Найти в Дзене

Что еще полезно знать про обучение?

1. Лестница обучения 2. Пятилистник наставничества 3. Три факта о памяти 1. Лестница обучения В 1970-х годах Ноэль Берч, работая в компании Gordon Training International (GTI), разработал модель развития компетенций сотрудника. Наставник должен понимать, что новичок в процессе обучения проходит через четыре стадии: Неосознанная некомпетентность — стажёр не осознаёт, чего не знает. Осознанная некомпетентность — новичок начинает понимать свои слабые стороны. Осознанная компетентность — сотрудник применяет полученные знания на практике, но не очень быстро, вдумчиво. Неосознанная компетентность — специалист доводит свои действия до автоматизма, быстро принимает решения на основе своего опыта. Лестница обучения даёт наставнику понимание, на каком этапе находится новичок, чтобы адаптировать обучение и задачи под его уровень. 2. Пятилистник наставничества Метод пятилистника, визуально демонстрирует элементы наставничества. На лепестках размещены ключевые аспекты наставничества, а в сердцеви

1. Лестница обучения

2. Пятилистник наставничества

3. Три факта о памяти

1. Лестница обучения

В 1970-х годах Ноэль Берч, работая в компании Gordon Training International (GTI), разработал модель развития компетенций сотрудника. Наставник должен понимать, что новичок в процессе обучения проходит через четыре стадии:

Неосознанная некомпетентность — стажёр не осознаёт, чего не знает.

Осознанная некомпетентность — новичок начинает понимать свои слабые стороны.

Осознанная компетентность — сотрудник применяет полученные знания на практике, но не очень быстро, вдумчиво.

Неосознанная компетентность — специалист доводит свои действия до автоматизма, быстро принимает решения на основе своего опыта.

Лестница обучения даёт наставнику понимание, на каком этапе находится новичок, чтобы адаптировать обучение и задачи под его уровень.

2. Пятилистник наставничества

Метод пятилистника, визуально демонстрирует элементы наставничества.

На лепестках размещены ключевые аспекты наставничества, а в сердцевине находится обратная связь, которая должна сопровождать каждый этап:

• Наставник объясняет новичку цели и задачи обучения.

• Показывает, как выполнять рабочие задачи.

• Новичок вместе с наставником пробует выполнить действия.

• Стажёр повторяет все действия, но теперь самостоятельно.

• Наставник проверяет результат, хвалит новичка и даёт ценные советы.

Метод пятилистника помогает сфокусироваться на пяти ключевых аспектах обучения и не упустить важные элементы, которые влияют на результат.

-2

3. Три факта о памяти

Кривая забывания Эббингауза

Немецкий психолог Герман Эббингауз экспериментальным путём установил, что большую часть заученной словесной информации мы забываем через 60 минут. А через неделю мы забываем почти всё.

Эффект Зейгарник

Психолог Блюма Вульфовна Зейгарник описала эффект незавершённого действия (часто называемый её именем «эффект Зейгарник»). Суть его проста: завершённые задачи мы запоминаем в 2 раза хуже незавершённых. Сделал дело и забыл. Проблема возникает лишь тогда, когда нам нужно вспомнить информацию по выполненным задачам.

Эффект края

Тот же Эббингауз установил, что мы гораздо лучше запоминаем то, что находится в начале и в конце материала, а информацию из середины запоминаем с трудом.

Что может нам помочь запомнить:

Так и хочется пошутить, что ничего не поможет запомнить, ведь мы почти всё забудем:)

Итак, кривая забывания Эббингауза нам говорит: «Вы забудете большую часть информации уже через 1 час».

Эффект Зейгарник: «Вы забудете информацию сразу после завершения работы».

Эффект края: «Вы забудете середину».

Мы живём в информационном мире, но наша память не предназначена для сохранения всей полезной информации, которая проходит через нас ежедневно. К счастью, решение проблем памяти есть: записывать необходимую информацию, воспользоваться фотографией, звукозаписью или видеозаписью.

Как ни странно при запоминании может помочь всё тот же эффект Зейгарник, когда мозг стремится завершить незаконченные задачи. Он возникает вследствие когнитивного напряжения, которое постоянно возвращает задачу в рабочую память мозга. Разделите изучаемый материал на части и делайте перерывы в процессе изучения – это поможет лучше запомнить.

Чтобы победить прокрастинацию, сделайте маленький первый шаг. Этим вы запустите эффект Зейгарник – ваш мозг будет стремиться закончить дело. Этот метод не эффективен, если вам платят за работу, а не за результат; и в тех случаях, если у вас слишком много невыполненных задач.