Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

Восстаёт во славе

Где: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева Адрес: улица Воздвиженка 5/25c1 До: 27 июля 2025 Не снится это мне сейчас, не бредится,
Иль это впрямь вершится Страшный Суд.
Фашисты бьют по Спасу на Нередице,
Какой уж день подряд фашисты бьют.
Эсэсовцы от страха будто спятили,
Они кромсают в клочья темноту,
И прямо на глазах у Богоматери
Осколочными лупят по Христу.
И ангелы, взлететь не в состоянии,
Распластывают крылья вдоль стены.
И мученики в нимбовом сиянии
На муки вновь и вновь обречены.
Все берега сковала гололедица.
За Волховом февральский ветер лют.
Фашисты бьют по Спасу на Нередице,
По сердцу человеческому бьют… Михаил Матусовский Музей архитектуры совместно с Новгородским государственным объединённым музеем-заповедником представляют масштабный выставочный проект «Восстаёт во славе», посвященный восстановлению памятников архитектуры Великого Новгорода, разрушенных во время Великой

Где: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева

Адрес: улица Воздвиженка 5/25c1

До: 27 июля 2025

Не снится это мне сейчас, не бредится,
Иль это впрямь вершится Страшный Суд.
Фашисты бьют по Спасу на Нередице,
Какой уж день подряд фашисты бьют.
Эсэсовцы от страха будто спятили,
Они кромсают в клочья темноту,
И прямо на глазах у Богоматери
Осколочными лупят по Христу.
И ангелы, взлететь не в состоянии,
Распластывают крылья вдоль стены.
И мученики в нимбовом сиянии
На муки вновь и вновь обречены.
Все берега сковала гололедица.
За Волховом февральский ветер лют.
Фашисты бьют по Спасу на Нередице,
По сердцу человеческому бьют…

Михаил Матусовский

Церковь Спаса Преображения на Нередице. Вид руин. Рисунок С.Герасимова. 1944 бумага, акварель
Церковь Спаса Преображения на Нередице. Вид руин. Рисунок С.Герасимова. 1944 бумага, акварель

Музей архитектуры совместно с Новгородским государственным объединённым музеем-заповедником представляют масштабный выставочный проект «Восстаёт во славе», посвященный восстановлению памятников архитектуры Великого Новгорода, разрушенных во время Великой Отечественной войны: трёх храмов, ярких образцов древнерусского зодчества – Спаса Преображения на Нередице, Успения Богородицы на Волотовом поле и Спаса Преображения на Ковалёве.

Макеты церквей 2025
Макеты церквей 2025

Название выставки отсылает к высказыванию апостола Павла о Воскресении: «сеется в уничижении, а восстаёт во славе» (1 Кор. 15:43).

Церковь Спаса Преображения на Нередице Фотография 1947 копия
Церковь Спаса Преображения на Нередице Фотография 1947 копия

В июне 1944 года в Новгород, для решения вопроса о его судьбе, приехала группа специалистов во главе с архитектором Алексеем Викторовичем Щусевым. Город был полностью разрушен, поэтому всерьёз рассматривался вопрос об отказе от восстановления и строительстве областного центра на новом месте. Именно Щусев отстоял идею сохранения города и предложил проект его реконструкции.

Церковь Спаса Преображения на Нередице Фотография И.Ф.Барщевского 1885-1886 копия
Церковь Спаса Преображения на Нередице Фотография И.Ф.Барщевского 1885-1886 копия

Храм Спаса на Нередице – один из самых известных памятников домонгольской архитектуры и древнерусской архитектуры вообще. Князь Ярослав Владимирович в 1198 году начал строительство каменного храма в селе Нередица. Здание было выстроено за один сезон и, вероятнее всего, уже в следующий сезон расписано.

Церковь Спаса Преображения на Нередице Фреска "Илия Пророк" Копия Н.И.Толмачевской 1927 бумага, акварель, темпера
Церковь Спаса Преображения на Нередице Фреска "Илия Пророк" Копия Н.И.Толмачевской 1927 бумага, акварель, темпера

Именно с фресок этого храма во многом начался интерес к древнерусскому искусству во всем мире. В 1867 году на Парижской выставке акварельные копии фресок Нередицы, выполненные живописцем Николаем Авенировичем Мартыновым, получили бронзовую медаль.

Церковь Спаса Преображения на Нередице. Фреска "Мученица Доминика" Копия Н.И.Толмачевской. 1927 бумага, акварель, темпера
Церковь Спаса Преображения на Нередице. Фреска "Мученица Доминика" Копия Н.И.Толмачевской. 1927 бумага, акварель, темпера

Летом 1899 года Николай Рерих путешествовал по Ладоге и Волхову. В статье «По пути из варяг в греки» он писал: «Наиболее цельное впечатление из всех новгородских древностей производит церковь Спаса на Нередице. ... Спасская церковь по древности, а главное, по сохранности является памятником исключительным... Живопись, сплошь покрывающая стены и теряющаяся во мраке купола, полна гармонии, ласкает глаз на редкость приятным сочетанием тонов, облагороженных печатью времени....»

