Найти в Дзене

Три когнитивных искажения в обучении и как с ними работать

Когнитивные искажения в обучении: 1. «Проклятие знания» 2. Эффект Даннинга-Крюгера 3. Обратный эффект Даннинга-Крюгера (Синдром самозванца) 1. «Проклятие знания» может создавать трудности в обучении, так как обладатели высокого уровня квалификации ошибочно полагают, что задачи, лёгкие для них, так же легки и для других людей. Представьте себе сцену: опытный программист из крупной ИТ-компании уверенно показывает экран со сложной схемой, рисует разные диаграммы и говорит: «Всё ли понятно?». А в зале — молчаливые лица молодых коллег, глаза которых блуждают между терминами, словно ищут спасательный круг. Чем длиннее стаж выступающего, чем глубже его понимание предмета, тем сложнее ему «обнулить» собственный багаж знаний и войти в мир новичка. Этот парадокс носит научное имя — «проклятие знания» (curse of knowledge). Эксперт, погружённый в детали, перестаёт замечать, как теряются слушатели, не успевающие уловить основные точки отсчёта. Проблема не в невнимательности аудитории и не в лени ле

Когнитивные искажения в обучении:

1. «Проклятие знания»

2. Эффект Даннинга-Крюгера

3. Обратный эффект Даннинга-Крюгера (Синдром самозванца)

1. «Проклятие знания» может создавать трудности в обучении, так как обладатели высокого уровня квалификации ошибочно полагают, что задачи, лёгкие для них, так же легки и для других людей.

Представьте себе сцену: опытный программист из крупной ИТ-компании уверенно показывает экран со сложной схемой, рисует разные диаграммы и говорит: «Всё ли понятно?». А в зале — молчаливые лица молодых коллег, глаза которых блуждают между терминами, словно ищут спасательный круг. Чем длиннее стаж выступающего, чем глубже его понимание предмета, тем сложнее ему «обнулить» собственный багаж знаний и войти в мир новичка.

Этот парадокс носит научное имя — «проклятие знания» (curse of knowledge). Эксперт, погружённый в детали, перестаёт замечать, как теряются слушатели, не успевающие уловить основные точки отсчёта. Проблема не в невнимательности аудитории и не в лени лекторов — в основе лежит когнитивное искажение, мешающее «переодеться» в роль начинающего.

Как работать с «проклятием знания»?

Осознать и обойти «проклятие знания». Один из самых эффективных способов преодолеть «проклятие знания» — мысленно поставить себя на место аудитории. Перед лекцией, презентацией или разговором выполните упражнение: представьте себя новичком в вашей теме. Какие вопросы у вас возникли бы? Что показалось бы непонятным? Составьте список таких вопросов и сразу подготовьте ответы простым языком.

Есть метод, известный как «обращение ролей», он опирается на исследования в области эмпатии и коммуникации (Galinsky & Moskowitz, 2000). Они показывают, что сознательное принятие чужой перспективы снижает когнитивные искажения на 30–40%. Практический пример: перед курсом по управлению персоналом преподаватель составляет вопросы, которые могли бы задать студенты: «Что такое HR-бренд?» или «Почему важен HR-бренд?». Затем он включает ответ в лекцию: «HR-бренд — это имидж организации как работодателя, который оценивают потенциальные, а также текущие сотрудники. Он является важным фактором при выборе работодателя».

2. Эффект Даннинга-Крюгера — гипотетический эффект, когда люди с низкой компетентностью в какой-либо теме склонны считать себя знатоками этой темы, при этом делая ошибочные выводы и принимая неудачные решения, но не осознавая своих ошибок из-за нехватки знаний и умений.

Другими словами, некомпетентность мешает правильно понимать пределы своей компетенции и приводит к завышенному представлению о своих способностях (даже в незнакомых областях знаний и впервые совершаемых действиях).

Как работать с феноменом Даннинга-Крюгера?

Феномен Даннинга-Крюгера — это частное от искажённой самооценки сотрудника. Выровнять её можно с помощью оценки методом «360 градусов», когда характеристики специалиста оценивает и он сам, и его окружение: коллеги, руководители, подчинённые, а иногда и клиенты. Также может помочь «Окно Джохари» — это техника, позволяющая людям лучше понять отношение к себе и взаимоотношения с окружающими.

Слепые пятна — это места, где сотрудник получает от коллег значительно более низкую оценку, чем от себя. В таких случаях нужно проанализировать, в чём причина расхождения самооценки и оценок окружения. Эти компетенции можно рассмотреть, как возможности для развития и самосовершенствования.

3. Синдром самозванца

Обратный эффект Даннинга-Крюгера (Синдром самозванца) — это ситуация, в которой компетентные специалисты недооценивают степень своего мастерства. Человек с большим опытом и реальными знаниями склонен считать свои достижения менее весомыми, нежели они есть на самом деле.

Согласно гипотезе, высококвалифицированные люди, склонны занижать оценку своих способностей и страдать от недостаточной уверенности в своих силах, считая других более компетентными.

Синдром самозванца (англ. impostor (imposter) syndrome) — психологическое явление (синдром), при котором человек не способен приписать свои достижения собственным качествам, способностям и усилиям. Несмотря на внешние доказательства их состоятельности, люди, подверженные синдрому, продолжают быть уверенными в том, что они — притворщики и не заслуживают успеха, которого достигли. Успехи они, как правило, объясняют удачей, попаданием в нужное место и время или введением других в заблуждение, создав образ более умного и компетентного человека, чем есть на самом деле.

Как работать с синдромом самозванца?

Синдром самозванца — это также частное от искажённой самооценки сотрудника. В свою очередь, скрытые возможности — это компетенции, которые окружение сотрудника оценило выше, чем он сам. Возможно, участник слишком критичен по отношению к себе или, напротив, видит «проблемные» моменты, скрытые от окружающих. В таких случаях стоит рассмотреть дальнейшее развитие этих навыков, так как это позволит быть ещё эффективнее.

Выровнять самооценку можно всё также с помощью оценки методом «360 градусов» и «Окна Джохари» или воспользоваться упражнением ниже. Одно из упражнений - письменная терапия позволяет организовать мысли у подверженного синдрому. Если он увидит собственные достижения (вместо внутреннего анализа), то сможет сопоставить их с реальностью, а текст будет служить напоминанием. Данное упражнение должно помочь избавиться от ощущения некомпетентности.