Найти в Дзене
Андрей Хомяков

Что ждет авторынок в 2025–2026 годах: личное мнение

Сегодня хочу поговорить с вами о ближайшем будущем автомобильного рынка — а именно, о 2025 и 2026 годах. Сразу оговорюсь: я не аналитик, не экономист, а просто человек из автобизнеса с личным опытом.
Все, что будет сказано, это мое сугубо личное мнение. Поехали. Центробанк уже дает понять: в ближайшие годы кредиты будут выдавать все строже. Это касается и автокредитов. ЦБ постепенно начинает закручивать гаечки,которые регулируют размер долговой нагрузки на заемщика.
Для чего банки считают размер долговой нагрузки у заемщиков?
Для того, чтобы заемщик мог эти кредиты элементарно выплачивать. И ему было на что жить. Откуда берут данные? Из пенсионного фонда — по отчислениям легко понять ваш официальный доход.
Дело в том, что сейчас заработные платы снова уходят в серую
зону, минималка официально, остальное — в конверте. Это станет проблемой. Если по бумагам вы зарабатываете 20–30 тысяч, рассчитывать на серьёзный автокредит уже не получится.
Если сегодня вы получаете официальную минималку
Оглавление

Сегодня хочу поговорить с вами о ближайшем будущем автомобильного рынка — а именно, о 2025 и 2026 годах. Сразу оговорюсь: я не аналитик, не экономист, а просто человек из автобизнеса с личным опытом.
Все, что будет сказано, это мое сугубо личное мнение. Поехали.

НАЧНУ С БАНКОВ

Центробанк уже дает понять: в ближайшие годы кредиты будут выдавать все строже. Это касается и автокредитов. ЦБ постепенно начинает закручивать гаечки,которые регулируют размер долговой нагрузки на заемщика.
Для чего банки считают размер долговой нагрузки у заемщиков?
Для того, чтобы заемщик мог эти кредиты элементарно выплачивать. И ему было на что жить. Откуда берут данные? Из пенсионного фонда — по отчислениям легко понять ваш официальный доход.
Дело в том, что сейчас заработные платы снова уходят в серую
зону, минималка официально, остальное — в конверте. Это станет проблемой. Если по бумагам вы зарабатываете 20–30 тысяч, рассчитывать на серьёзный автокредит уже не получится.
Если сегодня вы получаете официальную минималку, и банк вам одобрит автокредит, то в скором времени такая возможность пропадет.

ВОЗВРАЩЕНИЕ СПРАВОК С РАБОТЫ

Еще один момент, про который говорит ЦБ - вернуться справки 2-НДФЛ.
Помните их? Я помню, лет 15 назад, наверное, эти справки активно банки
требовали, чтобы посмотреть, какая зарплата у заемщика. Их уже
начали требовать в ипотечном кредитовании, скоро они
появятся и в автокредитах. Таким образом, банки будут себя страховать от выдачи "проблемных" кредитов.

А причем здесь, собственно, кредиты, почему я тут про
них вам рассказываю. А всё дело в том, что продажи автомобилей,
как новых, так и автомобилей с пробегом, они держались последние лет 7 исключительно на автокредитах.

Мы сами в 2018 году открыли автосалон автомобилей
с пробегом только для того, чтобы выдавать автокредиты
на автомобили, ну и чтобы клиентам было удобно. Автосалон
этот в 2025 году закрылся, но об этом я расскажу в
других выпусках.

Вернемся к автокредитам, получается, что на автокредитах продажи автомобилей и держались, и когда кредиты стали выдавать/брать реже, соответственно машины стали продаваться реже.
Также ЦБ нам намекает, что можно забывать о кредитах
без первоначального взноса, либо с минимальным первоначальным
взносом.

Чтобы взять автокредит, допустим на автомобиль за миллион рублей, вам нужно будет внести порядка 300 тысяч рублей. А ситуация такая, что у населения нет 300 тысяч рублей на первоначальный взнос. Последние несколько лет подавляющее большинство выданных автокредитов были либо с минимальным первоначальным взносом, либо вообще без него. Просто люди приходили и брали кредит на автомобиль, не имея ни рубля в кармане.
И банки такие кредиты выдавали.

