Недавно я поймал себя на мысли: каждый раз, когда встречаю фразу «учителя уходят из школы», у меня что-то внутри сжимается. У меня у самого дочь ходит в школу, и я, как родитель, конечно, хочу, чтобы с ней работали настоящие профессионалы. Чтобы рядом были не просто преподаватели по предмету, а те, кто любит свою работу, кому важно не только дать знания, но и поддержать, направить, научить думать. И когда слышишь о дефиците кадров в образовании — начинаешь волноваться. Не за абстрактную статистику, а за своего ребёнка.
Что говорят эксперты
На днях посмотрел выпуск по ТВ, где обсуждали именно эту тему. Говорили о многом: о зарплатах, об авторитете профессии, о причинах ухода молодых педагогов. Разговор получился откровенным, живым, с болью и надеждой одновременно. Проблема действительно комплексная. И в ней нет одного виноватого и одного решения.
Эксперты отмечают: ещё в советское время зарплата учителя не была самой высокой, но авторитет профессии был настолько высок, что никто не спешил покидать школу. Сегодня всё иначе. Молодые приходят в педвузы с интересом, но на каком-то этапе теряют мотивацию. Причины разные — перегрузка, бумажная рутина, ощущение несправедливости, недостатка уважения. Преподаватели всё чаще говорят, что чувствуют себя не наставниками, а исполнителями бесконечных формальностей.
Некоторые рассказывают, что выполняют десятки несвойственных обязанностей — от дежурства задолго до начала уроков до ведения соцсетей, контроля питания, обновления данных в электронных журналах. При этом оплата зачастую непрозрачна и никак не отражает профессиональные достижения. Даже если учитель показывает выдающиеся результаты, это может никак не отразиться на его зарплате.
Условия, которые нужно менять
Стало очевидно, что молодёжь не спешит ехать в деревни и малые города — не хватает инфраструктуры, культурной жизни, бытовых удобств. И, конечно, крайне важен вопрос жилья. Без комплексной поддержки сложно ждать, что молодые специалисты надолго задержатся в профессии.
Проблема — не в отсутствии желания учить. Многие педагоги искренне любят своё дело. Но выгорание — серьёзный фактор. И его нельзя игнорировать. Особенно тяжело приходится тем, кто пришёл в школу с энтузиазмом, а столкнулся с отсутствием поддержки.
Однако по всем актуальным проблемам учителей уже сейчас ведут активный поиск решений. И речь не только о повышении зарплаты, хотя это — фундамент. Я считаю, просто необходимо создавать комфортную приятную структуру, в которой учитель будет чувствовать себя защищённым и уважаемым. Важно, чтобы у молодых специалистов было ощущение перспективы: что их замечают, ценят, что они не одни, а не просто "на побегушках" у более старших педагогов.
Кто примет решения
В этой связи особенно важно, что с 19 по 25 мая пройдёт электронное предварительное голосование «Единой России». В тех регионах, где в сентябре состоятся выборы, уже сейчас можно выбрать тех, кто будет представлять интересы граждан в законодательных органах. Платформа голосования — PG.ER.RU. Безопасность процесса обеспечивает отечественная IT-система с использованием блокчейн-технологий и разделением ключей.
Важно, что в числе участников — представители самых разных сфер: бойцы СВО, молодые лидеры, и педагоги в том числе. Среди них и те, кто сам прошёл путь от школы до общественной деятельности. Это значит, что в политике появятся люди, которые понимают, как важно сделать профессию учителя вновь престижной и защищённой.
К слову, как отметил первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ и наставник конкурса «Лидеры России. Политика» Владимир Якушев, предварительное голосование — это не формальность, а отбор тех, кто действительно сможет влиять на изменения. Партия рассчитывает на участие как финалистов, так и полуфиналистов различных программ.
Дополнительную поддержку получают и участники СВО — для них предусмотрена квота в 25% голосов. Это решение партии подчёркивает, что в основе отбора — доверие общества и конкретные поступки, а не только слова.
Какие перспективы?
В общем, досмотрел я тот выпуск и вот что могу сказать по итогам. Пока всё это звучит как стратегия. Но! За ней — конкретные судьбы. Конкретные дети. И конкретные учителя. Мы, родители, хотим, чтобы в школе было спокойно, безопасно, царила обстановка взаимного уважения. Чтобы педагог был не в стрессе, а в ресурсе. Чтобы наш ребёнок рос в атмосфере знаний и доверия. И потому — да, это очень важно, выбрать, кто именно будет принимать такие решения. И важно участвовать в выборах. Потому что школа — это не просто здание. Это среда, звено одной цепочки. И её формируем мы все вместе.
А как вы считаете — что сегодня мешает педагогам работать в полную силу? Что должно измениться в первую очередь: зарплата, нагрузка, статус? Поделитесь мнением в комментариях!
И не забудьте подписаться на канал — впереди ещё много интересных новостей, которые касаются каждого.
Приглашаю почитать другие мои статьи: