Найти в Дзене

05.13. Сила воли и привычки

Американский психолог Рой Баумейстер — пионер в области изучения силы воли и понимания того, как психические процессы личности (такие как принятие решений и переживание эмоций) истощают физические ресурсы организма. На протяжении многих лет его теория о том, что воля подобна мышце, которую можно укреплять и которая может истощаться, подтверждалась многочисленными исследованиями в лабораторных и социальных условиях. Сила воли, обычно определяемая как самоконтроль, представляет собой запас энергии, взаимосвязанный между разумом и телом. Ученые исследовали эту связь, наблюдая за модуляцией силы воли в зависимости от повышения и понижения уровня глюкозы в организме. Подобно глюкозе, сила воли — это используемый нами ресурс, который можно накапливать, но также и истощать. Чтобы оптимизировать нашу силу воли для достижения целей, мы должны делать две вещи: правильно планировать и вырабатывать привычки. Успех в достижении цели во многом зависит от типа реализуемого плана. Исследование, провед
Оглавление

О силе воли

Рой Баумейстер
Рой Баумейстер

Американский психолог Рой Баумейстер — пионер в области изучения силы воли и понимания того, как психические процессы личности (такие как принятие решений и переживание эмоций) истощают физические ресурсы организма. На протяжении многих лет его теория о том, что воля подобна мышце, которую можно укреплять и которая может истощаться, подтверждалась многочисленными исследованиями в лабораторных и социальных условиях. Сила воли, обычно определяемая как самоконтроль, представляет собой запас энергии, взаимосвязанный между разумом и телом. Ученые исследовали эту связь, наблюдая за модуляцией силы воли в зависимости от повышения и понижения уровня глюкозы в организме. Подобно глюкозе, сила воли — это используемый нами ресурс, который можно накапливать, но также и истощать. Чтобы оптимизировать нашу силу воли для достижения целей, мы должны делать две вещи: правильно планировать и вырабатывать привычки.

Успех в достижении цели во многом зависит от типа реализуемого плана.

Исследование, проведенное в Висконсинском университете в Мэдисоне, было направлено на понимание того, насколько конкретными должны быть планы, чтобы помочь людям достичь цели. Исследователи наблюдали за студентами колледжа, участвовавшими в программе, разработанной для повышения эффективности их обучения. Первой группе было предложено составлять ежедневные планы занятий, второй группе — ежемесячные, а третьей группе было дано указание не составлять никаких планов. Исследователи ожидали, что наибольшего улучшения в учебе добьются те, кто планировал ежедневно, но неожиданно наилучшие результаты показала группа, планировавшая ежемесячно; они также с большей вероятностью продолжали заниматься после окончания программы и переносили этот навык на свою работу после колледжа. Ежемесячное планирование оказалось наиболее эффективным, поскольку оно не истощало силу воли студентов и не вызывало у них фрустрации, когда что-то шло не так, а также сохраняло цель в силе при нарушении ежедневного распорядка. Некоторые цели могут требовать ежедневного планирования, но главное — не перегружать силу воли в ущерб цели.

О привычках

Би Джей Фогг
Би Джей Фогг

Второй принцип достижения целей — это управление тем, что вы делаете ежедневно, запланировано это или нет, — также известное как привычки. Привычки — это модели поведения, которые можно формировать и контролировать, но со временем они становятся автоматическими. Чтобы успешно использовать способность мозга автоматизировать поведение (даже сложное), стэнфордский ученый-бихевиорист Би Джей Фогг показывает, что мы должны разбивать поведение на мельчайшие составляющие. Его методология заключается в том, чтобы уменьшать, внедрять и праздновать. То есть сводить связанные с целью модели поведения к чрезвычайно маленьким и достижимым задачам. Затем действовать, выполняя задачу, и праздновать ее завершение. Празднование задействует систему вознаграждения мозга, тем самым укрепляя привычки и силу воли, связанные с данной деятельностью.

Удивительно, но исследования показали, что улучшение самоконтроля при выполнении отдельной задачи ведет к большему успеху в достижении целей, не связанных с этой задачей, в жизни человека в целом. В своей книге «Происхождение человека и половой отбор» Чарльз Дарвин писал:

«Наивысшая возможная ступень в нравственной культуре — это когда мы осознаем, что должны контролировать свои мысли».
Происхождение человека и половой отбор (1871), гл. 4

Контроль над нашими мыслями и действиями напрямую связан с достижением наших целей и нашим переживанием счастья. Важнейший урок для нашей повседневной жизни заключается в том, что счастье — это не результат удачи, и если мы хотим испытывать счастье, мы не можем оставлять наше поведение на волю случая.

