Продвижение и развитие бизнеса, бренда, товаров и услуг — важнейшие задачи современных компаний. Решает такие задачи маркетинг, включающий широкий перечень профессий и должностей. Это вид деятельности, направленный на привлечение и удержание клиентов. Маркетологи должны выявить и удовлетворить нужды потребителей, а также преуспеть на фоне конкурентов и выгодно продать итоговую продукт или услугу.
В статье вы узнаете:
- какие есть должности;
- сколько зарабатывают специалисты;
- что нужно знать для работы;
- как освоить профессию и так далее.
Основные обязанности маркетолога
Направление деятельности компании и тип продукции или услуги влияют на то, что входит в маркетинг. Иногда работа специалистов может быть уникальной, за счет продвижения, например, новых изобретений. Однако принципы деятельности для всех отраслей являются схожими и во многом зависят от варианта трудоустройства.
В штате
Работая штатным специалистом, в обязанности маркетолога входят:
- создание новых товаров и услуг;
- участие в медиапланировании;
- организация и проведение маркетинговых кампаний;
- анализ эффективности маркетинговых мероприятий;
- участие в разработке рекламно-информационных материалов;
- помощь в формировании бюджета на маркетинг;
- анализ продаж и повышение их эффективности;
- разработка ассортимента продукции и ценообразования;
- ведение отчетности по результатам маркетинга и так далее.
Штатный работник занимается постоянным развитием продукции, рекламой и повышением эффективности продаж. Обычно в средних и крупных компаниях имеется полноценный отдел маркетинга, обязанности которого распределяются между всем персоналом.
В агентстве
Многие организации не нанимают штатных маркетологов, а обращаются за услугами к сторонним агентствам, специализирующимся на предоставлении маркетинговых услуг. Они берут заказ на выполнение отдельных видов маркетинга или предоставления комплекса мероприятий для продвижения и развития бренда.
Такой вариант особенно популярен, если компания:
- переводит бизнес в интернет;
- только начала развитие и пока не имеет возможности нанять маркетологов;
- нуждается в получении опыта и экспертизе эффективности работы;
- желает сэкономить время и ресурсы на продвижении отдельных товаров и так далее.
Сегодня существует множество агентств, которые предоставляют большое количество рабочих мест в области маркетинга. В таких условиях работы обязанности специалистов могут ограничиваться только заказанными услугами.
На аутсорсе
Такой вариант также включает обращение к агентствам, потому что основывается на передаче обязанностей стороннему агентству или специалисту. Обычно в такой ситуации продвигаются интернет-продукты, а работу выполняют Digital-маркетологи. Здесь заказчик может платить по факту предоставления услуг, за почасовую работу или по контракту.
Что делает маркетинг на аутсорсе удобным вариантом:
- финансовая ответственность нанятого специалиста или агентства;
- не нужно взаимодействовать со сторонними подрядчиками;
- работа по принципу «задача — решение».
Минусы очевидны. У исполнителя отсутствует заинтересованность в бизнесе, а при расторжении отношений теряется вся база подрядчиков.
Если компания нанимает одного специалиста на аутсорсинге, его обязанности обычно включают:
- анализ продукции и целевой аудитории;
- разработка плана продвижения и развития;
- составление технического задания;
- контроль результатов работы и отчетность.
Маркетолог на аутсорсинге не участвует в распределении бюджета, разработке ассортимента или политики цен. Деятельность сторонних работников связана преимущественно с продвижением уже готового продукта. При этом работа выполняется чаще удаленно, а основные услуги и товары продаются через интернет.
Какие бывают маркетологи: специализации
Мы подготовили по видам маркетинга список должностей, которые наиболее популярны и распространены на рынке труда сегодня. Каждый профиль деятельности является отдельной профессий, однако все они выполняют общую задачу — продвижение и развитие продукции.
