Найти в Дзене
Александр Степанов

Министр Чуйченко занялся декабристами. Что дальше?

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Удивительные новости пришли сегодня: Министр юстиции Константин Чуйченко на Петербургском международном юридическом форуме дал оценку деятельности декабристов с точки зрения современного российского законодательства об «иноагентах».

«В декабристах иностранное влияние было совершенно иного свойства», — заявил министр. По его словам, они были «не объектом иностранного влияния, а субъектом, то есть они сами шли под это влияние, сами изучали западные идеи».

И вывод министра, о котором сообщают СМИ: Константин Чуйченко заметил, что, оценивая мятеж декабристов, не нашёл в их поступках ничего положительного. Их восстание явилось не прогрессом, а регрессом для России, поскольку его результатом стало то, что были отложены реформы.

Также Константин Чуйченко привлёк внимание к тому, что никто из декабристов не освободил своих крепостных, тогда как Бенкендорф, глава охранного отделения, это сделал.

***

С последнего утверждения и начнём, тем более что тема достаточно хорошо изучена.

Конечно, среди декабристов были разные люди, но средний возраст участников восстания составлял примерно 25 лет. Это значит, что у большинства из них были родители, которые и являлись владельцами крепостных. Без согласия остальных членов семьи дать волю крестьянам было невозможно, а доход от имений кормил большинство дворян и их семьи.

Но самое смешное — министр юстиции повторил один исторический фейк, до сих пор гуляющий в интернете, про Бенкендорфа. Дескать, будущий руководитель корпуса жандармов, в отличие от декабристов, своих крепостных освободил. Даже цитата его по интернету гуляет:

«Как странно… Я-то своих крепостных отпустил в Лифляндии в 1816-м, а в Тамбовской губернии в 1818-м. Все вышли с землёй, с начальными средствами. Я заплатил за каждого из них подати за пять лет вперёд в государственную казну. И я не считаю себя либералом или освободителем! Мне так выгоднее. Эти люди на себя лучше работают. Я зарабатываю на помоле, распилке леса и прочем для моих же бывших крестьян. Я уже все мои расходы покрыл и получил на всём этом прибыль. И я не выхожу на площадь с безумными заявлениями или протестами против Государя или, тем более, против Империи!»

Для начала — отец Бенкендорфа умер в 1823 году, поэтому по тем же причинам, что и декабристы, Александр Христофорович не смог бы этого сделать ни в 1816-м, ни в 1818-м годах. Даже если бы и хотел. Во-вторых, никого он не освобождал, нет на этот счёт никаких документов. Это просто историческая байка.

***

Но главное в другом! Когда Чуйченко говорит о том, что декабристы попали под влияние «западных идей», какие идеи конкретно он имеет в виду?

Представление о том, что одни русские люди не должны владеть другими русскими людьми, как своей собственностью? Или идею, что все жители страны должны быть равны перед законом, как это подразумевала установить Конституция Павла Ивановича Пестеля? Но ведь кажется, всё это записано и в нынешней Конституции Российской Федерации...

Да и вообще, ещё до всяких декабристов под зловредное «западное влияние» попал некто Пётр Алексеевич Романов. Кажется, министр Чуйченко, как многие другие руководители нынешней России, учился в том самом городе, который построил этот весьма прозападный гражданин…

Ретроградство всегда смешно.

И насчёт того, что Константин Чуйченко, оценивая мятеж декабристов, не нашёл в их поступках ничего положительного. Просто заметим, что это в корне расходится с оценкой Александра Сергеевича Пушкина:

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Чьё мнение о декабристах для нас важнее: Александра Сергеевича или Константина Анатольевича?

Кстати, если министр так плотно занялся историческими темами, думаю, будет замечательно, если он изучит обстоятельства заговора против Павла I и его последующего убийства. С соответствующей юридической оценкой!

***

Если верить историческому анекдоту, во время допроса декабристов П. В. Голенищев-Кутузов в присутствии Пестеля имел неосторожность обронить фразу: «Удивляюсь, господа, как вы могли решиться на такое ужасное дело, как цареубийство?»

Пестель быстро нашел, что ответить: «Удивляюсь удивлению именно Вашего превосходительства, Вы должны знать лучше нас, что это был бы не первый случай. Случалось, что у нас в России за это жаловали Андреевские ленты!»

Голенищев-Кутузов четверть века назад сам участвовал в убийстве Павла I...