Наблюдение 1: Медлить нельзя
Нашей стране очень не хватает квалифицированных кадров, но множатся, к сожалению, преимущественно инициативные неучи вместе с их инициативами.
Нужно с этим что-то делать, срочно!
Наблюдение 2: Кто медлит?! Никто не медлит
6 февраля 2025 года на Заседании Совета по науке и образованию министр обрнауки В. Фальков докладывал президенту: «Острый дефицит кадров на рынке труда и, самое главное, дефицит инженеров настоятельно требует регулирования платного приёма в университеты. Здесь сегодня доминируют экономика, управление и право. Платный приём тоже надо нацелить на задачи государства». (http://kremlin.ru/events/president/news/76222)
1 апреля 2025 года Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам того заседания, среди которых было и «Пр-685, п.1 ж) представить предложения, касающиеся возможности наделения Минобрнауки России полномочием по согласованию предельного количества мест для обучения по договорам об образовании за счет средств физического и (или) юридического лица». (http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/76618)
4 апреля 2025 года группа сенаторов и депутатов внесла законопроект № 884102-8 О внесении изменений в статью 55 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". (https://sozd.duma.gov.ru/bill/884102-8#bh_histras).
Кратенький такой законопроект был из двух статей: 1) дополнить статью 55; 2) вступает в силу с 1 сентября 2026 года.
14 мая 2025 года Госдума приняла законопроект в первом чтении. Назначили дату рассмотрения во втором чтении - 20.05.2025.
Между делом поменяли название законопроекта: вместо «О внесении изменений в статью 55…» стало «О внесении изменений в статьи 101 и 104…». Да и сам текст законопроекта переписали: статью 55 теперь не меняют, но меняют статьи 101 и 104. Дату вступления в силу тоже сдвинули с 01.09.2026 на 01.09.2025 года.
Без промедлений, без раздумий. Спешно, аж спотыкаясь, обнаружили проблему в феврале,... утвердили за март,... в апреле придумали решение,... в мае подправили придуманное и непременно ведь примут.
Воплощать законопроект в жизнь решено тоже без промедлений – прям с 1 сентября 2025 года, вместо 2026 года. Потому что медлить нельзя!
Наблюдение 3: Острый дефицит инженеров от того, что доминируют экономика, управление и право
Пока чиновники Минобраза в команде с депутатами и сенаторами заняты делом – спешно принимают закон, провинциальный юрист шляется по Москве.
Минобразу виднее, сенаторам с депутатами тоже виднее. Им всем виднее, что дефицит инженеров в стране от избытка юристов. А я – юрист, считай, тот самый паразит, из-за которого в стране дефицит инженеров случился.
Вот, очередной четверг, приемные часы в судах и госорганах - хожу, сижу в очередях на прием.
Начал с мирового суда. Документы в электронном виде по судебным делам секретарю на флешке отвезти нужно, чтобы ей не приходилось перепечатывать с бумажных документов. Из трёх мировых судей трудится один мировой судья за троих уже без малого год, потому что две должности всё еще вакантны. Дефицит судей, работает за себя и за двоих товарищей.
Потом в районный суд поехал. Там пару мотивированных решений никак не изготовят, но это потому что у судьи долгое время помощника с секретарем не было, разгребают накопившиеся завалы, когда-нибудь изготовят. Жалоба в экспедиции с марта зависла, но это от потому что экспедиция разгребает завалы, накопившиеся то ли за время отпуска секретаря, то ли за время, пока искали нового секретаря взамен уволившегося. Апелляционная жалоба еще зависла, но там просто судьи нет. Дефицит сотрудников аппарата, дефицит судей.
Попутно в следственный отдел в РОВД забежал. По привычке уже сразу иду к начальнику следствия, потому что следователи меняются, а начальник пока на месте. Надо было узнать о движении двух уголовных дел. Узнал – уголовные дела благополучно лежат без изменений. Что не расследуются – это терпимо, привычно и ладно. А вот что следователи в этом месяце не поменялись – это прям радостная новость, обнадёживает. Следователи тоже в дефиците: новые следователи, если приходят, то надолго не задерживаются; старые – так и норовят уволиться.
