«Я бы хотел все сказать открытым текстом, но не могу – нельзя. Моя задача – доставить послание. Не расшифровать его. Не объяснить. Просто доставить. Понять послание – их задача»
Представьте себе абсолютно среднестатистического юношу из провинции – без амбиций, без планов, без перспектив и, разумеется, без денег. Герой вне времени, который жил, живет и будет жить всегда где-то на соседней улице. Что он может? И стоит ли от него вообще чего-то ждать? Помимо разочарований и, однажды, печальной сводки новостей.
Но вдруг?
Эд Кеннеди ломает привычную канву юных неудачников, внезапно становясь участником не то игры, не то розыгрыша, где ему выпадают задания по изменению жизни других людей: к нему начинают приходить игральные карты, на которых написаны имена людей и загадки, которые к определенным людям должны его привезти. Инструкций нет и ставки растут с каждой картой, без подсказок, герой книги действует по велению сердца и чуйки.
По сути весь роман – это иллюстрация добродетели и ее возможностей. Жизнь складывается из мелочей, которые мы можем творить своими руками. Добрый жест, слово или поступок, направленный во внешний мир, может стоить нам небольших усилий, но кому-то может изменить целую жизнь. Наградой за это станет чувство внутренней полноценности и сопричастности.
Я почти готова назвать книгу слишком простой, если бы не два момента:
1. В книге есть интрига, которая лично меня заинтересовала больше, чем похожее по итоговому смыслу произведение Лоран Гунель «День, когда я научился жить». В «Я – посланник» есть элементы (легкой) драмы и (очень) легкого триллера, в какой-то момент я даже начала строить свои догадки по финальной развязке.
Спойлер: концовка с этой точки зрения разочаровательна, даже как будто скомкана и недодумана, но я не ставлю это в укор автору, поскольку, как мне видится, задача книги донести определенную мораль и с этим она как раз отлично справляется.
2. Мне нравится писатель Маркус Зусак, его простой язык, летящая манера речи, разговорный и местами жаргонный стиль повествования. Герои плосковаты, скорее это даже собирательные персонажи, но они вызывают пусть и легкий, но все-таки эмоциональный отклик. За их судьбой хочется следить.
Каждый из них является примером внутренней травмы, которая вынуждает их существовать, а не жить полно и счастливо.
Более того, есть догадка, что главный герой намеренно размыт, чтобы мы держали фокус не на его личной трансформации (которая ожидаем происходит тоже), а сосредоточили внимание на его действиях, которые при совершенно разных приложенных усилиях выдавали потрясающие результаты.
Наверное, я могу даже сравнить книгу с отрубями (да, вот такая странная аналогия) – продукт простой, в котором мало вкусы, но очень много пользы.
Для понимания, с каким именно литературным языком вам придется столкнуться:
Надо сказать, я в ресторанах питье никогда не заказываю. Попить можно дома. Это ресторанную еду дома фиг приготовишь
Это 5 прочитанная мной книга автора (всего их 7), на мой вкус сильно уступает трилогии о братьях Вульф и тем более рядом не стоит с Воровкой Книг. И всё-таки рекомендую для легкого необременительного чтения, чтобы скоротать время и немного получить пищи для развития и укрепления нравственности.
Но может, я вполне допускаю, что кого-то книга вдохновит пересмотреть свои отношения со внешним миром, откроет его сердце и вдохновит на поступки.