Найти в Дзене
Свободный вход

Выставка "Будущее воспоминаний". Совриск в историческом особняке на Басманной

Организаторы щедры вдвойне: выставка "Будущее воспоминаний" дает возможность увидеть и отличные образцы современного искусства, и побывать в особняке по адресу Новая Басманная, 26. Эта усадьба вот-вот закроется на реставрацию, и выставка проходит в колоритных декорация умирающего дворца. А еще билеты и экскурсия совершенно бесплатные. Если, конечно, вы успеете "словить" регистрацию... Я - Нора и я люблю искусство. Совершенно обывательски и
потребительски. Готова ходить по выставкам, музеям и просто по Москве
бесконечно. Но мои заработки не всегда успевают за моей жаждой
прекрасного, поэтому я ищу искусство со скидкой, а еще лучше -
бесплатно. Здесь я делюсь всем, что нашла. Начну с того, что здесь, кажется, успели побывать все, кто мало-мальски интересуется современным искусством (и даже панибратски называет его "совриском"). Но желающих меньше не становится, и билеты достать по-прежнему сложно. Регистрация открывается в начале месяца, и за несколько дней места на экскурсии заканч

Организаторы щедры вдвойне: выставка "Будущее воспоминаний" дает возможность увидеть и отличные образцы современного искусства, и побывать в особняке по адресу Новая Басманная, 26. Эта усадьба вот-вот закроется на реставрацию, и выставка проходит в колоритных декорация умирающего дворца. А еще билеты и экскурсия совершенно бесплатные. Если, конечно, вы успеете "словить" регистрацию...

Я - Нора и я люблю искусство. Совершенно обывательски и
потребительски. Готова ходить по выставкам, музеям и просто по Москве
бесконечно. Но мои заработки не всегда успевают за моей жаждой
прекрасного, поэтому я ищу искусство со скидкой, а еще лучше -
бесплатно. Здесь я делюсь всем, что нашла.

Начну с того, что здесь, кажется, успели побывать все, кто мало-мальски интересуется современным искусством (и даже панибратски называет его "совриском"). Но желающих меньше не становится, и билеты достать по-прежнему сложно. Регистрация открывается в начале месяца, и за несколько дней места на экскурсии заканчиваются. Стоит заходить на сайт выставки время от времени, иногда там появляются "окна" для брони. Без билета в здание не пустят, да и с билетом там самостоятельно не побродишь, только в составе экскурсии. Это и к лучшему, многое на выставке раскрывается только после объяснения.

"Облако и веретено" Леонида Тишкова. Наверное, самый цитируемый экспонат выставки. Такое же фото я встречала во многих блогах, но оно и вправду идеально передает атмосферу выставки.
"Облако и веретено" Леонида Тишкова. Наверное, самый цитируемый экспонат выставки. Такое же фото я встречала во многих блогах, но оно и вправду идеально передает атмосферу выставки.

Вам расскажут очень много: историю особняка, историю улицы, объяснят, почему она называется Басманной. Спойлер: все из-за "басмана", особого хлеба, который пекли здесь. Басман был частью пайка стрельцов. Еще спойлер: в самом начале выставки вы увидите портреты из хлеба, попробуйте опознать где чей. Этот экспонат (и еще несколько других) был сделан специально для выставки, все остальное - почти классика совриска.

Инсталляция «Хлеб воспоминаний» Серафимы Красниковой
Инсталляция «Хлеб воспоминаний» Серафимы Красниковой

Историческая часть экскурсии совершенно не лишняя и не нудная, одни только сложные взаимоотношения Демидова, владевшего особняком, с его женой тянут на мексиканский сериал. Потом экскурсия идет дальше, уже к самим экспонатам. А я все никак не могла оторваться от стен и потолка. Местами сохранилась лепнина, местами обнажена кладка еще XVII века, местами вдруг дает о себе знать ХХ век совершенно унитарной плиткой. Здание успело послужить и дворцом, и сиротским приютом, и больницей. Только сейчас, за мгновение до реставрации, можно словить момент, когда видишь следы всех переделок и ремонтов, как годовые кольца на спиле дерева. Не знаю, каким здание станет после реставрации, но сейчас у него совершенно особая аура.

Организаторы озаботились тем, чтобы в здании был идеально ровный пол
Организаторы озаботились тем, чтобы в здании был идеально ровный пол

По мне, нужна была особая смелость, чтобы выбрать настолько агрессивный фон для работ, которые тоже спокойными не назовешь. И нужно было столько вкуса и чутья, чтобы "поженить" особняк с совриском, сколько может быть только у очень мощных профессионалов. Посмотрите, как органично смотрятся эти "Деревянные портреты" Нестора Энгельке на фоне парадных развалин. Кстати, дорабатывает он свои работы топором.

На выставке работы из самых разных материалов. Есть металл. Ян Посадский сделал целую стену в железе. Немного иронии, связанной со старой городской легендой: дом Демидова якобы якобы устоял во время пожара 1812 года, потому что хозяин внутри обил его железом, доставленным с Урала.

Зная, как легко я путаю совриск с чем угодно, долго думала, относятся ли к искусству сложенные в одной из каморок старые двери. Оказывается, относятся, хотя сложили их строители. Но - дальше цитирую информацию с сайта выставки - "Ольга и Олег Татаринцевы выбрали ничего или почти ничего не менять в пространстве — оставив пыльные двери прислоняться к месту, у которого они, вероятно, были складированы последние 20 лет".

Это тоже часть выставки
Это тоже часть выставки

Пример художников меня вдохновил, так что я решила тоже внести свой вклад в совриск. Вот это - не картина с выставки, а мое наблюдение за наблюдающим за картиной Семена Агроскина из цикла "Увидеть и понять" сквозь пролом в стене. Идеально.

Если это не пост-постмодернизм, то я уж и не знаю, что.
Если это не пост-постмодернизм, то я уж и не знаю, что.

А это сама картина.

Семен Агроскин, картина из цикла "Увидеть и понять". Очень уместное в рамках выставки название.
Семен Агроскин, картина из цикла "Увидеть и понять". Очень уместное в рамках выставки название.

Если без шуток, там есть много совершенно завораживающих работ, куда более универсальных, чем то, что многие считают современным искусством.

"Тайная вечеря" Феликса Буха
"Тайная вечеря" Феликса Буха

А что-то настолько идеально вписано в пространство, что мне трудно представить его в другом окружении.

Инсталляция Сергея Катрана «Кристаллы времени на выставке» в помещении, сохранившимся от больницы.
Инсталляция Сергея Катрана «Кристаллы времени на выставке» в помещении, сохранившимся от больницы.

Еще немного красоты

В конце мая выставка закрывается, так что осталось всего две недели, чтобы успеть. Традиционно оставляю ссылку на сайт, там же есть и подробные фото с описанием экспонатов.

Новая Басманная, 26