Маркетолог-аналитик
Среди должностей в маркетинге «Аналитик» — одна из ключевых. Такой специалист создает базу для дальнейшей работы всех остальных сотрудников отдела. Он участвует в разработке маркетинговой стратегии, выполняя:
- сбор и анализ данных о потребителях, рынке, конкурентах;
- составление отчетности о текущем состоянии рынка и результатах;
- прогнозирование будущих трендов и поведения целевой аудитории;
- оптимизацию стратегии для улучшения продаж и так далее.
Интернет-маркетолог (Digital-маркетолог)
Основные виды маркетинга сегодня сосредоточены именно на развитии и продвижении бренда, товаров и услуг через интернет. По этой причине Digital-маркетолог — наиболее популярная должность среди других профилей деятельности в области маркетинга.
Обязанности такого специалиста:
- привлечение клиентов через цифровые каналы;
- продвижение товаров и услуг через сайты, соцсети, блоги, маркетплейсы;
- разработка и реализация маркетинговой стратегии;
- улучшение узнаваемости бренда;
- повышение лояльности текущих клиентов;
- организация работы подчиненных и так далее.
Email-маркетолог
Такой вид маркетинговой деятельности сосредоточен на работе с имеющимися или потенциальными клиентами напрямую — по электронной почте или мессенджеры. Обязанности специалиста:
- сбор базы клиентов;
- выстраивание коммуникаций;
- создание цепочки автоматических писем;
- разработка уникальных предложений;
- составление коммерческих предложений;
- отправка транзакционных и сервисных писем;
- верстка рассылок и так далее.
Бренд-маркетолог
Специалист такого профиля ответственен за рекламную кампанию. Он продвигает именно бренд, определяя будущий вектор развития организации. Иногда такие задачи входят в должностные обязанности руководителя отдела маркетинга. Однако сейчас становится популярен вариант найма отдельного специалиста, который будет сосредоточен на развитии узнаваемости компании среди широких масс.
Продакт-маркетолог
Это специалист, который решает основные вопросы по созданию качественного продукта или результата, а также за успешный вывод созданных товаров и услуг на рынок. Главные задачи продакт-маркетолога — контроль работы отдела маркетинга и обеспечение обратной связи от клиентов, партнеров или конкурентов.
Контент-маркетолог
Такого специалиста часто путают в Digital-маркетологом, потому что у должностей есть схожие трудовые функции. Контент-маркетолог тоже занимается продвижением товаров и услуг через интернет. Однако зона его ответственности не сам продукт, сайт или приложение, а описание товаров или услуг и наполнение цифровых площадок уникальным SEO-контентом (текстами, видео, изображениями и другим материалами для SEO-продвижения).
SMM-маркетолог
Это сравнительно узкая специализация, сосредоточенная на продвижении товаров и услуг через социальные сети. Специалист занимается созданием пабликов и страниц продукта или компании, привлекая целевую аудиторию. Однако главная задача SMM-маркетолога — настройка рекламы продвигаемой продукции в соцсетях.
CRM-маркетолог
Специалист по управлению отношениями с клиентами. Такой маркетолог отвечает за коммуникацию между компанией и действующими или потенциальными клиентами. CRM-маркетолог изучают имеющиеся проблемы, проводит анализ данных и выдает отчет об удовлетворенности клиентов продуктом или услугой. На основе полученной информации специалист предлагает варианты улучшения и продвижения продукции.
Трейд-маркетолог
Достаточно сложный вид маркетинговой деятельности, требующий наличия глубоких знаний о товаропроводящей цепи. Главная задача трейд-маркетолога — развитие дистрибуции и улучшение отношений со всеми участниками товаропроводящей цепи. Обычно такие специалисты требуются в крупных сетевых торговых компаниях или маркетплейсах.
Что должен знать и уметь маркетолог?
Спектр трудовых функций зависит от должности, места работы и отрасли деятельности специалиста. Например, у руководителя отдела маркетинга обязанности следующие:
- разработка и реализация маркетинговой стратегии;
- управление бюджетом на маркетинговую кампанию;
- исследование рынков и каналов сбыта;
- организация работы отдела маркетинга и распределение задач;
- контроль выполнения маркетингового плана;
- координация работы подразделений маркетинга и так далее.
