19.05.25
Здравствуйте, мои уважаемые читатели!
День пионерии, который отмечается сегодня, навеял воспоминания о далекой детской поре, когда мы были пионерами и носили на груди алые галстуки.
Это была замечательная, чудесная, беззаботная пора. В юные ленинцы нас принимали не скопом, а тех, кто преуспел в учебе, отличался примерным поведением.
Потом, конечно, и остальные подтянулись, но знаете, как приятно осознавать себя «первопроходцем», что тебя выделили, заметили, какой ты ответственный и прилежный ученик.
И вот, когда уже весь наш класс был принят в пионеры, к нам пришла новенькая, Лариса.
Очень красивая девочка. У нее были глаза, как два синих, прозрачных озерка, длинная, тяжеленная коса.
Была она молчалива, училась средне, ходила в форме без белого воротничка и, что у нас вызывало особый интерес, без пионерского галстука.
По возрасту давно ей быть в наших дружных рядах, почему же Лариса не пионерка?
Спросили напрямик, в чем причина? Она сказала, что верит в Бога и вступать в организацию ей не разрешают родственники.
Спустя время, мы узнали, что этот ответ был формальным, как сказали бы сегодня, просто отмазкой.
После этого разговора мы как бы прозрели, начали замечать, что частенько Лариса приходит в школу не выспавшаяся, наверное, из-за продолжительных ночных бдений (это была секта баптистов), что одевается она очень скромно (жила с мамой, отца не было), что почти никогда не подкрепляется в буфете (вероятно, из-за неимения карманных денег).
В это время по телевизору шел сериал «Тени исчезают в полдень». Мы не могли оторваться от экранов, так нас захватила история героев из далекой сибирской деревни, так мы сопереживали их жизненным перипетиям. Помню, мы даже сочинение писали об этом фильме.
До этого наш неподражаемый Сашка Ерохов после просмотра фильма «Угрюм-река», придя в класс, громогласно объявил, что он теперь - Прохор Громов. Но поскольку он был маленького роста и худеньким, добился того, что до окончания школы мы звали его «не по чину» - Прошка.
Он был неутомимым выдумщиком на присвоение нам всевозможных прозвищ, не одному же ему страдать?
Так, Лариса с его подачи, стала у нас в классе Пистемеей. Она не обижалась, да и мы не часто ее так величали, в основном, мальчишки, между собой.
Мириться с тем, что в нашем дружном классе есть девочка, которая держится ото всех особняком, мы не собирались и решили поднять этот вопрос на сборе. Сидим мы за партами, Лариса стоит у доски. Мы задаем неудобные вопросы, прорабатываем.
И рассказала она историю, которая тронула нас до глубины души.
В прежней школе она тоже готовилась к вступлению в пионеры. В назначенный день стояла в строю, держа на вытянутых руках алый галстук.
Всем ребятам вожатая повязала красные треугольники, а ее демонстративно пропустила.
Так и стояла девочка, сгорая от стыда, словно сделала что-то плохое, неподобающее.
Потом ей объяснили, что не приняли в пионеры потому, что она из верующей семьи и посещает молитвенный дом. Устроили, так сказать, ребенку публичную порку, чтобы другим неповадно было. А ведь могли решить этот вопрос деликатно, предупредить заранее, чтобы Лариса не почувствовала себя изгоем. Возможно, после этого она и перешла в другую школу.
Никогда не забуду вопрос, заданный Сашкой Макаровым:
-Как же ты дальше будешь жить, Лариса? Спросил так по-взрослому, с сочувствием.
Она молчала, щеки ее пылали, а синие, бездонные глаза наполнялись слезами.
Тронутые такой несправедливостью, решили мы собрать сбор и в торжественной обстановке, в парадной форме - белый верх, темный низ, принять нашу Ларису в пионеры.
Не знаю, как это было воспринято у нее дома, но Лариса не изменила своего решения. У нее был твердый и даже упрямый характер. Как все, носила галстук, выполняла поручения, ходила в походы. Очень хорошо кашеварила, нам до нее в этом плане было далеко.
Она очень изменилась в поведении. Почувствовав нашу поддержку, словно изнутри выпрямилась, начала держаться увереннее.
…Она ушла из школы после восьмого класса. Наверное, трудное материальное положение было причиной, нужно было приобретать профессию, становиться на ноги, помогать маме.
Конечно, я всегда интересовалась, как сложилась жизнь моих любимых одноклассников.
Саша Ерохов - горный мастер на крупном горно-обогатительном комбинате. Сашка Макаров после окончания восьмого класса поступил в Московское суворовское училище, впоследствии стал летчиком.
Удачно сложились судьбы и многих других ребят. О Ларисе у меня информации минимум - вышла замуж, родила деток, работала. Живет обычной жизнью, без религиозного дурмана.
Так, может, судьба ей выпала не коварной Пистемеи, а ее юной, трепетной дочери Варьки, нашедшей свое счастье с Егором?
Эх, Прошка, недальновидным ты оказался, а впрочем, хорошо то, что хорошо кончается.
С вами была Моя газета с воспоминаниями о детской поре, о теперь уже далеком , ставшем частью нашей истории, празднике - Дне пионерии.
Пока.