Судьба Лидии Вертинской, расцветшая в далёком Харбине, подобна захватывающей театральной постановке, где переплетаются трагические эпизоды детства, светлые моменты любви и вынужденное скитание вдали от родины, завершившееся долгожданным возвращением. Однако, среди всех перипетий её жизни, особо выделяется нить верности, которая не ослабла даже после ухода любимого человека. Лидия Вертинская была свидетельницей эпохальных перемен, включая революции, войны и тяжелейшие испытания. Но, несмотря на все невзгоды, она оставалась той самой женщиной, рядом с которой великий шансонье Александр Вертинский ощущал себя по-настоящему счастливым.
Из Харбина в Шанхай: сквозь тернии потерь и одиночества
Детские годы будущей актрисы Лидии Циргвава сложно назвать безоблачными. Она родилась в Харбине в 1923 году в семье, имевшей российское гражданство, и довольно рано столкнулась с горькой утратой. Её отец, работавший в управлении Китайско-Восточной железной дороги, ушёл из жизни, когда Лидии едва исполнилось десять лет. Крестный отец, Владимир Карселадзе, стал для семьи надежной опорой, но его забота оказалась недолгой: после возвращения в Советский Союз он пал жертвой репрессий. Чтобы оградить дочь от ужасов надвигающейся войны, мать приняла решение увезти Лидию в Чифу, где девочка обучалась в пансионе при женском монастыре. Затем последовал Шанхай – город, где юная Лидия получила образование в английском стиле, освоила профессию секретаря и некоторое время работала в пароходной компании. Казалось бы, её жизнь могла сложиться как у миллионов других эмигрантов, но судьбоносная встреча кардинально изменила её жизненный путь.
Любовь, бросающая вызов условностям
С Александром Вертинским Лидия познакомилась в 1940 году. Ей было всего 17, а ему – 51. Он уже был легендой, артистом, чьи романсы и монологи проникали в самое сердце. Лидия безоглядно влюбилась в человека, который годился ей в отцы. Несмотря на огромную разницу в возрасте и протесты матери, юная Лидия приняла предложение руки и сердца великого шансонье. В 1942 году она стала женой Вертинского, чьё имя было символом лирики, эмиграции и бесконечной тоски по родине. До встречи с Лидией, Вертинский на протяжении двух десятилетий был женат на Рахили Потоцкой, однако в своих мемуарах он ни разу не упомянул об этом браке. Некоторые биографы артиста предполагают, что этот союз носил формальный характер, несмотря на его продолжительность. Главной женщиной в его жизни стала Лидия, которой он искренне дорожил и ради которой был готов перечеркнуть даже прошлое.
В то время артист начинал свою карьеру с нуля в чужой стране, и жизнь семьи была далека от роскоши. Рождение дочери Марианны совпало с тяжелым финансовым кризисом: у супругов не было средств даже на покупку коляски для новорожденной. К счастью, неравнодушные люди пришли на помощь и подарили коляску Марианне. Вертинский работал не покладая рук, выступая в ресторанах до поздней ночи, а затем спешил на другой конец города, чтобы продолжить выступления до самого утра. Но ни Лидия, ни Александр не жаловались на трудности, они любили друг друга и были счастливы, несмотря ни на что.
Возвращение на Родину: долгожданный миг
Когда-то Вертинского заклеймили как шпиона и изгнали из России, и долгие годы он безуспешно пытался добиться разрешения на возвращение. Лишь письмо, адресованное Молотову, в котором артист просил простить его прошлые ошибки, возымело действие. В 1943 году Александр Вертинский наконец получил разрешение вернуться на родину. Вместе с ним в Москву приехала и вся его семья: молодая жена Лидия, их маленькая дочь Марианна и тёща артиста. В столице эмигранта встретили с распростёртыми объятиями – семье выделили просторный номер в гостинице "Метрополь", где они прожили три года. Позже Вертинским предоставили квартиру, которая на долгие годы стала домом для Лидии Владимировны. Уже в Москве у супругов родилась вторая дочь – Анастасия. Несмотря на восторженный приём и огромную популярность, которую Александр Николаевич сохранил даже после долгих лет изгнания, его жизнь не была безоблачной. Власти относились к нему с недоверием: его пластинки не издавались, а афиши не печатались. Марианна Вертинская вспоминала, как обидно было отцу из-за равнодушного отношения к его творчеству, хотя концертные залы всегда были переполнены.