После обеда к приставам поехал, по предварительной записи. Исполнительные производства проведывать нужно. Благо, пристав на месте, один сидит в кабинете на четверых сотрудников. Пару лет назад их там трое было; потом стало двое; прошлой осенью один остался и даже перед новым годом грозился уволиться. Хороший он пристав, честный. Признался, что летом собирается в отпуск с последующим увольнением. Дефицит.
Ну, с приемными делами на сегодня закончил. Поехал в арбитражный суд. Тут хотя бы без дефицита должно быть, арбитраж ведь. Но ту свой дефицит – времени не хватает. В назначенное время заседание не начнётся, но прибыть к назначенному времени обязан, ибо а вдруг. Потому сижу под дверью, беседую с коллегой - адвокатом. «Адвокатскую монополию вводить собираются, готовят законопроект!» - говорит коллега. «Да, эти ведь могут и устроить,» - отвечаю ему – «Будете тогда, вы адвокаты, вместо всех нынешних юристов по всем судам ходить представителями, денно будете в судах и ночно будете к этим судам готовиться». Ну, не мог я его не подколоть. Знаю ведь, что в их коллегии адвокатов тоже дефицит – несколько месяцев с зимы ищут себе юристов, адвокатов и помощников, а найти не могут.
В общем, если оглянуться вокруг, то квалифицированные юристы оказываются в большом дефиците. Везде требуются, везде не хватает.
А что же тогда с инженерами творится, если по версии Миобраза юристов в стране с избытком?
Наблюдение 4: Безграничная самоуверенность
Да! Да уж! Быть уверенным в себе и своих способностях – это ведь полезный навык, наверное.
Самоуверенности чиновников Минобраза позавидовать хочется. Смелые люди там трудятся, способные, деятельные, решительные.
На фоне Минобраза я выгляжу совершенно нерешительным бездельником. За примером далеко ходить не буду, из текущих моих дел: на раздел имущества супругов убили 10 месяцев; банальную сделку купли-продажи предприятия готовили полгода; несчастное банкротство одного должника готовимся инициировать восьмой месяц.
В то же время Минобраз, сенаторы и депутаты планируют в мае 2025 года принять закон, который должен вступить в силу уже с 1 сентября 2025 года. Верят, что с принятием закона чиновники Минобраза, наделенные новыми полномочиями, спешно и точно (дня за два, или неделю, на крайняк – за месяц-другой) определят «предельное количество мест обучения для приема, порядок и сроки определения предельного количества таких мест». Определят, утвердят, согласуют, разошлют. Успеют ведь, да?!
А главное, верят ведь, что именно этого не хватало, чтобы устранить дефицит инженеров, образовавшийся от избытка юристов, экономистов и управленцев. Верят.
Наблюдение 5: Слон в посудной лавке
Я однажды встретил слона в посудной лавке, не смог пройти мимо и купил. Это был керамический чайник в виде слона, носик чайника в виде хобота. Жутко непрактичная штука была куплена в подарок и благополучно подарена другу на какой-то праздник.
Чай из этого керамического слона никто не пил, неудобно ведь. Он был поставлен на полку, где простоял какое-то время, пока не разбился. Дети – цветы жизни!
А есть ведь такое выражение «как слон в посудной лавке». Оно без преувеличения знакомо всем, кто сталкивался с государственно-частным партнерством в России. Когда «для решения общественно значимых задач» государство суётся в не свойственную ему частную сферу экономики, науки, образования и прочего, то каждый раз на горизонте начинает угрожающе маячить тот самый «слон».
Когда государство для своих государственных задач распределяет бюджетные деньги на бюджетные места в образовательных организациях по направлениям и профессиям государственной важности, это обычное дело. Когда государство для тех же своих государственных задач льготы предоставляет по нужным ему направлениям, это тоже обычное дело.
Кстати, обычным делом стала и низкая эффективность такого распределения государством льгот и средств на подготовку профессионалов, при котором дефицит квалифицированных кадров год от года только нарастает. О неэффективности государственной системы профессионального образования в России говорят в последние годы много и вполне обоснованно совершенно разные специалисты. В свою очередь, депутаты и чиновники Минобраза обычно парируют традиционным и универсальным доводом мол «ну и что, зато Россия остается в числе стран-лидеров с точки зрения обеспечения доступности высшего образования».