Церковь Спаса Преображения на Нередице Фреска "Преподобная Доминика"  Копия Ю.В.Новикова 1971 бумага, темпера
Церковь Спаса Преображения на Нередице Фреска "Преподобная Доминика" Копия Ю.В.Новикова 1971 бумага, темпера

В ходе систематических обстрелов немецких батарей, расквартированных в Юрьевом монастыре, нередицкая церковь была превращена в руину. Уцелела примерно половина объема кладки и 15% фресок. По счастью, сохранившиеся обмерные чертежи, исполненные в 1903 — 1904 годах академиком архитектуры П. П. Покрышкиным, позволили восстановить Спасо-Нередицкую церковь в архитектурных формах конца XII века.

Церковь Спасп Преображения на Нередице Фотографии 1903-1904 копия
Церковь Спасп Преображения на Нередице Фотографии 1903-1904 копия

Мы знаем, как выглядел храм благодаря юному фотографу Леониду Мацулевичу, в будущем известному археологу и историку, который в 1910 году тщательно отснял храм и фрески.

Церковь Спаса Преображения на Нередице. Центральная апсида. Фреска "Петр Александрийский" Фотография А.Г.Чинякова 1949 копия
Церковь Спаса Преображения на Нередице. Центральная апсида. Фреска "Петр Александрийский" Фотография А.Г.Чинякова 1949 копия

«Казалось, в этой груде камней погибло все, что было в этом уникальном памятнике драгоценного для истории и искусства», - писала архитектор-реставратор Любовь Митрофановна Шуляк, которая в 1946 году приступила к разборам завалов и археологическим исследованиям того, что осталось от храма. Предварительные исследования руин показали: на стенах частично сохранились фрески, среди щебня имелось большое количество фрагментов росписи; завалы достигали 3 – 4 м в высоту, а значит, на эту высоту должны были сохраниться стены памятника. Найденные фрагменты фресок просушивали и укладывали в корзины. Затем приступили к реставрации храма по чертежам, сделанным в начале ХХ века, благодаря которым и стало возможным восстановление памятника. Если храм можно было восстановить, то с реставрацией росписей возникли очень большие проблемы. В конце 1969 года художники-реставраторы приступили к работе над фресками. Через 15 лет с начала работ было принято решение о начале комплексной реставрации стенописи церкви. Были привлечены реставраторы, физики, археологи. В последние десятилетия были подключены компьютерные технологии, с помощью которых на основе обмеров и фотографий, сделанных в 1903 году, воспроизведены росписи храма в масштабе 1:1. В настоящее время идёт кропотливая работа по восстановлению отдельных фрагментов росписи Нередицкого храма. Задача реставраторов — хотя бы частично восстановить ту атмосферу, которая царила здесь восемь веков.

Церковь Спаса Преображения на Нередице. Продольный разрез. Обмер В.Н.Зазхаровой 1947 бумага, тушь, тушь цветная, акварель
Церковь Спаса Преображения на Нередице. Продольный разрез. Обмер В.Н.Зазхаровой 1947 бумага, тушь, тушь цветная, акварель

Воссозданный храм - точная архитектурная копия древней церкви. По решению ЮНЕСКО в 1992 году церковь Спаса на Нередице включена в Список Всемирного наследия.

Церковь Успения  Богородицы на Волотовом поле. Фотография Л.А.Мацулевича 1909 копия
Церковь Успения Богородицы на Волотовом поле. Фотография Л.А.Мацулевича 1909 копия

Церковь Успения на Волотовом поле была возведена в 1352 г. по указу архиепископа Моисея, в 1363 г. была расписана предположительно учениками Феофана Грека.

Церковь Успения  Богородицы на Волотовом поле. Фотография Л.А.Мацулевича 1909 цифровая копия
Церковь Успения Богородицы на Волотовом поле. Фотография Л.А.Мацулевича 1909 цифровая копия

В начале Великой Отечественной войны храм был сильно разрушен, сохранились только контуры стен и столбы на высоте от двух до четырех метров.

Церковь Успения Богородицы на Волотовом поле. Чертеж В.В.Суслова. конец XIX - начало XX в Копия Г.Никонова 1946 бумага, тушь
Церковь Успения Богородицы на Волотовом поле. Чертеж В.В.Суслова. конец XIX - начало XX в Копия Г.Никонова 1946 бумага, тушь

В 1950-х гг. была проведена консервация памятника, а в 2001–2003 гг. храм был восстановлен по проекту реставратора Н.Н. Кузьминой. Церковь включена в реестр памятников мирового наследия ЮНЕСКО.

