Найти в Дзене

Метро московское. Начало.

Лучшее в мире Московское метро отмечает 90-летний юбилей! Потрясающая дата! 15 мая 1935 года с открытием движения от "Сокольников" до "Парка культуры" Москвы вступила в новую эпоху - Эпоху МЕТРО. Быстрый, надёжный, комфортный, растущий в едином ритме со столицей Московский метрополитен - больше, чем транспорт. Это бесценный памятник архитектуры и гордость многих поколений москвичей. В метро назначают свидания и признаются в любви, читают книги и успевают подремать перед работой. В вагонах метро рождаются мечты и планы, которые порой определяют всю дальнейшую жизнь. Метро помогает успеть на важные встречи и бережно возвращает домой. https://www.sobyanin.ru/90-let-moskovskomu-metropolitenu Когда я говорю о начале строительства метро в Москве, мне всегда слышится хрипловатый голос Леонида Утёсова и его знаменитая "Песня старого извозчика", написанная Н Богословским на стихи Я. Родионова: ...Я ковал тебя отборными подковами,
Я пролетку чистым лаком покрывал.
Но метро сверкнул перилами ду

Лучшее в мире Московское метро отмечает 90-летний юбилей! Потрясающая дата!

15 мая 1935 года с открытием движения от "Сокольников" до "Парка культуры" Москвы вступила в новую эпоху - Эпоху МЕТРО.

Изображение из открытых источников интернет
Изображение из открытых источников интернет
Быстрый, надёжный, комфортный, растущий в едином ритме со столицей Московский метрополитен - больше, чем транспорт. Это бесценный памятник архитектуры и гордость многих поколений москвичей.
В метро назначают свидания и признаются в любви, читают книги и успевают подремать перед работой. В вагонах метро рождаются мечты и планы, которые порой определяют всю дальнейшую жизнь. Метро помогает успеть на важные встречи и бережно возвращает домой.
https://www.sobyanin.ru/90-let-moskovskomu-metropolitenu

Когда я говорю о начале строительства метро в Москве, мне всегда слышится хрипловатый голос Леонида Утёсова и его знаменитая "Песня старого извозчика", написанная Н Богословским на стихи Я. Родионова:

...Я ковал тебя отборными подковами,
Я пролетку чистым лаком покрывал.
Но метро сверкнул перилами дубовыми,
Сразу всех он седоков околдовал.
Ну и как же это только получается?
Все-то в жизни перепуталось хитро:
Чтоб запрячь тебя, я утром направляюся
От Сокольников до Парка на метро.
Изображение из открытых источников интернет
Изображение из открытых источников интернет

Вот она - наша первая линия метро. И обратите внимание, она носит имя Лазаря Кагановича. И её длина всего 11,5 км.

Идея построить подземную железную дорогу для жителей Москвы возникла ещё задолго до того, как открылась первая линия метро: в 1875 году властями активно обсуждалась мысль соединить Курский вокзал с Марьиной Рощей через Лубянскую и Трубную площади. Однако до реализации планов так и не дошло - такой вид транспорта тогда просто напросто признали экономически нецелесообразным.

Однако к разговорам о метро вернулись спустя четверть века. Город рос, росло его население, а на тогдашних окраинах Москвы стали строить предприятия. Значит до них нужно было строить дороги, вводить новый транспорт.

Первый проект метро  1901г. Реконструкция.
Первый проект метро 1901г. Реконструкция.
Первый проект метро 1901 года предполагал строительство наземной кольцевой железнодорожной магистрали вдоль Камер-Коллежского вала. Но так как, по мнению Московской городской думы, такие эстакады испортили бы исторический облик города, от проекта решено было отказаться.
Через год свой проект в городскую думу представили инженер Пётр Иванович Балинский и крупный специалист по строительству мостов  Евгений Карлович Кнорре. Линии должны были быть частично наземными (67 км), а частично подземными (16 км). Предполагалось соорудить диаметральную линию от строившейся в то время окружной железной дороги возле Петровско-Разумовского через центр к Красной площади и храму Василия Блаженного. Около него построить Центральный вокзал. Далее по эстакадам через Москву-реку к Большой Ордынке и Серпуховской заставе до соединения ее с окружной железной дорогой близ Павелецкого вокзала. Следующим этапом было сооружение двух кольцевых линий, проходящих по Садовым улицам и Замоскворечью, а также радиальной от Черкизова по реке Яузе до центра города. Представление проекта в Городской Думе состоялось 7 августа 1902 года. После бурных обсуждений Городская Дума вынесла резолюцию, в которой было сказано: «Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать…». https://transport.mos.ru/mostrans/all_news/3871

Московская Городская Дума сочла строительство линий внеуличного скоростного движения преждевременным.

Первый проект метро  1901г. Реконструкция.
Первый проект метро 1901г. Реконструкция.