Все, теперь такие кредиты выдаваться будут реже, а в ближайшем будущем вообще перестанут выдаваться. Нужен будет обязательно первоначальный взнос.

ДОРОГИЕ АВТОКРЕДИТЫ

Еще одним негативным фактором является сам размер процента по автокредиту. Я не считаю, что это самый важный фактор, потому что выдача автокредитов продолжается и сейчас, просто в меньшем объеме. Рано или поздно эта процентная ставка снизится до более приемлемого уровня, но выдачи кредитов уже не вернутся на прежний уровень, потому что есть
и другие более важные факторы, о которых я и рассказываю.

На сегодняшний момент реальная фактическая процентная ставка по автокредиту состовляет в среднем 30 годовых. Да, там в кредитном договоре вам могут написать 15 годовых, но включат туда какую-нибудь услугу, и когда вы все посчитаете на калькуляторе, вы поймете, что 30 годовых - никто себе
в минус работать не будет.

ВЫСОКАЯ СТОИМОСТЬ ЖИЗНИ

Еще одним негативным фактором, который влияет на продажу автомобилей, является высокая стоимость жизни. Да, жизнь подорожала. И в эти
высокие расходы уже невозможно втиснуть 20, 30, 40 тысяч рублей
платежа за автомобиль.

РЫНОК АВТОМОБИЛЕЙ ЗАПОЛНИЛСЯ

Еще одним фактором, который вы можете сказать, что я его притянул за уши, вы этого нигде не увидите, не услышите, Это просто лично моё мнение, это в том, что автомобильный рынок насытился, всё, свободная ёмкость заканчивается
либо уже закончилась.
Что я имею ввиду?
Хочу вернуться на 20 лет назад, когда у нас начался бум сотовых телефонов. Вы может помните, что на каждой остановке стояли у нас павильоны, там Евросеть, Диксис, Телефон ру, Связной, потому что был высокий спрос, был бум, телефонов ни у кого не было, и телефоны активно покупали.
Прошло буквально10 лет и уже в каком-нибудь в 2015 году этих павильонов практически не осталось. Связано это с тем, что люди накупили себе телефоны,
удовлетворили или закрыли этот спрос, эту потребность, и как бы всё, такого количества магазинов по продаже телефонов стало просто не нужно.
Люди, нет, не перестали покупать телефоны, просто они их покупают по мере необходимости.
Вот то же самое примерно и произошло с автомобилями.
Если раньше автомобили были не в каждой семье, если раньше у нас были пустые парковки во дворах, у нас были свободные дороги, минимум пробок, то сейчас посмотрите, что происходит.
Автомобили есть практически в каждой семье, есть по несколько автомобилей в семье. На дорогах пробки, парковки забиты, автомобилей очень много.
Это значит, что автомобили продолжат продаваться, но уже не в таком объеме, потому что рынок насытился. У людей куплены машины, теперь они эти машины эксплуатируют, они эти машины ремонтируют, и если острой необходимости в смене автомобиля нет, то зачем его менять. То есть они на нем ездят, ездят
и ездят.
Соответственно, другой автомобиль какой-то новый не продается, ну или автомобиль с пробегом тоже не продается.


ПОДВЕДЕМ ИТОГ

Да, машины будут продаваться, никуда они не денутся, людям надо ездить, людям надо жить, работать, поэтому продажи будут.
Но роста продаж ожидать не приходится.
А раз автомобили будут меньше продаваться, то и необходимость в таком количестве дилерских центров, продавцов автомобилей, она просто отпадет. Дилеры новых автомобилей будут закрываться, дилеры
автомобилей с пробегом будут закрываться, будет
все как с павильонами сотовых телефонов на остановках.

Покупателям переживать не стоит, для них наступает самое приятное время, когда за вас, как за покупателя, будут салоны бороться, предлагая лучшие чем у конкурентов условия. А если конкурентов много, то и условия покупки можно получить самые выгодные.

На этом все, подписывайтесь на канал, всем пока!