Максим Гамалей
В какой-то момент спектакль "День радио" казался главным произведением «Квартета И». Много лет шедший на сцене, он был сохранён как видеофильм, и я бы назвал его самой подлинной из доступных сегодня версий. Примерно 2 часа перед нами разворачивается история о проведении марафона в прямом эфире вымышленной радиостанции «Как бы радио» (которое очевидно как бы «Наше»).
В погоне за зрителями и успехом в конкурентной борьбе продюссер и диджеи выдумывают драматическое событие, раздув небольшое происшествие. Это порождает стремительно нарастающий вал проблем и решений, их усугубляющих. Через творящийся балаган проходит линия музыкальных пародий на попсу, рок, шансон, бардов.
О чём "День радио"?
На самом поверхностном уровне произведения мы видим внутреннюю критику культурной индустрии. Михаил Козырев (признан иноагентом) отдельно обращал внимание на иронично показанный в спектакле цинизм медиа. Это такая насмешка над индустрией, от индустрии, смелость которой повышает самооценку индустрии. Подобно тому как действуют «99 франков», «Дьявол носит Прада» и даже «ДМБ». Этот поверхностный смысл легко может быть обобщен до критики любого «бизнеса только ради денег» и свойственного ему качества труда.
В фабуле заметна сатира над обществом нулевых. Парад портретов «креативного класса» отдувается за весь средний. При кажущейся легкости, искренней весёлости и узнаваемости дружеских шаржей, вряд ли можно признать хоть кого-то из персонажей моральным ориентиром. С такого рода экземплярами, отношениями и чувствами очень не хотелось бы столкнуться в реальной жизни. И это отдавая должное очарованию, подаренному типажам исполнителями!
В ту же корзину следует поместить критику власти, как явления общественной жизни. Её распределении в рабочем коллективе. Её влияния на связь «Как бы радио» и сил за пределами студии. Её оценке в социальном контексте действа. Обнажения потенции властного каприза возносить или низвергать. И возможно, с этой стороной критики стоит познакомиться только для того, чтобы уловить как мало во взгляде на проблему изменилось до сего дня.
Самым не тривиальным аспектом «Дня радио» является тема симулякров и способности постмодерна придавать несуществующему очарование существующего (что, кстати, в угоду комедийности задвинуто фильмом). Заменив реальную беду выдуманной, творческий коллектив студии играет с искренностью и вскрывает разноуровневые видимости. Отдельно стоит отметить изумительные одновременно конкретные и абстрактные пародии «Несчастного случая». В целом это «Баудолино» Умберто Эко в легком пересказе.
Станут ли «Дни радио» неувядающей классикой?
Как бы ни было печально, но и спектакль, и фильм «День радио», скорее всего, не переживут поколение своих первых зрителей. По разным причинам. Для спектакля очень важна крепкая связь с культурным и событийным контекстом, породившим тематику и юмор. Без понимания изменений в «Нашем радио», ощущения тяжести катка празднования «Москве 850», жанрового баланса музыки нулевых, ценность сатиры «Квартета И» на шоубиз сомнительна. В этом отношении вовременность спектакля родственна программному для Пелевина «Чапаеву и Пустоте».
Фильм страдает от того же, но иначе. Его реалистичность повышена, за счет большей связанности с конкретными исполнителями, брендами и людьми. Место творческих пародий «Несчастного случая» заняли хитовые треки приглашённых звезд. Из-за этого подрывается сама сила сатиры. Тем более, что при просмотре ты не можешь понять, это критика или product placement и привлечение ЦА? И как тут не заметить, что из всех картин "Квартета И" данный фильм сильнее всего болен тем, что диагностирует.
Однако, открывшим для себя в разное время эти произведения нет причин не любить их. А также нет причин не включать "День радио" сегодня, хотя бы ради возвращения к памяти о собственном веселье при первых просмотрах!