Диалектический анализ

Основные идеи

  1. Для достижения больших жизненных целей, не связанных с денежным вознаграждением, необходимо научиться управлять двумя ключевыми аспектами: силой воли и привычками.
  2. Теория американского психолога Роя Баумейстера представляет силу воли как мышцу, которая может укрепляться и истощаться. Сила воли (самоконтроль) – это запас энергии, взаимосвязанный между разумом и телом, и ее модуляция связана с уровнем глюкозы в организме.
  3. Для оптимизации силы воли при достижении целей предлагаются два метода: правильное планирование и выработка привычек. Исследование Висконсинского университета в Мэдисоне показало, что для студентов ежемесячное планирование оказалось эффективнее ежедневного, так как оно не истощало силу воли и сохраняло цель при нарушениях распорядка.
  4. Привычки – это модели поведения, которые можно формировать и контролировать до тех пор, пока они не станут автоматическими. Стэнфордский ученый-бихевиорист Би Джей Фогг предлагает методологию их формирования: «уменьшать, внедрять и праздновать». Это означает сведение поведения к чрезвычайно маленьким задачам, их выполнение и празднование завершения для укрепления привычек и силы воли через систему вознаграждения мозга.
  5. Улучшение самоконтроля при выполнении отдельной задачи ведет к большему успеху в достижении целей в жизни в целом.
  6. Чарльз Дарвин в книге «Происхождение человека и половой отбор» писал, что «наивысшая возможная ступень в нравственной культуре — это когда мы осознаем, что должны контролировать свои мысли».
  7. Контроль над мыслями и действиями напрямую связан с достижением целей и переживанием счастья. Счастье – не результат удачи, и его достижение требует целенаправленного управления поведением.

Положительные моменты

  1. Представление силы воли как ограниченного ресурса, подобного мышце, которая может истощаться и связана с физическими ресурсами организма (например, уровнем глюкозы), отражает материалистический подход к пониманию психических процессов и подчеркивает диалектическую взаимосвязь психического и физического.
  2. Идея о том, что эффективное планирование (например, ежемесячное вместо ежедневного для определенных целей) может помочь сохранить силу воли и способствовать достижению долгосрочных целей, указывает на важность сознательной организации деятельности и предвидения возможных трудностей, что соответствует диалектическому принципу сознательного управления процессами.
  3. Метод Би Джей Фогга по формированию привычек («уменьшать, внедрять и праздновать») основан на принципах постепенности и положительного подкрепления, что отражает диалектический закон перехода количественных изменений (регулярное выполнение маленьких задач) в качественные (сформированная привычка, автоматическое поведение). Упоминание «системы вознаграждения мозга» также указывает на материальную основу формирования поведения.
  4. Утверждение, что улучшение самоконтроля в одной конкретной задаче может привести к повышению успешности в достижении целей в более широком жизненном контексте, указывает на взаимосвязь и взаимовлияние различных аспектов личностной деятельности, что созвучно диалектическому принципу всеобщей связи явлений.
  5. Ссылка на Чарльза Дарвина о контроле над мыслями как высшей ступени нравственной культуры и вывод о том, что контроль над мыслями и действиями напрямую связан с достижением целей и переживанием счастья, подчеркивают активную роль сознания и самодисциплины в жизни человека. Это не противоречит материализму, если понимать сознание как высшую форму отражения объективной действительности, способную к активному и целенаправленному воздействию на бытие.
  6. Общий вывод о том, что счастье не является результатом слепой удачи, а требует целенаправленных усилий по управлению собственным поведением, соответствует диалектическому пониманию человека как активного субъекта, способного сознательно формировать свою жизнь и изменять обстоятельства, а не быть пассивным объектом внешних сил.

