Найти в Дзене
ИРПЦ

РПЦ в до-монголький период

До-монгольский период -- от крещения Руси 988 г. до Батыевых нашествий 1237-1240 гг. К 1170 в РЦ было 11 епархий (византийские источники). Епархии до-монгольского времени Тмутараканская существовала до крещения Руси, упразднена кон.XI-нач.XII вв. Киевская — митроп,
Новгородская,
Белгородская (викарн.) Еще могли быть:
Полоцкая,
Черниговская,
Переяславская,
Туровская,
Владимиро-Волынская,
Ростовская Тмутаракань
Киев,
Новгород,
Белгород,
Полоцк,
Чернигов,
Юрьев,
Туров,
Переяславль,
Владимир-Волынский,
Ростов. За весь до-монгольский период на Руси было ок. 20 кафедр. В составе КПл Патриархата в IX в. было ок. 300 епископий.
Древнее каноническое правило — в одном городе один епископ.
Поэтому требовался промежуточный уровень управления -- митрополичьи округа. Трехуровневая система управления в Константинопольском Патриархате:
1. Патриарх -- 2. Митрополиты -- 3. Епископы. В КПл Патриархате в XI в.:
-- 80 митрополий с округами
-- 42 архепископий (починялись патр
Оглавление

До-монгольский период -- от крещения Руси 988 г. до Батыевых нашествий 1237-1240 гг.

Епархии

Русские епархии на кон. 11 в.
Русские епархии на кон. 11 в.

К 1170 в РЦ было 11 епархий (византийские источники).

Епархии до-монгольского времени

Русские епархии до-монгольского времени
Русские епархии до-монгольского времени

Тмутараканская существовала до крещения Руси, упразднена кон.XI-нач.XII вв.

Образованы при Владимире

Киевская — митроп,
Новгородская,
Белгородская (викарн.)

Еще могли быть:
Полоцкая,
Черниговская,
Переяславская,
Туровская,
Владимиро-Волынская,
Ростовская

Епархии в конце XI в

Тмутаракань
Киев,
Новгород,
Белгород,
Полоцк,
Чернигов,
Юрьев,
Туров,
Переяславль,
Владимир-Волынский,
Ростов.

За весь до-монгольский период на Руси было ок. 20 кафедр.

Русская Церковь в юрисдикции КПл

В составе КПл Патриархата в IX в. было ок. 300 епископий.
Древнее каноническое правило — в одном городе один епископ.
Поэтому требовался промежуточный уровень управления --
митрополичьи округа.

Трехуровневая система управления в Константинопольском Патриархате:
1. Патриарх -- 2. Митрополиты -- 3. Епископы.

В КПл Патриархате в XI в.:
-- 80
митрополий с округами
-- 42
архепископий (починялись патриарху напрямую)

"в одном городе—один епископ" (древнее канонич. правило).


-4

Русь была митрополичьем округом Патриархата,
(в списке митрополий была на
62 месте)
поэтому в Руссой Церкви был только
2-й и 3-й уровень.

В управлении РЦ
два уровня сохранились навсегда --
и после установления автокефалии,
и после учреждения Патриаршества.

Причиной тому было малое количество епархий.

Русская Церковь и Государство

РЦ возникла по инициативе кн. Владимира.
и позже князья заботились о церкви.
Кнн. были
ктиторами -- кафедр, монастырей, соборов
Кнн. пользовались правом инвеституры --
-- назначали
на церковные должности
-- и
смещали - епископов и митрополитов.

кн. Вл. -- создал ц. Десятинную и "поручи ю Настасу Корсянину".

"Въ лето 6490 (989).
Посемь же Володимеръ живяше въ законе хрестьяньсте, и
помысли создати церковь пресвятыя Богородица, пославъ, приведе я мастеры от Грекъ. И наченшю же здати, и яко сконча зижа, украси ю иконами и поручи ю Настасу Корсянину, и попы корсуньскыя, и пристави служити в ней, вдавъ ту все, еже бе взялъ в Корсуни: иконы, и съ суды и кресты". (Лаврент.)

кн. Вл. утвердил Церковный Устав -- документ, обеспечивавший материальное обеспечение Церкви.

Кнн. учреждали епархии в своих княжествах:

Ростов, Суздаль, Владимир-на-Клязме, Смоленск, Рязань,
Галич, Перемышль, Угровск, Луцк.

А иногда -- митрополии: Переяславль, Чернигов, Владимир-на-Клязьме (Феодорец).

Феномен власти

Почему ВЛАСТИ приписывается Божественное происхождение ? -
- кн. Владимир создает (творит) ц. Десятинную СЛОВОМ.

Власть у того, чьи приказы исполняются.

Чем можно добиться исполнения от других?
--
любовью (ради любви исполняют)
--
нравственным, духовным авторитетом
--
выгодой (материальной или иной)
--
страхом (наказание, расправа).

Государственная власть в полной мере обладает 3 и 4
Церковь также имеет 3 и 4, но в гораздо меньшем объеме, чем Гос.
Церковь пользуется
нравственным авторитетом.

Сильная гос. власть подчиняет церковную иерархию.
при слабой гос. власти политический вес церковной иерархии возрастает.