Не удивляйтесь, что сегодня я решила предложить вам для обсуждения религиозную тему. Если честно, это не мой конёк, вообще. Тема религии, это сугубо личный, индивидуальный, я бы сказала, разговор. Даже если нам кажется что всё относительно просто - типа: "Читайте Библию, Заповеди - и будет Вам счастье" (утрирую, если что), то это совсем не так.
Тему для этой статьи, мне подкинул один знакомый. Он прочитал статью "Наказывает ли Бог", нашел там много противоречивых мыслей. Или тех, к которым "можно придраться", как он сам пишет.
Комментарий к ней он написал мне в личку. Почему туда? Потому что он у него длинный получился, Почти на целую статью. За это ему отдельное спасибо. Поэтому и ответ мой будет тоже полноценный, а не просто отписка.
Я с ним, в принципе согласна. Придраться ко всему можно. Это во-первых.
Во вторых, такие статьи, всё таки относятся к философским рассуждениям, а не как истина. Всё равно мы понимаем каждый по своему и основываемся на личный опыт. Поэтому и выводы делаются разные. И это тема, прежде всего, ему, как некий развернутый ответ. Итак:
Что такое настоящее покаяние
Начнем с того, как обычно говорят люди: "Не согрешишь не покаешься".
Тогда тут напрашивается еще один вопрос: "А что такое грех?"
Так как я об этом уже писала (свое личное мнение на это понятие, разумеется), то повторяться не буду. Оставляю, как обычно, ссылку, кому нужно, прочтут -👆
А мы пока будем разбираться именно с вопросом о покаянии.
Как пишет Википедия:
"Покаяние - богословский термин в христианстве, означающий осознание грешником своих грехов перед Богом. Покаяние сопровождается радикальным пересмотром своих взглядов и системы ценностей, и как результат - пребывать в честности с самим собой. В Библии покаяние описывается и как скоротечное решение проблемы, и как процесс, длящийся всю жизнь".
Вот прочитала я это, и у меня сразу возникло чувство, что меня "где-то обманывают".
Даже скажу где. Что значит "Своих грехов перед Богом?"
Даже если признать, что мы все частички Бога, (об этом я тоже писала), и в каждом из нас Он и в Нём, каждый из нас, всё равно это как-то так хитро закручено, что прощение мы ходим просим именно у Него, а не у того, кого мы обидели. Не кажется ли вам это странным и даже лицемерным?
Про прощение у меня тоже уже есть целая статья, поэтому снова раскрывать эту тему не стану.
Там всё написано, почему у меня такое мнение сложилось по этому вопросу.
В процессе жизни, я прочитала и достаточно разнообразной литературы по этому вопросу. И услышала разные мнения, от разных людей, и пришла, соответственно к своему. А оно сложилось в результате совокупности всего в целом. Где еще основной частью является моя личная жизненная история. А это уже не пространные философские рассуждения, а наглядные примеры живых людей.
Мы не должны обольщаться, воображая, что сожаление о своем прошлом и есть акт покаяния. Это есть лишь часть его. Покаяние остается безжизненным и бесплодным, пока оно не приведет нас к исполнению.
Как происходит акт покаяния
Если вернуться к той же Википедии, мы должны "радикально пересмотреть свои взгляды и ценности". То есть, если уж мы нашли в себе силы покаяться, то и жить должны начать совершенно по другому. Иначе зачем всё это?
А что происходит на деле?
Я уж не говорю, что мы вообще не любим ни просить прощение, ни тем более каяться. Это же надо признать самому себе, что ты не прав, а это не всем удается. Гордыня мешает. Ведь это встреча с самим собой, а это бывает чрезвычайно страшно, о чем, кстати, подтверждается и в прошлой статье о подсознании.
Но даже в случае, если мы, допустим, осознали, что были неправы, идем к обиженному нами человеку и говорим о раскаянии в своем поступке, всегда ли это ведет нас к пересмотру своих ценностей и изменения в действиях?
Обычно все ограничивается, взволнованными объяснениями (по сути - оправданиями) своих поступков, слезами, трогательными словами, примирительными объятиями и... всё на этом.
Мы вместе поплакали, вроде как примирились, решили что теперь всё в порядке и уходим с чувством что сделали всё возможное (читай - выполненного долга).
Вот это и есть ключевое слово - выполнили долг.
Мы решили что теперь всё в порядке, а это отнюдь не так. Мы просто насладились своими добродетелями.
"... ведь мы покаяньем считаем, о прошлом формальный отчёт..."
Человек, может быть, добросердечный и способный легко растрогаться, откликнуться на нашу эмоциональную сцену. Но это - что угодно, только не обращение и не раскаяние.