Замечания

  1. Материал акцентирует внимание преимущественно на индивидуальных психологических механизмах (сила воли, формирование привычек) достижения целей и счастья, практически не затрагивая и не анализируя роль объективных социальных, экономических и политических условий. Диалектический материализм подчеркивает, что возможности индивида, содержание его целей и само представление о счастье во многом определяются общественным бытием, классовой принадлежностью и конкретно-исторической ситуацией.
  2. Хотя упоминается связь силы воли с уровнем глюкозы, что указывает на ее материальную основу, дальнейший анализ не углубляется в то, как социальные факторы (качество питания, доступность медицинского обслуживания, уровень стресса, условия и характер труда) влияют на эти физические ресурсы организма и, следовательно, на возможности проявления силы воли у различных социальных групп.
  3. Предлагаемые методы (специфическое планирование, пошаговое формирование привычек) носят характер индивидуальных техник самосовершенствования. Их эффективность может быть существенно ограничена, если индивид находится в неблагоприятных внешних обстоятельствах, которые постоянно истощают его ресурсы или препятствуют достижению поставленных целей.
  4. Понятия «больших целей в жизни» и «счастья» используются в тексте без достаточной конкретизации и анализа их социального, классового содержания. Какие цели считаются «большими» в данном обществе? Чьи классовые интересы они отражают? Совпадает ли представление о «счастье» у представителей разных социальных слоев?
  5. Цитата Чарльза Дарвина о «высшей ступени в нравственной культуре» как контроле над мыслями, будучи интересной сама по себе, вырвана из общего контекста его работы и может быть интерпретирована в идеалистическом ключе (приоритет мысли над действием), если не подчеркнуть, что мысли сами являются отражением материального мира и общественных отношений, и их контроль должен быть направлен на познание и прогрессивное изменение действительности, а не на уход во внутренний мир.
  6. Утверждение, что «счастье — это не результат удачи», хотя и мобилизует на активные действия, несколько упрощает проблему, если не учитывать, что «удача» или «неудача» в жизни человека часто являются проявлением объективных обстоятельств, случайных или закономерных событий, которые находятся вне полного индивидуального контроля (например, социальное происхождение, экономические кризисы, стихийные бедствия, состояние здоровья, обусловленное экологией и т.д.).

Рекомендации

  1. Дополнить анализ рассмотрением того, как конкретные социально-экономические условия (классовое положение, уровень образования и доходов, доступ к культурным благам, условия труда и быта) влияют на формирование и возможность реализации жизненных целей, на уровень «физических ресурсов» организма, необходимых для проявления силы воли, на способность к самоконтролю и формированию полезных привычек.
  2. При обсуждении силы воли и формирования привычек необходимо учитывать диалектику свободы воли и объективной необходимости. Индивидуальная сила воли и способность к саморегуляции всегда реализуются в рамках тех объективных ограничений и возможностей, которые предоставляет данное общество на определенном этапе его развития.
  3. Предлагаемые индивидуальные техники управления силой воли и привычками следует рассматривать в неразрывной связи с необходимостью изменения самих общественных условий, которые могут способствовать или препятствовать развитию личности и достижению ею счастья. Важна не только индивидуальная «тренировка» и самодисциплина, но и создание благоприятной социальной среды, устранение социальных барьеров.
  4. Необходимо конкретизировать понятие «больших жизненных целей» и «счастья» с позиций диалектического материализма, связав их с общественно полезной деятельностью, творческой самореализацией личности, ее участием в классовой борьбе за социальную справедливость и построении общества, свободного от эксплуатации и отчуждения, а не только с абстрактными индивидуальными достижениями или субъективным психологическим комфортом.
  5. Интерпретируя цитату Дарвина, следует подчеркнуть, что контроль над мыслями должен быть основан на глубоком научном понимании объективной действительности и направлен на ее прогрессивное, революционное преобразование в интересах трудящихся масс, а не на простое подавление «нежелательных» мыслей или субъективное изменение своего отношения к неизменной реальности.
  6. Анализируя роль привычек, важно рассмотреть не только их формирование, но и возможность и необходимость сознательного избавления от вредных привычек, которые также часто бывают социально обусловлены (например, алкоголизм или наркомания как следствие безработицы, социальной неустроенности, отсутствия жизненных перспектив в эксплуататорском обществе).

Выводы

  1. Материал предлагает ряд практически полезных соображений относительно роли силы воли и привычек в процессе достижения жизненных целей и переживания счастья, справедливо подчеркивая их управляемый и развиваемый характер, а также их связь с физиологическими ресурсами организма.
  2. Признание материальной основы силы воли и практические советы по ее оптимизации и формированию полезных привычек имеют определенную ценность для повышения уровня индивидуальной самоорганизации и эффективности деятельности.
  3. Однако с точки зрения диалектического материализма, представленный в тексте анализ является существенно односторонним и неполным, так как он практически полностью абстрагируется от определяющего влияния социально-экономических условий, классовых отношений и конкретно-исторического контекста на жизнь человека, его цели, возможности и само содержание понятия «счастье».
  4. Подлинное и всестороннее решение проблемы достижения «больших жизненных целей» и счастья для широких масс трудящихся лежит не столько в сфере индивидуальной психологии и самодисциплины (хотя и эти аспекты важны), сколько прежде всего в революционном преобразовании самих общественных отношений, в создании такого общества, которое обеспечивает условия для свободного и всестороннего развития всех его членов, устраняет эксплуатацию и отчуждение, и формирует социальную среду, способствующую проявлению и развитию лучших человеческих качеств и реализации подлинно гуманистических идеалов.

Продолжение следует...

МОИ КОНТАКТЫ И РЕСУРСЫ

Сила воли и привычки
Сила воли и привычки