Найти в Дзене

Как научиться решать задачи. Часть 4. Задача повышенной сложности, ВПР, 5 класс

В четвёртом уроке мини-курса «Как научиться решать задачи» вы узнаете о том, как безо всяких дополнительных знаний и без какого-то особенно развитого ума решить задачу повышенной сложности из Всероссийской проверочной работы за пятый класс. Причем в решении мы будем использовать только те приёмы, которыми в норме должен владеть обычный третьеклассник. Итак, задача перед вами: Света, Маша и Оля разделили между собой 60 конфет. Света заметила, что если она отдаст все свои конфеты Маше, то у Маши и Оли станет поровну конфет. А если она отдаст все свои конфеты Оле, то у Оли станет в три раза больше конфет, чем у Маши. Сколько конфет было у Светы? Видеоверсию урока смотрите здесь: А для тех, кто предпочитает текстовые версии, — пересказ с картинками. Здесь у нас используется целых два типа кратких записей. Краткая запись на сравнение («больше-меньше») и на целое и части («у одной, у второй и всего»). Подробнее о том, как правильно выбрать краткую запись, я рассказываю в курсе «Математика на

В четвёртом уроке мини-курса «Как научиться решать задачи» вы узнаете о том, как безо всяких дополнительных знаний и без какого-то особенно развитого ума решить задачу повышенной сложности из Всероссийской проверочной работы за пятый класс. Причем в решении мы будем использовать только те приёмы, которыми в норме должен владеть обычный третьеклассник.

Итак, задача перед вами:

Света, Маша и Оля разделили между собой 60 конфет. Света заметила, что если она отдаст все свои конфеты Маше, то у Маши и Оли станет поровну конфет. А если она отдаст все свои конфеты Оле, то у Оли станет в три раза больше конфет, чем у Маши. Сколько конфет было у Светы?

Видеоверсию урока смотрите здесь:

Как научиться решать задачи: задача повышенной сложности, ВПР, 5 класс

А для тех, кто предпочитает текстовые версии, — пересказ с картинками.

Здесь у нас используется целых два типа кратких записей. Краткая запись на сравнение («больше-меньше») и на целое и части («у одной, у второй и всего»). Подробнее о том, как правильно выбрать краткую запись, я рассказываю в курсе «Математика на 5». Кто захочет научиться решать задачи — проходите по ссылке, читайте подробнее описание курса и записывайтесь на него.

А мы вернемся к нашей задаче. У нас в ней есть одна хитрость: целых две различных ситуации. Если Света отдаст конфеты Маше, то картинка будет одна. А если Оле, то совсем другая. И вот тут хитрость в том, что это будут две отдельные краткие записи. Про первую ситуацию и про вторую. Две картинки.

Начнем с первой. Вот мы рисуем конфеты Маши и Оли. Их стало поровну. А всего конфет 60. Но у Маши-то не все конфеты ее собственные, часть из них досталась от Светы. А вот сколько у Светы было? Это и есть главный вопрос.

-2

Вносим данные и давайте попробуем найти то, что можно найти по такой схеме. Посмотрите, два одинаковых кусочка, а всего 60. Что можем узнать? Можем узнать один кусочек. Делим 60 напополам, получаем 30 конфет у Оли и 30 конфет у Маши со Светой. Вносим получившееся число на схему, но больше по этому условию мы ничего найти не можем.

-3

Давайте тогда перейдем ко второму условию. Если Света отдаст все свои конфеты Оле, то у Оли станет в три раза больше конфет, чем у Маши. Изобразим это на схеме. У Маши один кусочек, а у Оли три кусочка. И всего 60. Покажем при этом, что у Оли-то не все конфеты свои, а часть Светины. Из предыдущего действия мы уже знаем, что в собственных конфет Оли 30. Давайте это тоже внесем.

-4

Итак, всего конфет 60. И посмотрите, где у нас на схеме 60. Фигурная скобка охватывает одинаковые кусочки. Один у Маши и три у Оли. А сколько это кусочков всего? Давайте найдем. 1+3=4 части всего. И эти четыре части — это 60. Что можем найти? Мы можем найти одну часть. 60:4=15 конфет в одной части. А у кого одна часть? Так у Маши! То есть вот мы узнали, сколько конфет у Маши. Внесём зеленым цветом ответ на схему.

-5

И тут мы можем продолжить решение двумя способами. Мы можем остаться на этой схеме (я покажу чуть позже это решение), а можем сделать проще. Давайте вернемся на первую схему и то, что у нас получилось, подставим.

Посмотрите, у Маши 15 конфет, а вместе со Светой у них 30 конфет. Как найти конфеты Светы? Просто от 30 отнимаем 15 и получаем 15 конфет у Светы.

-6

Всё, мы получили ответ, задача решена. Но можно было ее решить по-другому. Давайте рассмотрим второй способ, а для этого вернемся ко второй схеме.

Если всего у нас конфет 60, а у Маши 15, то у Оли со Светой… И тоже можем найти разными способами! Можем от 60 отнять 15, получить 45 конфет у Оли со Светой.

Или еще один способ. Мы знаем, что у Оли со Светой в три раза больше конфет, чем у Маши. У Маши 15, умножаем на 3, получаем 45 конфет у Оли со Светой.

-7

Вносим получившийся ответ на схему. И посмотрите: у Оли вместе со Светой 45 конфет, а собственных Олиных 30. Как узнать, сколько у Светы? От 45, от целого, отнимаем часть 30, получаем 15 конфет у Светы. Мы с вами видим, что второй способ на одно действие длиннее, чем первый, но тем не менее он имеет право на существование. И если ребенок решит таким способом, это не будет ошибкой.

-8

Вот мы и решили задачу. И обратите внимание: какие мы новые знания использовали? Да никаких! Нахождение части по целому – это вообще первый класс. Деление — это третий класс. Ну разве что числа большие. Никаких уравнений, никаких прочих сложностей, только правильно составленная краткая запись.

Поэтому краткая запись – это великая вещь! Учитесь составлять краткие записи. А кто не может научиться сам — приходите к нам на курс «Математика на 5». В заключительном уроке я расскажу об универсальном алгоритме, который лежит в основе этого курса, и о том, чему именно вы можете научиться.