К моменту выхода "Парка Юрского периода" Стивен Спилберг уже имел за плечами успешный опыт работы над научно-фантастическими фильмами, которые вошли в историю. Среди них "Назад в будущее", "Гремлины" и "Челюсти". В этих картинах Спилберг выступал либо в роли режиссера, либо продюсера. Этот опыт позволил ему создать фильм, который не только поразил зрителей, но и стал одним из самых кассовых в истории кино.
Давайте разберемся, какие приемы использовал Спилберг в "Парке Юрского периода". И что сделало его таким успешным.
Феномен «Парка».
Ещё до выхода фильма за право экранизировать одноимённый роман Майкла Крайтона развернулась настоящая борьба между киностудиями. Автор настаивал на внушительном гонораре и большом проценте от сборов. Среди заинтересованных были Warner Bros., Columbia Pictures и 20th Century Fox, которые видели в роли режиссёров Тима Бёртона, Ричарда Доннера и Джо Данте соответственно. Однако в мае 1990 года права на экранизацию достались Universal Pictures и Стивену Спилбергу.
Спилберг, известный своими научно-фантастическими фильмами, понимал, как важно сделать картину максимально реалистичной. Его подход был сосредоточен не столько на сюжете, сколько на эффекте восприятия зрителя. Он превратил зрителей в непосредственных участников событий, погружая их в атмосферу парка Юрского периода.
Режиссёр умело работает с чувствами и страхами аудитории. Он использует свой фирменный приём «присутствие». В фильме много сцен, где динозавры не показываются напрямую, а лишь косвенно намекают на их присутствие. Например, в сцене с кормлением коровы ящеров в клетке мы не видим хищников, но музыка и косвенные признаки создают напряжённую атмосферу.
Спилберг дает зрителям возможность додумать происходящее самостоятельно, что делает сцены ещё более пугающими. Ожидание появления тираннозавра или реакция героев на приманку козы создает напряжение, даже когда ничего страшного не происходит. Благодаря мастерству режиссёра зритель остается в напряжении на протяжении всего фильма.
Спилберг всегда снимает напряжённые сцены с точки зрения жертвы и немого участника, поэтому они так сильно воздействуют на зрителя. Например, момент, когда Ти-рекс разбивает окно машины с детьми внутри, создаёт ощущение реальной опасности. Камера фиксирует происходящее изнутри салона, и зритель видит ситуацию глазами жертвы. Интересно, что страх детей в этом эпизоде был неподдельным. По сценарию стекло машины не должно было разбиться, поэтому испуганные крики детей были абсолютно естественными.
Аниматроники и компьютерная графика.
Успех фильма «Парк юрского периода» объясняется тем, как режиссеру удалось передать одновременно ужас и величие динозавров. Стивен Спилберг с детства обожал динозавров, и в «Кинг-Конге» его больше интересовали именно они, а не главный монстр. Юность Спилберга пришлась на «ренессанс динозавров» в 1960-е годы палеонтологи сделали множество открытий, которые изменили представления о древних рептилиях. Тогда динозавры окончательно вошли в массовую культуру.
Спилберг интуитивно выбрал лучшего аниматроника того времени — Стэнли Уинстона. Уинстон сделал «Терминатора» живым и устрашающим. Но «Парка юрского периода» не было бы без и Дэвида Мьюрена, специалиста по цифровой композитингу. До этого фильма компьютерная графика использовалась осторожно и редко, а её применение не приносило успеха. Мьюрен вывел спецэффекты на новый уровень, что сделало компьютерную графику неотъемлемой частью кино. За свой вклад в кино он получил несколько «Оскаров».
Впервые компьютерную графику совместили с традиционными съемками движения. Лицо актрисы Арианы Ричардс наложили на фигуру каскадера. Но компьютерная графика не могла полностью заменить аниматоров. Специалисты команды аниматоров Типпета учили новых специалистов изображать движения животных. Команда днями и неделями проводила время в зоопарке, изучая поведение и движения животных.
Американский палеонтолог Джек Хорнер внес большой научный вклад в фильм, отчасти став прототипом персонажа Гранта. Однако команда стремилась не к научной точности, а к правдоподобию. Люди идут смотреть на динозавров, а не на актеров, поэтому важно было сделать их обаятельными, даже если они несут смерть. Тираннозавра Спилберг называл звездой, хотя, в отличие от Кинг-Конга, этот зверь не вызывал особой эмпатии.
Триумф Парка.
«Парк Юрского периода» открыл новую эру в киноиндустрии. Спилберг и Крайтон снова объединились для создания продолжения. Писатель создал «Затерянный мир» а режиссер уговорил его вернуть доктора Малкольма. Тот, вооружившись винтовкой с транквилизаторами, отправился спасать подругу в мир динозавров. Многие сцены из первой книги, не вошедшие в фильм, перекочевали в продолжение. Даже плотоядные динозавры проявили сентиментальность к семье. Съемки, что удивительно для такого масштабного проекта, прошли точно в срок. Никто в команде Спилберга не мог поверить, что фильм с такой сложной структурой и огромным количеством спецэффектов укладывается в расписание.
Режиссер работал сразу над двумя фильмами: как только появился сырой вариант монтажа «Парка Юрского периода» Спилберг отправился в Польшу снимать «Список Шиндлера». Этот фильм, как и «Парк» вошел в историю кино, сделав режиссера легендарным. Команда, часами рисовавшая движения мускулов динозавров, была вдохновлена своим трудом. Художники вспоминали, что сами не верили в результаты своей работы. Но никто не мог предсказать, насколько важным станет этот фильм для кинопроизводства.
Успех «Парка Юрского периода» был рекордным. Он стал самым кассовым фильмом в истории кино до выхода «Титаника» в 1997 году. Зрители шли в кино ради зрелища, которого не могли найти больше нигде. Режиссеры поверили в возможности компьютерной графики, и это привело к появлению новых франшиз и продолжений старых фильмов, где графика заняла важное место в индустрии.
Мнение.
Фильм «Парк юрского периода» давно стал культовым. Это самый известный фильм о динозаврах в истории кино. Для поколения миллениалов он стал классикой, которую хочется пересматривать снова и снова. Сцена с тираннозавром, который смотрит прямо в душу, вызывает неподдельный животный страх.
«Бог создал динозавров, Бог их уничтожил. Бог создал человека. Человек уничтожил Бога и создал динозавров… — …Динозавры съедят мужчин и женщины унаследуют землю»
Фильм захватывает внимание своей подачей сюжета. Он не критикует и ни к чему не призывает, а лишь наглядно показывает, чем может обернуться игра человека в создателя. Основное внимание уделено людям, их тщеславию и эгоистичным стремлениям. Даже когда зритель видит гигантов, сюжет быстро возвращается к разговорам об этичности воссоздания рептилий.
На этом я с вами прощаюсь, мои славные Киноманы! Заходите в гости в "Парк Юрского периода"
Статья о фильме Спилберга "Список Шиндлера":
Буду очень благодарен за вашу поддержку, в нашем важном деле.
P.S: Я рад приветствовать вас на своем канале в Telegram By A.G. | кинематограф. Здесь вы можете первыми узнавать о новых фильмах, обсуждать их с единомышленниками и участвовать в опросах и голосованиях, чтобы выбрать, какой фильм стоит посмотреть. https://t.me/chanelbyag
- Благодарен что дочитали до конца статью!
- Если вы смотрели «Парк юрского периода», поделитесь своим мнением в комментариях.