Я в педагогике не специалист, в организации профессионального образования не эксперт, в политике государственной тоже не разбираюсь. Как юрист, могу лишь фактами и показаниями оперировать.
Минобраз в России уже не первый год существует и примерно столько же времени занимается «правовым регулированием и выработкой государственной политики в сфере высшего образования, науки, научно-технической и инновационной деятельности».
Минобраз в России главный по этой государственной политике в сфере высшего образования.
Огласим показания главного подозреваемого:
- «Почти 64% выпускников 2022 года имели возможность поступить на бюджетные места»;
- «В 2023 году уже 67% ребят смогут рассчитывать на бесплатное обучение в вузе»;
- «В рамках последней приемной кампании (2023 год) на бюджетные места могли претендовать почти 60% выпускников школ»;
- «В российские вузы поступило в 2024 г. около 1,37 млн человек, доля платников из них составила примерно 54,7%, а бюджетников – приблизительно 45,3%».
- «В 2025 году количество бюджетных мест в российских вузах сократится... на 2025–2026 учебный год предусмотрено 619,1 тыс. мест, что на 2 тыс. меньше по сравнению с прошлым годом».
Нет ощущения, что Минобраз может быть ответственным за текущее состояние профессионального образования, ведь это он определял государственную политику в сфере высшего образования?
Или снижение доли бюджетных мест в ВУЗах виновато? Хотя Минобраз к этому ведь тоже отношение имеет непосредственное.
Ну, или может ведь такое быть, что раньше Минобраз ошибался, а теперь вот точно всё высчитал и продумал. Теперь прям кардинально решили политику поменять, выправить, закон поменять и взять под свой «Минобразный» контроль прям вообще всё высшее образование: бюджетное и внебюджетное, платное и бесплатное. Может?
Тут придется показания свидетеля огласить:
Вице-премьер Чернышенко в 2023 году говорил: «Наибольший рост числа бюджетных мест произойдет именно по программам подготовки инженеров».
Выходит, что государственный курс на подготовку инженеров в вузах взяли ещё в 2023 году…, но что-то пошло не так…, отчего в вузах платников стало больше, чем бюджетников…, но инженеров не прибавилось в нужном количестве.
Впрочем, осмелюсь предположить, что с лета 2023 года до мая 2025 года не прошло ещё и двух полных лет. Абитуриенты из 2023 года за это время вряд ли успели стать дипломированными инженерами с высшим образованием. Можно было бы и подождать результатов тогдашнего эксперимента с перераспределением бюджетных мест перед тем, как затевать нынешнее вмешательство в распределение уже платных внебюджетных мест.
Наблюдение 6: Просчитался. Но где?
Банкиры, обучающие своих клиентов финансовой грамотности, каково? У меня в мобильном приложении банка их финансовые советы иногда всплывают. Бывает очень забавно, но ни разу не было по делу. Впрочем, банкиры с их финансовой грамотностью - это скорее волки, охраняющие стадо овец.
Минобраз, определяющий разом количество бюджетных и небюджетных мест для приема в государственные и негосудаственные ВУЗы, это как? На волка не тянет, на лису в курятнике тоже, хотя глаза хитрющие.
Это ведь умудриться нужно было. Нужно было неустанно портачить, портачить и портачить с организацией приема на обучение за счет бюджетных ассигнований, чтобы оказаться в сложившейся ситуации. Нужно было заслужить право заявить: «Бюджетное образование не работает! Давайте мы теперь то же самое с платным образованием сделаем».
Минобраз старался.
В прошлом десятилетии бюджетные места распределяли преимущественно в пользу технических направлений, снижая долю бюджетных мест по гуманитарным направлениям. Гуманитарии отнеслись с пониманием, отучились за свой счет.
В нынешнем десятилетии продолжили устоявшуюся традицию. Основными направлениями остались инженерные, медицинские и педагогические специальности. Гуманитарии - запомнили, где касса находится, протоптали к ней дорогу.