А ведь проект был интересным!

Кстати, резкому отказу было несколько причин. И все они были финансовыми. Но не думайте, что в Москве не хватило бы денег на постройку метро. Причины иные!

1. Проект не предусматривал получения городом дохода от этого предприятия. Городские власти получали свою долю лишь с того момента, когда количество пассажиров в год достигнет 100 миллионов человек.

2. Проект предусматривал безвозмездное отчуждение городских земель вокруг наземных линий и снос некоторых домов. Иначе сооружение эстакад на узких и кривых улицах Москвы стало бы задачей невыполнимой.

3. Против строительства метро выступали частные компании, осуществлявшие трамвайное сообщение (в том числе на конках), это лишило бы их львиной доли доходов.

Как говорится - без комментариев. Ничего личного. Только бизнес. И деньги, уплывающие в непонятную сторону. Как-то напоминает сегодняшний день, не правда ли?

Первый проект метро  1901г. Реконструкция.
Первый проект метро 1901г. Реконструкция.

Однако к идее подземного транспорта, несмотря на сильное противодействие церкви, вернулись уже в 1911 году. Городской Думой тогда рассматривался проект строительства подземной трамвайной линии под Лубянским проездом, Ильинкой и Красной площадью, который впоследствии должен был стать частью сети будущего метрополитена. В 1912 году свой проект выдвинул инженер Кнорре. Он предполагал строительство двух линий: Радиальной и Кольцевой (по Садовому кольцу). Но и этот проект лёг под сукно.

Зато в 1913 году Московская городская управа разработала собственный проект подземной железной дороги, состоящей из трёх подземных диаметров: Таганско-Тверского (от площади Тверская Застава до Калитников), Арбатско-Мясницкого (от Каланчёвской площади до Киевского вокзала) и Виндавско-Замоскворецкого (от Рижского вокзала до сегодняшней платформы ЗИЛ). Проект строительства, намеченный на 1914-1920 годы, был утверждён Городской управой. Однако и этому проекту не суждено было реализоваться. Началась Первая Мировая война.

Тем временем в 1915 году население Москвы перевалило за двухмиллионную отметку.

Только после революции уже новые власти снова задумались о строительстве метро в Москве. Статус столицы обязывал решить проблему перемещения огромного количества людей в достаточно сжатые сроки. Разработка новой концепции метро была поручена созданному Управлению Московских Городских Железных Дорог. А там решили заказать проект у немцев ( опять же похожая ситуация, не правда ли? Зачем нам своё, если можно заказать у иностранцев за большие деньги?)

Немцы размахнулись и предложили Москве построить аж 86 станций, соединенных 80 километровой подземной линией. Но денег на реализацию найдено не было. Управление доработало проект, но спешить начинать строительство никто не хотел.

Только в 1933 году был утверждён технический проект первой очереди метрополитена, тогда же трест "Метрострой" начал основные строительные работы. Маршрут первой очереди был определён путём исследования пассажиропотоков московского трамвая.

Участки линии от "Сокольников" до "Комсомольской площади" и от "Библиотеки имени Ленина" до "Парка культуры" сооружались открытым способом. Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года. Пусковой комплекс включал в себя 11,5 км трассы, 13 станций и 14 поездов.

В вагоне Московского метрополитена, 1935 год. М.Зак/РИА Новости
В вагоне Московского метрополитена, 1935 год. М.Зак/РИА Новости

Эра московского метро началась!

***

Ну и немного о названии. Почему имени Л.Кагановича? Кто он такой?

Лазарь Моисеевич Каганович был первым секретарём Московского горкома и Московского обкома. Именно он в 1931 году убедил советские власти (читаем И. В. Сталина) в необходимости немедленного создания нового вида общественного транспорта.

Л.М. Каганович
Л.М. Каганович

Он непосредственно руководил стройкой, и на протяжении 20 лет московский метрополитен носил его имя. Кстати - метро Л.М. Каганович рассматривал в первую очередь, как огромное бомбоубежище, что и было во время войны. Он был категорическим противником наземных сооружений метро, всё должно быть под землёй.

Удивительно, но на то время Лазарь Моисеевич оказался абсолютно прав, а метро в 1941-42 гг спасло сотни москвичей во время бомбёжек столицы...

***

Как-то так сегодня...

Но история московского метро очень обширна. Если начать в неё погружаться, вполне можно и просто утонуть в информации. Я уже тону потихоньку. Но юбилей меня как москвичку, просто обязывает немного написать и о нём. Так что я в онлайн-архивы, чтобы найти там что-то интересное.

В статье использованы материалы портала https://transport.mos.ru

Спасибо тем, кто дочитал до конца! Лайки помогают развитию канала! И не пропустите новые Истории, ведь продолжение следует!