#ДеньПищевойРеволюции, #ДжеймиОливер, #КулинарныйФестиваль, #ЗОЖ, #Гастрономия, #кулинария, #книжнаяРецензия, #БрийяСаварен, #ФизиологияВкуса, #ФранцузскийРесторан
Конечно, я не мог пропустить такой на первый взгляд попсовый, но с учётом реалий и актуалий всё же злобнодневный повод вновь написать о кулинарии и ЗОЖе, то есть о вкусной и полезной пище. О том моя рецензия на книгу (даже трактат) «культового» французского гурмана (и, конечно же, более того – «человека-оркестра») середины XIX века Жана Антельма Брийя-Саварена «Физиология вкуса, или Трансцендентная кулинария», изданной четыре года назад издательством «КоЛибри». За «трансцендентную кулинарию» с Жаном Антельмом я ещё поквитаюсь, а для начала немного о столь милом гастрономическом поводе.
«Праздник был инициирован общественным движением «Гастрономическая революция» в США и Великобритании. Его главный вдохновитель — британский шеф-повар и ресторатор Джейми Оливер.
Концепция революции Оливера проста: когда люди сами готовят еду и выбирают качественные продукты, это положительно влияет на их здоровье и экологию планеты.
Каждый год в этот день британцы проводят гастрономическую акцию. В ней участвуют домохозяйки, сторонники здорового питания и ведущие шеф-повара из разных стран.
С 1980 года число людей, страдающих ожирением, выросло более чем в два раза. Каждый год от избыточного веса и ожирения умирает около 2,8 миллиона взрослых. Это тревожная статистика, и мы должны изменить ситуацию.
Нужно вернуться к истокам и задуматься о том, какова природа нашей пищи. Мы должны стать осознанным сообществом, понимающим, какие продукты выбираем ежедневно. Важно повысить уровень просвещения в области питания для всех.
День продовольственной революции отмечается 19 мая. Это возможность для людей собраться вместе, обсудить проблемы питания и поделиться своими знаниями и ресурсами. Школы, предприятия, эксперты и обычные люди могут принять участие в мероприятиях, которые помогут сделать более осознанный выбор продуктов.
В этот день люди по всему миру проводят различные события: от частных ужинов до мастер-классов, экскурсий по фермерским рынкам и общественных застолий. Более 500 мероприятий проходят в более чем 300 городах 33 стран.
Школы и предприятия также активно участвуют, организуя демонстрации шеф-поваров, мастер-классы по приготовлению смузи и другие инициативы, направленные на улучшение пищевого образования.
Джейми говорит, что можно организовать любое мероприятие и участвовать в нём как угодно:
«День продовольственной революции — это повод привлечь внимание людей к проблемам, связанным с питанием, и к важности просвещения в области питания. У нас запланировано множество потрясающих мероприятий для гурманов, которые пройдут в домах и сообществах по всему миру — на деревенских лужайках и в парках, в домах людей, в садах и ресторанах — ограничений нет! Присоединяйтесь к нам, приготовив вкусное блюдо для своих друзей и семьи, сходив на местный фермерский рынок и поддержав местных производителей, или просто внеся небольшие изменения в свой рацион, чтобы сделать шаг к более здоровому образу жизни. Ни одно событие не бывает слишком незначительным, важен каждый голос и каждое действие.»
Подробнее здесь:
https://geekhostel.ru/news/tpost/iutl9gxll1-19-maya-den-pischevoi-revolyutsii-food-r
А вот и рецензия:
«Уместность сегодня «Физиологии вкуса» для русскоязычного читателя – вопрос неоднозначный, двусмысленный. На первый взгляд – на фоне непростой продуктовой, не говоря уж о гурманской, ситуации в стране издание «размышлений о гастрономии, об удовольствии, доставляемом едой, об обжорстве и диете, о пищеварении и общительности сытого человека» и прочем – сущее издевательство. Особенно над простым небогатым и не искушенным высокой гастрономией обывателем. Зачем такому россиянину одна из самых знаменитых книг о еде, которую обожали Бальзак, Александр Дюма и Пруст, да еще и посвященная парижским гастрономам?
