Найти в Дзене

«Лицей-2025» номинация Rideró «Выбор книжных блогеров»: «Забытье» Максим Симбирев

Не приходя в сознание Давайте я с самого начала обозначу позицию: дочитала сборник малой прозы Максима Симбирева до конца единственно из-за членства в жюри номинации Rideró «Выбор книжных блогеров». Иначе, бросила бы с первых страниц. Единственный финалист 9 сезона "Лицея", чьи тексты вызвали острое отторжение с легким удивлением: "Сейчас кто-то еще так пишет? Да ладно!" "Сейчас" требует пояснения, даю: в середине десятых большинство знакомых мне книжных людей (а их много) на вопрос, "Зачем читать современную русскую литературу?" отвечало в диапазоне от: "А что, она есть?" до "Незачем, это нечитаемо". Примерно за следующие десять лет, не только явилась когорта молодых авторов: ярких, мощных, интересных (не в последнюю очередь благодаря "Лицею"), но и прежние корифеи большой литературы стряхнули дремотное оцепенение традиций тягучей русской классики, явив себя читающему миру авторами бестселлеров. Наверняка специалисты культурологи исследуют феномен этого ренессанса, а политтехнологи бе

Не приходя в сознание

Давайте я с самого начала обозначу позицию: дочитала сборник малой прозы Максима Симбирева до конца единственно из-за членства в жюри номинации Rideró «Выбор книжных блогеров». Иначе, бросила бы с первых страниц. Единственный финалист 9 сезона "Лицея", чьи тексты вызвали острое отторжение с легким удивлением: "Сейчас кто-то еще так пишет? Да ладно!"

"Сейчас" требует пояснения, даю: в середине десятых большинство знакомых мне книжных людей (а их много) на вопрос, "Зачем читать современную русскую литературу?" отвечало в диапазоне от: "А что, она есть?" до "Незачем, это нечитаемо". Примерно за следующие десять лет, не только явилась когорта молодых авторов: ярких, мощных, интересных (не в последнюю очередь благодаря "Лицею"), но и прежние корифеи большой литературы стряхнули дремотное оцепенение традиций тягучей русской классики, явив себя читающему миру авторами бестселлеров. Наверняка специалисты культурологи исследуют феномен этого ренессанса, а политтехнологи берут на вооружение, но сама я впервые так четко его осознала со сборником Максима Симбирева. За что ему стоит быть благодарной.

К сожалению, это единственный положительный итог чтения. "Забытье" словно написано до всего, когда хорошим тоном и заявкой на отечественную литературную премию был скверно написанный, претенциозный, необоснованно снобский, с оттенком усталой обреченности и предельно циничный взгляд на мир, от существа, уровнем альтруизма сопоставимого с пиявкой прудовой. Герой, которого автор сделал своим тезкой, присовокупив к имени уменьшительный суффикс, отчего тот начал ассоциироваться с негритенком из старого советского фильма - этот Максимка болезненно переживает отселение в бабушкину квартиру. В их с мамой доме теперь дементная бабушка, за которой мама вынуждена ухаживать. ( "Жертва")

На самом деле, единственная причина, по которой ученик выпускного класса, потенциально способный помочь со старушкой, переезжает - похоже, полная никчемность, невозможность рассчитывать на него и непрекращающееся нытье. Максимка ненавидит бабушку, дуется на маму, поносит и проклинает остальных родственников, сплошь асоциалов и маргиналов... Не буду раскрывать сюжета, прочтете, если заинтересует.

В том же духе остальные тексты, назвать которые рассказами значило бы сильно польстить. Блогер, после сомнительного стрима, из краша становится кринжем, хотя на волне хейта хайпанул. Но все мы любим, чтобы нас любили, а когда не любят, количество сетевых упоминаний не спасает - переживает ("Рогатый"). Дебиловатый алкаш радуется смерти английской королевы, словно это наполняет его пустую жизнь смыслом ("Лизка умерла") - по синопсису даже неплохо, но исполнено на букву "х", не подумайте. что хорошо.

Сборник в целом производит впечатление разномастных текстов, писавшихся для исполнения учебных заданий писательских семинаров или CWS. Без единой концепции, неряшливо, скучно. Неуважительно к потенциальному читателю.