскажите, какие научные достижения вас особенно вдохновляют?
Что произошло и почему это важно
В России впервые в мире были проведены летные испытания демонстратора интеллектуальных технологий, предназначенных для управления перспективным сверхзвуковым гражданским самолетом.
Особенность проекта — в полном отсутствии остекления в кабине пилотов. Управление самолетом осуществлялось с помощью системы внешнего видения, построенной на базе камер различных спектральных диапазонов.
Испытания проводились в рамках проекта Национального исследовательского центра «Институт имени Н. Е. Жуковского» на базе модифицированного самолета Як-40, который стал летающей лабораторией.
Как это работает: управление без окон
В кабине пилота вместо привычных стекол — мониторы, на которые выводится изображение от семи камер. Пять из них работают в видимом диапазоне, две — в инфракрасном. Эта система формирует непрерывный видеопоток и создает полноценную панораму вокруг самолета. Камеры фиксируют обстановку, а нейросети помогают распознавать объекты и возможные угрозы.
Что это дает:
- Возможность управлять самолетом даже при плохой видимости.
- Повышенную безопасность за счет расширенного поля зрения.
- Применимость в будущем на сверхзвуковых лайнерах, где остекление может быть неэффективным.
Где проходили испытания и кто в них участвовал
Испытания прошли в Новосибирске. В них участвовали специалисты Государственного НИИ авиационных систем и Сибирского НИИ авиации им. С. А. Чаплыгина. Полеты выполнялись с участием летчиков-испытателей, инженеров, операторов и специалистов по интеллектуальным системам.
В составе экипажа был и генеральный директор СибНИА, летчик-испытатель I класса Владимир Барсук, который лично сел за штурвал и провел серию маневров — от руления до посадки, управляя самолетом исключительно с помощью цифровых систем.
Что именно тестировали
Экспериментальная программа включала все этапы реального полета: руление, разбег и взлет, набор высоты, полет по заданному маршруту, а также заход на посадку и пробег по полосе.
Целью было подтвердить, что управление самолетом без остекления возможно и безопасно. Все данные, полученные в ходе эксперимента, стали основой для дальнейшего обучения нейросетей и улучшения систем навигации и анализа воздушной обстановки.
Зачем это нужно и к чему ведет
Сверхзвуковой гражданский самолет — это не просто будущее, а вызов. Ограничения по конструкции, скорости и аэродинамике требуют новых решений. Отказ от остекления позволяет:
- облегчить конструкцию и снизить вес,
- повысить безопасность (меньше уязвимых зон),
- использовать кабину с новым типом компоновки.
И главное — такие технологии выводят российскую авиацию в авангард мировой науки.
Что сказали в правительстве России
Первый вице-премьер РФ Денис Мантуров подчеркнул, что эта разработка подтверждает технологическую зрелость подхода, а также формирует основу для будущего облика сверхзвукового гражданского самолета.
По его словам, успешные испытания доказали, что взлет, полет и посадка возможны при полном отсутствии остекления — с помощью интеллектуальной системы и видеонаблюдения.
Собранные данные уже анализируются. Следующий этап — интеграция этих технологий в будущие прототипы гражданских сверхзвуковых лайнеров. Россия планирует не только разработать такой самолет, но и предложить миру новые стандарты авиации, основанные на цифровом зрении и интеллектуальных решениях.
Если вас вдохновляют технологические успехи России и вы хотите ближе познакомиться с научными достижениями страны, приезжайте в Национальный центр «Россия». Здесь проходят встречи и интерактивные проекты, где можно узнать о событиях, которые меняют представление о будущем!
Национальный центр «Россия» расположен по адресу: г. Москва, Краснопресненская наб., д. 14. Центр открыт с 10:00 до 20:00 каждый день, кроме понедельника.
А вы бы доверились самолету, в котором нет окон, а пилот видит мир только через камеры и нейросети? Проголосуйте — интересно узнать, как вы к этому относитесь!