А вот хотя бы для занимательного чтения, пусть даже после импортозамещенного ужина. Автор отнюдь не модный повар или банальный эпикуреец, но в лучших и, к сожалению, ушедших традициях старой Европы – «человек-оркестр». «Философ, юрист, судья, экономист, политический деятель, депутат, музыкант, мыслитель, но самое главное – прославленный гурман, в честь которого названы улицы во многих городах Франции».
Знаменитое «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты» провозгласил Брийя-Саварен. Два десятка других его афоризмов предваряют трактат – именно так определяет жанр книги сам автор. Основная часть книги состоит из тридцати «Размышлений» на всевозможные связанные с питанием и кухней темы. Автор размышляет, например, об органах чувств и особенно о вкусе, излагая непривычно изящным языком современные ему воззрения на его природу.
Что еще дельного или хотя бы занятного у Брийя-Саварена? Забавно «Размышление V» – о продуктах питания вообще, а именно подглавка «Осмазом». Здесь на уровне и в духе науки XVIII века автор заявляет, что величайшая польза гастрономии от химии – уточнение того, что же такое «осмазом». Ставлю на кон ящик отечественной тушенки и пол-ящика российской же водки, что почти никто из читающих никогда не слышал этого словца. (Почти – это чтоб не проштрафиться; гусары – молчать!) Так вот просвещайтесь, дорогие сотрапезники: осмазом – это составная часть мяса, «в высшей степени насыщенная вкусом и растворимая в холодной воде, в отличие от экстрактивной части, растворимой только в кипятке». А его неоценимая ценность для автора в том, что именно осмазом «составляет достоинство хороших супов; это он, карамелизуясь, придает рыжеватый цвет поверхности мяса и подрумянивает жаркое; наконец, благодаря ему мясо крупной и мелкой дичи источает столь приятный аромат». Представили? Возможно, искушенным гурманам и фанатам французской кухни эта информация окажется пользительной, я же, вегетарианец по преимуществу, разве что слегка и непонятно зачем просветился.
Не будем ржать над главами «Состав пищевых продуктов» и «Растительное царство», пролистаем до следующего раздела – «Особые блюда и продукты». Брийя-Саварен умилительно описывает пот-о-фё, супы, птицу, дичь и рыбу, а я процитирую убойную фразу, иллюстрирующую мораль и философские воззрения автора. «Я большой приверженец вторичных причин и твердо верю, что целое племя курообразных было сотворено исключительно ради того, чтобы пополнить наши кладовые и разнообразить наши пиршества». Сложно поспорить с гурманами-куроедами, да и самим автором, по мнению которого «индейка один из прекраснейших даров, которые Новый Свет преподнес Старому». Меня же всегда до глубины души возмущали традиции американского Дня благодарения, на который в признательность индейкам янки пожирают их в огромных количествах. Но это опять-таки дело вкуса, морали и этики.
Обязательно нужно упомянуть и определение главного предмета книги – собственно гурманства. Здесь автор демонстрирует прямо-таки чудеса иезуитско-людоедской логики, оправдывая гурманизм… убожествами и страданиями обделенных. «Раз уж бывают люди, пришедшие в этот мир явно для того, чтобы плохо видеть, плохо ходить, плохо слышать, потому что они близорукие, хромые или глухие, то почему не должны существовать и другие, изначально предрасположенные к тому, чтобы особым образом испытывать некоторые ощущения?»
Как тут не вспомнить о вездесущем и нередко зловещем законе кармы? Если одних угораздило питаться картошкой да макаронами, почему не должны существовать и другие, законное право которых поедать хамон и пармезан, запивая их рислингом и шато лафитом?
На сем я перестану издеваться над аппетитами читателей, лишь процитирую напоследок еще одно типично мясоедческое оправдание: «Ведь, согласно Божественному праву, человек – Царь природы, и все, что производит земля, было создано для него. Это для него жиреет перепелка, для него кофе мокко источает изысканный аромат, для его здоровья полезен сахар». Оставлю читателю самому провести злободневные параллели, а сам, пожалуй, никогда больше не пойду во французский ресторан.»
Опубликована ровно три года назад, 18.05.2022 в НГ-Exlibris`е:
https://www.ng.ru/non-fiction/2022-05-18/15_1126_nonfic1.html
Гедеон Янг, журналист, публицист, кулинар