Найти в Дзене
ИА Регнум

Польша сворачивает направо: итоги первого тура президентских выборов

18 мая в Польше состоялся первый тур президентских выборов, который хотя и подтвердил прогнозы относительно лидеров гонки, но тем не менее преподнёс серьезный сюрприз, показав настроение польских избирателей.

    / Источник: Иван Шилов (с) ИА Регнум
/ Источник: Иван Шилов (с) ИА Регнум

По итогам голосования во второй тур вышли мэр Варшавы, представитель правящей «Гражданской платформы» (KO) Рафал Тшасковский, и директор Института национальной памяти, поддерживаемый оппозиционной партией «Право и справедливость» (PiS), Кароль Навроцкий.

Однако главная интрига выборов — довольно высокий результат правых кандидатов, что указывает на заметный консервативный сдвиг в польском обществе.

Второй тур, намеченный на 1 июня, обещает быть напряжённым.

При этом в целом сами выборы прошли довольно спокойно, без особых скандалов и инцидентов.

Некоторые избиратели указывали, что бюллетени были подделаны, потому что у них был отрезан верхний угол. Похожая ситуация была на выборах в Германии, но что тогда, что сейчас в избирательных комиссиях указали: такая особенность облегчает выбор для тех, кто использует накладки для бюллетеней, написанные шрифтом Брайля.

К утру 19 мая избирательная комиссия Польши подсчитала более 99% бюллетеней, в результате чего Тшасковский набрал 31,2% голосов, а Навроцкий — 29,7%. Столь небольшой разрыв очевидно является тревожным сигналом для кандидата от партии власти.

Ещё один неприятный сюрприз для польских прозападных либералов — успех правых: Славомир Ментцен («Конфедерация») получил 14,9%, а Гжегож Браун (оба известны своей агрессивной позицией по отношению к конфликту на Украине и украинским беженцам) — 6,4%.

Вместе правые силы (Навроцкий+Ментцен+Браун) собрали более 50% голосов, что явно усиливает позиции Навроцкого перед вторым туром, который по риторике ближе к консервативным избирателям, чем к левым.

При этом, как и ожидалось, Ментцен, выступающий за ограничение влияния ЕС, ужесточение миграционной политики и запрет абортов, оказался особенно популярен среди молодёжи — 44% поддержки среди избирателей до 29 лет.

А Браун, известный антисемитскими и антиукраинскими акциями, включая сжигание флага ЕС и протесты против «украинизации» Польши, вообще неожиданно вошёл в политический мейнстрим. Его результат сигнализирует о росте радикальных настроений.

Интересно, что Навроцкий не упустил возможности использовать поддержку избирателей правых: в своей речи после выборов он обратился к Ментцену и Брауну за поддержкой, рассчитывая консолидировать электорат.

Кроме того, он назвал президентскую кампанию нечестной и предложил Тшасковскому «единственные честные» дебаты, которые могут пройти уже 21 мая.

Перед вторым туром, к слову, ожидается ряд ключевых событий, которые могут определить исход противостояния между кандидатами.

Одним из решающих моментов могут стать многотысячные марши, намеченные на 25 мая: «Марш патриотов» под руководством Тшасковского и «Марш за Польшу» Навроцкого, которые послужат инструментом мобилизации сторонников, усиливая поляризацию общества.

Ключевое значение для результатов голосования будет иметь распределение голосов сторонников Ментцена и Брауна, чьи избиратели в первом туре обеспечили крайне правым значительную поддержку. Так, примерно 70% поддерживающих Ментцена заявили, что отдали бы свой голос за кандидата PiS во втором туре.

Но исход голосования 1 июня пока остаётся трудно прогнозируемым из-за нескольких ключевых факторов.

Низкая явка пожилых избирателей (старше 60 лет) в первом туре, традиционно поддерживающих PiS, предоставляет Навроцкому значительный резерв для мобилизации во втором туре, что может усилить его позиции.

В то же время Тшасковский может попытаться привлечь молодых избирателей, делая акцент на прогрессивных западных ценностях.

Кроме того, социологи подчеркивают, что опросы часто недооценивают поддержку Навроцкого в сельских регионах, где PiS имеет сильные позиции, что может существенно изменить расклад сил в пользу консервативного кандидата.

Вместе с тем не стоит исключать и «румынского сценария», когда так или иначе нужному кандидату найдут, как насчитать необходимый процент — большего и не потребуется, дабы сделать вид, что голосование остаётся в правовом поле. Тем более в Польше, которая раз за разом демонстрирует поляризацию в выборных процессах.

Второй тур станет решающим с точки зрения политического вектора страны: продолжит ли Польша проевропейский курс премьера Дональда Туска или повернёт к национализму, вдохновлённому, в том числе, переменами в Белом доме.

Победа Тшасковского укрепит позиции Туска, позволит преодолеть президентское вето, которое блокирует реформы судебной системы и законодательства, включая законы об абортах.

Напротив, успех Навроцкого усугубит конфронтацию между PiS и нынешним правительством до очередных парламентских выборов 2027 года, усилив националистические настроения, антиукраинскую риторику и сопротивление политике Евросоюза.

Но при любом выборе лидера страны в отношении России настроения польской политической элиты останутся прежними. А вот для Украины польский «правый поворот» — очень плохой сигнал.

Еще больше новостей на сайте