По итогам 2024 года: «В большинстве случаев рост числа зачисленных обеспечен за счет увеличения платного приема, особенно по таким направлениям, как «Реклама и связи с общественностью», «Экономика», и «Юриспруденция»
Общее число абитуриентов, не спеша, растёт, на бюджете студентов становится больше, на платном обучении тоже больше. Число выпускников год от года примерно одинаковое. Где просчитались?
Общее число молодых работников год за годом держится примерно на одном уровне. Число молодых работников с высшим образованием, не спеша, растёт. Где просчитались, когда?
Судя по графику, проблемы начали проявляться года эдак с 2015-2016, значит причины искать нужно на 4-5 лет раньше (обычный срок обучения в ВУЗе).
А может быть здесь: «В 2012 году в России стартовал процесс слияния вузов. Это было нужно, чтобы сократить число неэффективных вузов, повысить их конкурентоспособность».
Это я к тому, что Минобраз уже пробовал истребить частные ВУЗы в России и навести порядок в платном высшем образовании государственных ВУЗов. Вон, в 2014 году чуть ли не 80% из них под нож хотели пустить.
Сократили, укрупнили, повысили эффективность, пустили под нож неэффективные вузы. Проверяй!
Цитату из 2014 года не могу не привести: «Вот и не знает россиянин, что ему теперь делать: радоваться закрытию лишних «шарашкиных контор» или переживать из-за того, что сотни тысяч студентов могут оказаться на улице, а цены на обучение в оставшихся вузах (да и в государственных) наверняка пойдут вверх».
Сотни тысяч студентов, действительно, выкинули. Цены на обучение задрали.
Так где же просчитались, а?!
Наблюдение 7: Требуем продолжение банкета!
За прошедшее десятилетие беспощадной борьбы с доступным высшим образованием Минобразу не удалось полностью его истребить в лобовой атаке. Решили зайти с флангов.
Регулировать предельное число платных мест в вузах с четко обозначенной целью «сократить избыточное количество специалистов в неприоритетных сферах».
В переводе с чиновничьего языка на русский это ведь буквально означает:
- додушить выжившие негосударственные ВУЗы, обучающие гуманитариев;
- пустить в расход государственные ВУЗы, получающие доход за счет платных мест;
- снова выкинуть на улицу несколько сотен тысяч молодых ребят, которые останутся без возможности получить желаемое высшее образование;
- лишиться специалистов в «неприоритетных сферах» и недополучить специалистов в «приоритетных сферах».
Я могу предположить, что Минобраз рассуждает категориями среднестатистического человека/абитуриента/студента/выпускника. Среднестатистическому человеку, действительно, плевать на какие-то там различия в профессиях.
Нужны инженеры – буду инженером, нужны врачи – буду врачом, учителя нужны – уже бегу в пединститут, программисты нужны – бегу-бегу, спотыкаюсь. Кстати, строители-дорожники не нужны, а то бегаю и спотыкаюсь всё время? Не нужны строители, и гуманитарии не нужны – ну ладно, куда дальше бежать?
Живые люди, в отличие от среднестатистических, ведут себя несколько иначе.
Наблюдение 8: Личное
На личном примере нагляднее должно получиться, чем на среднестатистическом.
Мне повезло отучиться в то время, когда инициативных неучей было сильно меньше, как и влияния, случайно свалившегося на этих неучей.
Закончив школу с золотой медалью, я имел льготу для поступления в ВУЗ по результатам одного вступительного экзамена вместо трёх. А еще у меня на руках было целевое направление от местного Газпром-Трансгаза для поступления на факультет Нефти и газа (Нефтегаз). У меня даже было удостоверение слесаря КИПиА и пару месяцев трудового стажа по специальности, полученных на компрессорной станции за время летних каникул.
Я тогда благополучно сдал в Политехе первый экзамен (химию или физику, не помню). Но быстро сообразил, что Нефтегаз – это не моё. Извинился перед деканом, поблагодарил его за проявленное ко мне доверие. Забрал документы из Политеха и отнес на юридический факультет СГУ.