Но артист не сдавался, продолжал работать изо всех сил, стремясь не только обеспечить семью, но и осуществить свою давнюю мечту – построить дачу. Ради этого он отправился в изнурительные зимние гастроли по Сибири, Сахалину и Камчатке, не обращая внимания на своё самочувствие, хотя, как выяснилось позже, эта поездка подорвала его здоровье. Александр Вертинский не ограничивал себя только музыкой, он снимался в кино, брался за любые проекты, чтобы обеспечить будущее своей семье и оставить после себя наследие.
Между семьёй и призванием: выбор длиною в жизнь
Жизнь молодой жены знаменитого шансонье не была простой, особенно учитывая то, что ей пришлось отказаться от многих личных амбиций. Когда Лидии предложили сняться в кино, она, конечно же, обрадовалась – ведь сидеть без дела в четырёх стенах было нелегко. Но Александр Николаевич категорически не хотел, чтобы его красавица-жена появлялась на съёмочной площадке, опасаясь внимания со стороны других мужчин. Чтобы избежать конфликтов, супруги нашли компромисс: Лидия поступила в Суриковский институт. Именно там она познакомилась с режиссёром Александром Птушко, который сумел убедить ревнивого мужа разрешить жене сняться в фильме "Садко". Роль Птицы-Феникс оказалась совсем не такой сказочной, как казалось. Костюм из павлиньих перьев требовал от актрисы длительного пребывания в согнутом положении, по несколько часов в день. Кроме того, Лидии предлагали покрыть лицо золотой краской, от чего она благоразумно отказалась, понимая, чем это может обернуться. Интересно, что в фильме звучит не её голос – для создания образа искали более низкое звучание, в то время как у самой актрисы голос был высоким и звонким. Съёмки "Садко" стали отправной точкой в её кинокарьере. Вслед за этим последовала роль герцогини в "Дон Кихоте". Жизнь, казалось, налаживалась, но счастье было недолгим. В 1957 году Лидия Вертинская потеряла самого дорогого человека. Александр Вертинский дал концерт в Ленинграде, а вечером того же дня скончался от сердечной недостаточности в номере гостиницы "Астория". Ему было всего 68 лет. После смерти любимого Лидия Владимировна посвятила себя сохранению его наследия. Она тщательно работала с архивами, бережно хранила письма, фотографии, документы и черновики. Самым важным в её жизни стало не дать забыть о человеке, с которым её связывала не просто судьба, а сама суть её существования.
Память, пережившая время
Смерть мужа не сломила Лидию Вертинскую, хотя боль от этой утраты она пронесла через всю свою жизнь. Ей не раз предлагали руку и сердце, но она всегда отказывала. И дело было не в равнодушии к окружающим – просто никто не мог заменить ей Александра Вертинского. Её жизнь была посвящена не поиску нового счастья, а сохранению того, что уже было пережито. Утешением стали дочери, а позднее – внуки. Но в основе всего лежала любовь к мужу, которая не угасла даже спустя десятилетия. Она продолжала сниматься в кино, появившись в фильмах "Киевлянка", "Новые похождения Кота в сапогах" и "Королевство кривых зеркал".
Тем не менее, главным делом её жизни оставалось то, что она считала своим долгом – сохранение памяти о муже, его песнях, образах и творческом наследии. Прожив долгую и насыщенную жизнь, Лидия Владимировна ушла из неё в возрасте 90 лет, в канун Нового года – 31 декабря 2013 года. Последние дни она провела в больнице. По словам её старшей дочери, последним желанием матери было услышать песню Вертинского "Ваши пальцы пахнут ладаном". Эта мелодия сопровождала её в последние мгновения жизни. Слова мужа, его голос, его чувства – всё это навсегда осталось в её сердце. Именно с этими звуками она покинула этот мир, словно вновь оказавшись рядом с единственным человеком, которого любила всем сердцем.
☕ Мы делимся с вами самыми интересными новостями, а вы можете угостить нас виртуальной чашечкой кофе! Поддержите нас — и мы продолжим радовать вас свежими историями!