"Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика" – фильм, который безоговорочно вошёл в золотой фонд советского кинематографа и продолжает радовать зрителей самых разных поколений. Даже сегодня, спустя десятилетия после премьеры, его показ на телевидении собирает рекордные рейтинги, что опровергает распространённое мнение о том, что это исключительно ностальгия старшего поколения.
Проведённые социологические исследования показали поразительный результат: основная масса зрителей, с удовольствием смотрящих "Кавказскую пленницу", – это молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет. Этот факт лишний раз подтверждает вневременную актуальность комедии Леонида Гайдая.
Примечательно, что премьера фильма состоялась 1 апреля 1967 года, в понедельник, что наводит на мысль о намеренном совпадении с Днём смеха. Одновременный показ в 53 кинотеатрах страны – беспрецедентное событие для того времени – свидетельствует о масштабе ожиданий и уверенности создателей в успехе проекта. Сам Гайдай, несмотря на оптимизм, признавался, что не ожидал столь оглушительного триумфа. Его слова, сказанные после премьеры: «Я знал, что фильм получился весёлый, но такого успеха предположить не мог», – стали легендарными. "Кавказская пленница", по сути, является сиквелом культовой комедии "Операция Ы", продолжая историю любимых зрителями героев – Шурика, Труса, Балбеса и Бывалого.
Авторы сценария, Яков Костюковский и Морис Слободской, вдохновлённые успехом "Операции Ы", предложили "Мосфильму" проект под рабочим названием "Шурик в горах", задуманный как двухсерийный фильм. Первый предполагал сюжет о похищении студентки Нины, а во второй фигурировала научная экспедиция в поисках снежного человека, роль которого, естественно, были готовы исполнить Трус, Балбес и Бывалый. Однако, в итоге было утверждено только производство первой части.
Съёмочный процесс не был простым. Актеров пришлось долго уговаривать. Юрий Никулин и Георгий Вицин считали сценарий местами натянутым, сомневаясь в его жизнеспособности. Подбор актрисы на роль Нины также занял значительное время. Пробы прошли сотни, если не полтысячи кандидаток. Каждая претендентка старалась продемонстрировать свой артистизм, однако далеко не все смогли удовлетворить требования режиссёра. Только после длительного кастинга, роль досталась Наталье Варлей. Даже после утверждения актёрского состава и завершения съемок фильм ждали многочисленные корректировки.
Одна из забавных историй рассказывает о первых кадрах, показанных приёмной комиссии. Трус, Балбес и Бывалый рисовали на заборе: Трус выводил «Х», Бывалый добавлял «у», а Балбес, появление милиционера, дописывал «дожественный фильм». Эту сцену, само собой, было велено немедленно вырезать.
Это был лишь один эпизод из множества замечаний и правок, которые пришлось внести в фильм. После многочисленных переделок, "Кавказская пленница" долгое время лежала на полке, ожидая окончательного утверждения. Однако судьба фильма изменилась после закрытого показа для Леонида Брежнева, который оценил комедию и распорядился о её немедленном выпуске в широкий прокат. Учитывая тот факт, что в то время отзывы первого лица государства имели решающее значение, это событие стало поворотным моментом в истории фильма. В год премьеры "Кавказская пленница" заняла первое место по количеству зрителей, собрав ошеломляющую аудиторию в 76,54 миллиона человек. Этот ошеломительный успех принёс создателям всенародную любовь и стал ярким свидетельством мастерства режиссёра и актёрского ансамбля.
Многие считают, что съемки проходили на Кавказе, окунаясь в красоту горных пейзажей. На самом деле, большая часть съемок проходила в Крыму, его живописные ландшафты мастерски трансформировались кинематографистами в кавказские просторы. Лишь один эпизод был снят под Сочи, добавляя небольшую "кавказскую" нотку в общую картину.
Стоит обратить внимание на незаметные детали, которые делают фильм ещё более уникальным. Например, голос Натальи Варлей, исполняющей роль Нины, вы услышите лишь отчасти, а точнее, совсем не услышите. Замечательный голос певицы Аиды Ведищевой звучит в музыкальных эпизодах, а голос Натальи Варлей заменяет голос Надежды Румянцевой в диалогах. Этот факт добавляет особую глубину восприятию фильма, поскольку результат – это кропотливый труд целой команды профессионалов.
Текст песни "Если б я был султан" также подвергся изменениям. Изначально в ней присутствовал дополнительный куплет, имевший юмористический подтекст и описывающий "стопки" для трёх жён султана, что не прошло цензуру. Но не только песня претерпела изменения.
Изначально, герой Саахов должен был носить фамилию Охоховый. Однако в Министерстве культуры нашелся высокопоставленный чиновник с такой же фамилией, что привело к необходимости изменения фамилии персонажа. Интересно, что в парторганизации Мосфильма нашёлся и Сааков, но изменения всё же не произошли по личному распоряжению министра культуры Екатерины Фурцевой, что свидетельствует о некоторых забавных случайностях во время создания фильма.
Гонорары актеров также представляют определенный интерес. Леонид Гайдай, режиссер фильма, получил самый большой гонорар – 4140 рублей, плюс 2000 рублей за сценарий. Александр Демьяненко (Шурик) заработал 5220 рублей, проведя на съемочной площадке 74 дня и 10 дней на озвучании. Юрий Никулин получил 4238 рублей, отработав 43 съемочных дня и 6 дней озвучивания. Эти цифры позволяют представить масштабы работы и вознаграждения за участие в этом знаменитом проекте.
Даже машины, использованные в съемках, имеют свою историю. Трус, Балбес и Бывалый передвигались на автомобиле Никулина «Adler Trumpf Junior», выпускавшемся в Германии до 1941 года. А санитарный автомобиль ГАЗ-55, производившийся до 1945 года, на момент съемок уже считался довольно редкой машиной, что добавляет ещё один штрих к атмосфере фильма.
Таким образом, за кажущейся простотой "Кавказской пленницы" скрывается целый пласт истории, забавных случайностей и интересных деталей. Спустя десятилетия, фильм остаётся актуальным и смешным, принося радость и улыбки миллионам зрителей. Его неизменная популярность – доказательство его высокого художественного уровня и огромного таланта всех причастных к его созданию.