Как льготник-медалист, я прошел одно вступительное собеседование и платно поступил на юрфак. Платно, потому что мог себе позволить. После третьего курса за отличную учебу и участие в научной работе ВУЗа меня с платного обучения перевели на бюджетное место.
Два курса из пяти на бюджете – пустячок, но приятный. Закончил юрфак я с рекомендацией поступать в аспирантуру. Но, оглядываясь на опыт научной деятельности во время учебы, в аспирантуру я не пошел, не моё.
После ВУЗа на годик по призыву я сходил в армию, где благополучно забылась половина всего того, что ранее выучил в ВУЗе. Мог бы и все знания растерять, но повезло с командирами, которые отпускали меня в увольнительные среди недели вместо положенных в выходные. От этого у меня была возможность проводить время с пользой в местном ростовском университете и библиотеке.
С тех пор тружусь юристом. Зуб имею на тех, кто мой родной университет зачем-то упразднил и приделал к политеху.
Наблюдение 9: Сознательное
Мне хочется верить, что большинство людей принимают важные жизненные решения осознанно и сознательно. Хочется верить, что доля людей с пороками воли сильно меньше. Конечно, есть недееспособные и ограниченно дееспособные, это факт, но это исключительные случаи. Здоровых дееспособных точно большинство.
В чиновничьих отчетах живут среднестатистические люди. В их планах, графиках, прогнозах и прочей бюрократической макулатуре – всё те же среднестатистические люди. Чтобы основанный на таких среднестатистических людях документ оказался хоть сколько-нибудь пригодным для применения в реальной жизни, требуется приложить много усилий и учесть множество нюансов.
В реальной жизни люди оценивают свои возможности и действуют намеренно.
Человек, который намерен работать врачом, не станет инженером. Хоть ковровую дорожку ему постелите от школы до местного политеха, хоть колючей проволокой огородите от него медицинскую академию, он не станет инженером, потому что намерен быть врачом. А если всё же удастся принуждением всучить ему ненавистный диплом инженера вместо желанного медицинского, то на производстве такой «инженер» окажется совершенно бесполезным.
Стране очень нужны квалифицированные специалисты во всех, буквально, во всех сферах деятельности. Не цифры в отчетах о количестве дипломов «по приоритетным направлениям» нужны, а квалифицированные специалисты.
Квалифицированным специалистам, в свою очередь, нужны условия. Чтобы специалисты появлялись, нужно создавать условия, а не уничтожать.
Да, это тоже из разряда сознательно-бессознательного, наверное, вопрос. Можно ли в здравом уме и при памяти предположить, что по щелчку пальца и указивке чиновника Минобраза гуманитарный ВУЗ может мигом стать техническим, медицинский – стать аграрным и так далее?
Это я к тому, что в воспаленном мозгу инициаторов законопроекта теплится уверенность, что закон должен вступить в силу прям с 1 сентября этого года (2025). До 1 сентября осталось без малого 3 месяца!
Я могу допустить, что закон примут очень быстро, и прям до конца мая экстренно подпишут и опубликуют. Могу допустить, что Минобраз по такому поводу экстренно, спотыкаясь, в сжатые сроки выплюнет из себя какой-нибудь документ с «предельным количеством мест для платного обучения» и даже разошлёт его по всем вузам до конца июня.
Но я не могу представить, что за оставшиеся пару месяцев все ВУЗы, получившие от Минобраза бумажки с «предельным количеством мест», смогут перевернуть свои программы обучения с ног на голову прямиком по ходу приемной кампании. КАК?!
Ну, и про бессознательное. Пресловутая «обезьяна с гранатой» - существо непредсказуемое, опасное, но одноразовое (бах и нету). Минобраз, уполномоченный ежегодно переписывать число всех бюджетных и платных мест в ВУЗах – это существо столь же непредсказуемое, не менее опасное, да ещё и многоразовое.
В заключение:
Чтобы что-то разломать, обычно не требуется много ума. И времени это обычно много не требует. Демонтаж – другое дело, там образование нужно, квалификация, изыскания, проект, работы по проекту.
В феврале предложили, в апреле утвердили, в мае переписали и уже почти приняли, с сентября должно заработать.
Нет ощущения, что в этой спешке забыли обдумать?