Обычный маркетолог выполняет более простые задачи:
- анализирует рыночные условия;
- составляет план и определяет сроки сдачи проекта;
- планирует расходы на маркетинговую деятельность;
- ведет отчетность о выполненной работе;
- развивает бренд, товар или услугу на основе проведенного анализа данных;
- применяет различные инструменты для продвижения продукции;
- принимает обратную связь от клиентов и партнеров;
- создает рекламу продукта и так далее.
У каждого профиля маркетинга свои профессиональные задачи. Однако их можно определить в общие категории. Это позволит обобщить чем занимаются маркетологи разных профилей и что делает руководитель отдела маркетинга.
Основы маркетинга
Любой специалист такого направления обязан знать основы маркетинга. Сюда входят:
- особенности продвижения товаров и услуг;
- инструменты для маркетинговых кампаний;
- методики анализа и сбора данных;
- ценообразование и управление ассортиментом;
- способы привлечения клиентов;
- управление отношениями с потребителями и так далее.
Основы аналитики
Результаты работы отдела маркетинга зависят от проведенного анализа информации. Именно сбор и изучение данных влияют на выбранную стратегию, а также эффективность продвижения и развития продукции. Основы аналитики включают:
- изучение рынка и нужд потребителя;
- мониторинг изменения стратегии компании;
- анализ конкурентной среды и преимуществ;
- формирование ценностных предложений;
- изучение эффективности маркетинговых мероприятий;
- выявление рисков и потенциала компании, а также другие функции.
Основы рекламы
Реклама — это не только создание привлекательных картинок и роликов. Маркетолог должен знать законы о рекламе и учитывать их при создании слоганов, описании преимуществ и так далее. Если не соблюсти законодательные требования, можно получить запрет на рекламу, штраф и даже быть привлеченным к ответственности.
Помимо закона о рекламе, нужно знать:
- инструменты рекламы;
- методы организации работы по созданию рекламы;
- виды и особенности площадок для размещения рекламы;
- способы создания рекламных стратегий;
- варианты мониторинга рекламных кампаний и так далее.
Основы верстки
Это категория трудовых функций связана преимущественно с интернетом. Здесь специалисту нужно понимать:
- особенности размещения информации на сайтах;
- способы создания и встраивания рекламы на страницы;
- правила размещения контента;
- законы об использовании контента;
- инструменты для работы с сайтами, приложениям, программами и так далее.
Ключевыми навыками для продвижения товаров и услуг являются знания SEO. От них зависит эффективность интернет-маркетинга.
Основы психологии
Здесь подразумеваются не профессиональные знания психолога, а понимание поведенческих факторов потенциальных клиентов. Маркетологу нужно уметь:
- определять нужды потребителей;
- выявлять «боли» и проблемы клиентов;
- воздействовать на потребителей с помощью рекламы;
- правильно описывать продукцию и так далее.
Основы менеджмента
Маркетолог — это также руководитель, которому вверяют команду специалистов различных профилей. По этой причине необходимо знать особенности:
- управления проектами;
- делегирования задач сотрудникам команды;
- проверки результатов выполненной работы;
- анализа эффективности маркетинговой стратегии;
- материального и финансового обеспечения проектов;
- ведения отчетности о результатах маркетинговой кампании и так далее.
Карьера, востребованность на рынки и зарплата
Карьера
Специалист с образованием по маркетингу зарплату в России получает разную в зависимости от сложившейся карьеры. Это перспективный профиль работы, позволяющий начать профессиональный путь без опыта на младшей должности и завершить его руководителем крупной рекламной компании или директора по маркетингу с зарплатой свыше 300 тысяч рублей в месяц.
Маркетологи востребованы повсеместно. Сегодня большинство крупных и средних компаний имеют если не полноценные отделы маркетинга, то обязательно нанимают штатного маркетолога. Поэтому у вас всегда будет возможность найти место для трудоустройства и получения первого трудового опыта для дальнейшего развития карьеры.
