Остаться в современном российском кинематографе. Хотя Штирлиц – это фигура речи. Скорее, мы говорим о положительном образе чекиста, который так нечасто встречается в современном российском кино.
Помните, во времена Союза мы смотрели фильм «Семнадцать мгновений весны»? Персонаж Тихонова стал тогда кумиром миллионов мальчишек. В Штирлица играли, про него складывали анекдоты и частушки.
Да что там… многие тогда мечтали связать свою жизнь с профессией разведчика. И ведь связали! Потому что хотели как он – Родине служить. Вот такое кино, сформировавшее поколение.
Пожалуй, начиная с 70-х -80-х годов я не припомню столь же ярких премьер о службе сотрудников госбезопасности. Кроме, конечно, «ТАСС уполномочен заявить».
Вячеслав Тихонов сыграл в этих фильмах обе ключевые роли, надолго закрепившись в амплуа образцового советского разведчика. Дальше – тишина. Ни одного яркого фильма, где чекист – положительный герой я не вспоминаю. А вы?
«Чекист» образца 1992 года
С разрушением Союза в изобилии полились истории про «черный воронок» и расстрелы в подвалах ЧК. Это я вам кратко описала фабулу фильма «Чекист» производства 1992 года. Больше там нет ничего. Честно.
С этим кино тогдашние «наши» режиссеры даже на Каннский фестиваль ездили в том же 92-м, чтоб показать новое кино российское кино и задружить с новыми друзьями от прогрессивного искусства.
Западную повестку в отечественном кинематографе мы отрабатывали довольно долго, но своими в Каннах так и не стали, и слава богу. Недочернили, наверное.
Такое кино тоже сформировало поколение. Но сформировало не в нашу пользу. Полвека молчаливой обороны на всё, что дискредитировало органы безопасности усилиями отечественной киноиндустрии – это все-таки много. Мы давно ждали на это ответ, и он появился.
В 2024 на экран выходит телесериал «Комитет». Я посмотрела его на днях и первая мысль – наконец-то мы перестали отрабатывать в инфополе чужие хотелки и занялись своими.
Для чего был нужен сериал «Комитет»?
В первую очередь, для ответа всем, кто вырос на продукции образца девяностых. Для снятия возражений про «черный воронок», повальные аресты и расстрелы. Ответа на всё, что формировало образ чекиста согласно западной либеральной повестке и в литературе, и в кинематографе.
Надо на такое отвечать? Еще бы!
Да, маркетинговые подходы работают и в информационном пространстве. Здесь тоже снимают возражения. И современный фильм – это весомый аргумент в пользу людей этой профессии. Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Так что вам покажут?
Сюжет и главные герои
В основе сценария сериала «Комитета» – жизненный путь трех товарищей, который разворачивается на протяжении тридцати лет. Тех современных «Штирлицев», которые вернулись на экраны спустя полвека.
Персонажи лишены плакатной приторности. Нельзя сказать, что друзья-коллеги всё время фильма в белом пальто стоят красивые. Промахи у них случаются тоже. Они живые.
Что увидим? Громкие операции органов безопасности за тридцатилетний период. Во многом они собирательны, но прообраз узнается сразу. Цепочка событий тянется со времен Великой Отечественной до начала нулевых.
Каждая серия основана на своей сюжетной доминанте. Тех самых операциях, к разработке и проведению которых герои оказываются причастны. Вас проведут по кромке оперативных мероприятий, грамотно покажут внешнюю сторону, но секретов их проведения все же не раскроют.
В фильме нет линейного восхождения от прошлого к будущему, но есть четкая внутренняя логика в повествовании. Поэтому зрителя перемещают в разные временные промежутки, высвечивая ключевые моменты в профессиональной жизни друзей-товарищей и, так уж получается, в жизни страны. Динамика не теряется ни на минуту.
Особо отмечу линию, связанную с периодом нахождения на посту председателя КГБ Юрия Андропова. Мы помним, что одним из генеральных направлений он считал борьбу с «пятой колонной». И как в воду смотрел.
Она разворачивается через противостояние двух героев – контрразведчика Владимира Наумова и его оппонента, журналиста Александра Зимина. Реноме последнего – активный протест против всего советского, потому что…
Впрочем, его судьба и обстоятельства жизни – тоже собирательный образ, позволяющий отбить претензии ярых русофобов к советскому прошлому по многим пунктам. И за нее я как рядовой зритель поставила бы десять из десяти.
Конечно, есть и интрига, которая не отпустит до последнего. В профессиональных кругах этот прием называется «саспенс». С его помощью сценаристы до финала держат зрителя в напряжении.
В «Комитете» оно начинается уже с первых кадров. Неявными намеками на тайну, которая до поры просто фонит. Ситуация разворачивается медленно, цепляя всё новыми деталями. И если к середине сериала вы уже будете знать – кто, то лишь на последних минутах вам объяснят – почему. И что происходит на самом деле.
Все точки над «и» расставят в разговоре на конспиративной даче. В течение пары минут один за другим вскрываются всё новые факты, которые сценаристы нанизывают, как канапе на шпажки. Но переварить такое изобилие сюрпризов вам удастся не сразу.
Да и как иначе, ведь речь идет о работе СВР и подразделений контрразведки. И то, что лежит на поверхности – не всегда то, что есть на самом деле.
Актерский состав
Я увидела только две «звезды» – это Владимир Стержаков в роли секретаря обкома Смирнова и Андрей Папанин в роли журналиста Зимина. И очень много актеров, чьи лица и работы мне не знакомы.
Это плюс. Мы смотрим историю с чистого листа, не ассоциируя актеров с их предыдущими образами. Остается только удивляться, где эти таланты скрывали до сих пор, настолько органично они вписались в свои роли.
Персонажи без слов – особая история. Мы увидим их в сериях, рассказывающих о периоде 90-х.
Их принадлежность к низшему криминальному миру считывается моментально. Верю.
Что в итоге?
«Комитет» смотрится на одном дыхании. Профессионально и ко времени сделанное российское кино. Его премьера – однозначное наступление на информационном фронте, ведь фильм вновь заставляет этой профессией гордиться.
Хочется думать, что положительные образы чекистов вернулись на наши экраны всерьез и надолго. И Штирлиц никуда не уходил, а просто ждал своего часа воплотиться в новых образах. И может, наступит время, когда мальчишки снова будут подражать героям наших фильмов, как когда -то их дедушки – полковнику Исаеву.
Нам это надо. Поэтому «... вас, Штирлиц, я попрошу остаться».