Найти в Дзене

Работа по-лунински: как железнодорожник помог приблизить Победу

Оглавление

Во время Великой Отечественной войны все советские люди, в том числе и железнодорожники, стремились приблизить Победу всеми способами.

Одним из таких людей, чьи идеи быстро распространились по всей стране и помогли улучшить результаты железнодорожных перевозок, был машинист Николай Лунин.

"Лунинский метод" позволил локомотивам дольше работать без ремонта и водить сверхтяжёлые поезда.

Улучшить всё

Будущий новатор Николай Лунин родился в 1915-м в Ряжске, а позже перебрался с семьёй в Новосибирск. После обучения в фабрично-заводской школе пошёл в кочегары, а позже выучился на машиниста и стал работать на Томской магистрали.

В 20 лет Николай Лунин уже сам водил поезда. Образование и опыт позволили ему предложить новый способ работы. Идея состояла в том, чтобы локомотивная бригада сама ремонтировала паровоз, не доводя его до серьёзных поломок. Это помогало экономить и время, и рабочую силу.

Способ быстро распространился. Его прозвали "лунинским методом", издали специальную брошюру и стали применять на других магистралях страны.

-2

Всё для Победы

Особенно пригодился этот опыт после начала Великой Отечественной войны, когда железнодорожникам некогда было медлить и отправлять паровозы на простой в депо. Для победы требовалось работать максимально быстро, перевыполняя норму в разы.

Уже к концу лета 1941-го на Томской железной дороге в лунинском движении участвовало больше 80% локомотивных бригад. Это позволило увеличить пробег паровозов между промывками больше чем в полтора раза по сравнению с нормой и сэкономить серьёзные средства.

Паровоз ФД21-3000 Н. А. Лунина: Imdestroy. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=51922889
Паровоз ФД21-3000 Н. А. Лунина: Imdestroy. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=51922889

Ещё одним талантом Лунина было умение водить тяжеловесные поезда. Осенью 1941-го он сумел доставить из Кемерова в Москву, к которой уже подходил враг, состав с углём. Его длина составляла километр, а вес — 5 тысяч тонн при норме 1,25 тонны. По пути машинисту пришлось лезть в топку, чтобы быстро решить проблему, не дожидаясь помощи.

Позже подобные поезда Лунин водил регулярно, за что получил Сталинскую премию. На часть денег он купил эшелон угля и привёл его в Сталинград.

За годы войны одна только бригада Лунина сумела перевезти около 600 тысяч тонн грузов, сэкономить больше 850 тысяч тонн угля, а также сберечь 75 тысяч рублей на ремонте.

Машинист Лунин получил звание Героя Социалистического Труда, а его паровоз ФД21-3000 Народный комиссариат путей сообщения признал лучшим паровозом СССР. Этот локомотив сейчас стоит в Новосибирске как паровоз-памятник.