График работы
Условия работы маркетологов очень разнообразны. Возможны следующие варианты:
- Полный рабочий день. Типичен для штатных сотрудников, которые отвечают за работу ряда подчиненных. Здесь все традиционно — 8 часовой рабочий день, обед, ежегодный отпуск и так далее.
- Свободный график. Возможен и при официальном трудоустройстве, и при аутсорсинге. Здесь специалист сам решает сколько времени уделить решению задачам, а остальное делегирует на подчиненных.
- Удаленная работа. Популярный вариант работы в сфере Digital-маркетинга. Здесь специалист и его команда взаимодействуют друг с другом через интернет. Возможно совмещение удаленной работы со штатной, поэтому график и свободный, и на полный рабочий день.
- Почасовой. Это больше относится к аутсорсингу и консультированию по вопросам маркетинга. В данном случае специалист получает оплату по факту выполненной работы или по количеству отработанных часов.
Вариантов рабочего графика много и они часто не ограничиваются одним вариантом, а совмещаются. Например, все более популярным становится полный рабочий день на удаленке.
Заработная плата
В маркетинге зарплаты начинаются от 15 тысяч. Минимальный доход у начинающих специалистов, которые работают стажерами или младшими маркетологами в небольших компаниях.
Обычно у маркетологов с опытом работы, при работе в крупной или средней организации, зарплата составляет 50–120 тысяч рублей. Средний доход по России — 80 тысяч рублей. Однако данные достаточно субъективны, потому что, сколько зарабатывают в маркетинге зависит от:
- типа организации и выпускаемой продукции или услуг;
- региона трудоустройства специалиста;
- опыта работы маркетолога и занимаемой должности;
- сферы деятельности специалиста и так далее.
Самые высокие зарплаты у представителей Digital-маркетинга и их руководителей. Сколько зарабатывает директор по маркетингу:
- в Москве — от 110 до 500 тысяч рублей;
- в Санкт-Петербурге — от 95 до 380 тысяч рублей;
- в Краснодарском крае — от 95 до 415 тысяч рублей;
- в среднем по регионам — от 80 до 170 тысяч рублей.
Доходы диджитал-маркетологов составляют от 55 до 220 тысяч рублей.
Востребованность
Маркетолог — очень востребованная специальность, для которой всегда открыто множество вакансий. Например, на популярной площадке hh.ru сейчас доступно свыше 12 тысяч предложений о работе по специальности «Маркетолог».
Если заинтересованы в работе маркетолога Digital-сферы, можно рассмотреть более 400 вакансий. При этом по многим есть возможность удаленной работы, что дает возможность трудоустроиться из любого региона страны.
Уже имеете немалый опыт работы в маркетинге и решили найти руководителем? Здесь тоже есть много вариантов. Свыше 800 предложений только по специальности «Директор по маркетингу», а ведь есть и смежные должности.
Где учиться на маркетолога?
Получить диплом маркетолога можно двумя способами:
- Пройти традиционное очное или заочное обучение в вузе. Такой вариант занимает от 2 до 6 лет учебы и стоит около 100 тысяч рублей в год. По итогу вы получаете диплом государственного образца. Преимущество такого варианта — работодатели больше отдают предпочтение кандидатам, завершившим традиционное обучение.
- Пройти профессиональную переподготовку. Это вид дополнительного профессионального образования, который доступен только специалистам, уже получившим какую-либо профессию. Имея диплом вуза или ссуза вы сможете за 2–3 месяца пройти курсы по маркетингу, отдав порядка 30–70 тысяч рублей за все обучение. По итогу вы также получите диплом, но уже установленного образца. Однако документ равноценен вузовскому и позволяет также официально устроиться в области маркетинга.
Профессиональную переподготовку можно пройти и в вузе, и в коммерческих учебных заведениях.
«АПОК» — лицензированный учебный центр, который проводит курсы профессиональной переподготовки по маркетингу. У нас вы сможете пройти обучение по разным профилям, сможете заниматься дистанционно и получите легитимный диплом для официального трудоустройства. Подробности можно узнать по телефону.