-14

Исследователям удалось найти свыше 1 700 000 (!) осыпавшихся осколков фресковой живописи. Казалось, что ничего уже не исправить. Однако самоотверженная работа реставраторов постепенно воскрешает фрески.

Уникальными экспонатами с удивительной судьбой являются «Волотовские праздники» — иконы праздничного чина, написанные для Успенской церкви в первой половине XV века.

До войны в составе чина находилось девять икон, Новгородский музей успел эвакуировать лишь четыре. Остальные были расхищены оккупантами. Одна из них — «Воскрешение Лазаря» — была возвращена из Германии в Россию в 1948 году.

Воскрешение Лазаря Третья четверть XV в. дерево, темпера Из праздничного ряда иконостаса церкви Успения Богородицы на Волотовом поле
Воскрешение Лазаря Третья четверть XV в. дерево, темпера Из праздничного ряда иконостаса церкви Успения Богородицы на Волотовом поле

В 2023 году в Германии на аукционе в Дюссельдорфе неожиданно была выставлена еще одна икона волотовского чина — «Распятие», ранее известная только по описи.

Распятие Третья четверть XV в. дерево, темпера
Распятие Третья четверть XV в. дерево, темпера

В годы оккупации она была похищена немецким капелланом Людвигом Фольклем и вывезена им в 1943 году, когда его отправили в немецкие оккупационные части в Италии. Российская сторона настояла, чтобы икону сняли с аукциона. Специалисты считают, что это самое значимое возвращение в Россию произведения древнерусского искусства с послевоенного времени.

Церковь Спаса Преображения на Ковалеве. Настенная живопись 1380 Известковое основание, титан, минеральные краски, фреско-темпера
Церковь Спаса Преображения на Ковалеве. Настенная живопись 1380 Известковое основание, титан, минеральные краски, фреско-темпера

Церковь Спаса на Ковалёве построена по заказу боярина Онцифора Жабина около 1345 года. Роспись Ковалевской церкви была исполнена в 1380 году на средства некоего Афанасия Степановича и “подружи” (жены) его Марии, как сообщала об этом древняя надпись над западным входом в храм.

Церковь Спаса Преображения на Ковалеве  Фреска "Первосвященник Аарон" Копия А.П.Грекова 1970-1980-е бумага, темпера, тушь
Церковь Спаса Преображения на Ковалеве Фреска "Первосвященник Аарон" Копия А.П.Грекова 1970-1980-е бумага, темпера, тушь

Роспись, завершенная перед самой Куликовской битвой, по мнению художника-реставратора В.Б. Грековой, «отличалась глубокой лирической эмоциональностью, торжественной приподнятостью и внутренней силой. Культ святых воинов отражал национальные настроения в преддверии важнейших исторических событий». Пять изображений в рост святых воинов составляли внушительный фриз в нижнем регистре северной стены и на гранях северо-западного столба.

Церковь Спаса Преображения на Ковалеве  Фреска "Преображение Господне" Рисунок А.П.Грекова 1984 бумага грунтованная, темпера, тушь
Церковь Спаса Преображения на Ковалеве Фреска "Преображение Господне" Рисунок А.П.Грекова 1984 бумага грунтованная, темпера, тушь

До 1941 года роспись покрывала купол, алтарную часть, северную и южную стены храма, значительную часть столбов и арок, а также западный притвор храма. Храм оказался на линии фронта и был превращен огнем немецкой артиллерии в руины. Сохранилось примерно 30 % кладки. Реставраторы совершили настоящий подвиг. В 1960-х годов были проведены раскопки руин, извлечено 450 ящиков фрагментов фресок.

Церковь Спаса Преображения на Ковалеве Настенная живопись "Архангел Михаил" 1363 известковое осонование, минеральные краски, фреско-темпера
Церковь Спаса Преображения на Ковалеве Настенная живопись "Архангел Михаил" 1363 известковое осонование, минеральные краски, фреско-темпера

Церковь Спаса на Ковалеве стала первым памятником, где был применен метод реставрации живописи на фрагментах, разработанный реставратором А.П.Грековым. По мельчайшим кусочкам собирали древние фрески и восстановили росписи. Сама церковь в начале 1970-х годов была восстановлена по проекту архитектора-реставратора Л.Е. Красноречьева.

Церковь Спаса Преображения на Ковалеве Настенная живопись Столпник 1380 известковое основание, титан, минеральные краски, фреско-темпера
Церковь Спаса Преображения на Ковалеве Настенная живопись Столпник 1380 известковое основание, титан, минеральные краски, фреско-темпера

По одному билету вы можете посмотреть временные выставки и постоянную экспозицию “Калязин. Фрески затопленного монастыря”, о которой я писала ранее.

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые столичные выставки.

Шедевральные маршруты

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#Восстает_во_славе #Спаса_Преображения_на_Нередице #выставки_в_Москве #музей_архитектуры_имени_Щусева #Успения_Богородицы_на_Волотовом_поле

#Спаса_Преображения_на_Ковалёве