На самом деле, никто не просит нас проливать слезы и искать трогательной встречи с жертвой нашей жестокости. От нас ожидается совсем другое. Чтобы мы, поняв свою ошибку, исправили её и самое главное, больше к ней не возвращались.
Вот что я вижу в своей семье, к примеру.
Моя мама, глубоко религиозная женщина, которая ходит в церковь, как на работу, чуть ли каждый день, даже ни на маленький шажочек не изменяет своего образа жизни и не прекращает поступать так, как выгодно лишь ей самой, невзирая на желания, мнения и возможности окружающих. Ну и для чего тогда все эти лицемерные покаяния? И ведь она не одна такая.
Бывая на службах, я заметила, что люди (особенно там работающие) часто подменяют понятия веры Бога и некие религиозные суеверия. А еще хуже, когда пытаются действительные важные вещи, скрывать за внешними "правилами" (повязать платок, надеть длинную юбку, купить свечи лишь в нашем храме...) А прихожане, в свою очередь, стараются купить свечи потолще и подороже, положить деньги во все стоящие там копилочки/коробки, одарить всех сидящих "нищих" и т.д.
А разве это самое важное?
Мы должны начать жить по-другому, относиться к людям по-другому. Это нарастающий, и бесконечный процесс, а не единовременный акт.
Угрызения совести нельзя принимать за раскаяние. Это самое большое заблуждение.
Раскаяние состоит не в том, чтобы испытывать "ужасное сожаление" по поводу неправильных поступков в прошлом. Это активное положительное состояние, заключающееся в том, чтобы идти дальше в правильном направлении.
Что толку сокрушаться и сожалеть, если прошлое изменить уже нельзя? Но вот изменившись в настоящем, можно сотворить другое будущее.
Об этом ясно сказано в притче о двух сыновьях, которых отец послал работать в своем винограднике. Один сын сказал "иду" - и не пошел. Другой ответил "не пойду", но потом устыдился и пошел работать. Это было подлинное раскаяние.
Что должно измениться после покаяния
Можно, конечно вообще двумя словами написать - дальнейшая жизнь.
Но мне мешает это сделать один аспект. Иногда, чтобы изменить жизнь, нужно почти радикально сменить всё вокруг. Не только свои мысли и взгляды, но и окружение. А это не всегда бывает возможно. Поэтому получается, волей/неволей, мы периодически снова скатываемся в те же ямы, из которых вроде бы уже выбрались. Это, к сожалению, не избежно.
Но вот тот яркий личный пример, когда мы уже испытали силу покаяния и знаем, что надо делать, должен нам помогать возвращаться на нужный Духовный Путь.
Что такое Духовный Путь
Сразу скажу он у всех разный. Давайте просто определимся - есть Путь. Он же не может быть "в никуда". Значит есть - Цель.
Я тут не беру во внимание цели в обыденном понимании этого слова в материальном проявленном мире. Речь идет именно о Духовном Пути. Это разные вещи, а значит и цели разные.
Так вот, духовная жизнь заключается не в том, чтобы развивать в себе сильную волю, способную принудить нас делать то, чего мы не хотим. Это будет противоречить основной мысли, что Бог дал нам свободу. В каком-то смысле, научиться поступать правильно, когда нам хочется поступить совсем по-другому - это достижение. Но достижение совсем небольшое.
Зрелая духовная жизнь - это такая жизнь, когда наша сознательная воля находится в согласии с внутренней гармоний и совестью. Начать надо с того, чтобы заповеди Христовы, понимать, принимать объективно и выполнять даже когда они расходятся с тем, что мы знаем о жизни.
Тем более, что этот Путь не стоит привязывать и именно к религии. А уж тем более, к какому-то одному конкретному течению религий. Есть люди вообще атеисты. Это совершенно не говорит о том, что они НЕ развиваются Духовно.
Про Путь, если кто помнит, я писала в статье "Трансформация время любить". Там еще мой рассказик про Светлячка.
Даже Митрополит Антоний Сурожский на это говорит:
" Мы не должны муштрой втискивать себя в христианство. Мы должны стать христианами. То есть, в процессе выполнения воли Божией мы должны научиться понимать намерения Божии.
Следует помнить, что, выполняя "волю Божию" в таком смысле, мы не должны делать это "на пробу", чтобы испытать её и посмотреть, что получится. Именно тогда - ничего и не получается.
Опыт подсказывает, что, когда мы получаем пощечину, нам всегда хочется отомстить.
Христос говорит: "подставь другую щеку". Но когда мы решаемся подставить её, мы ожидаем, что покорим этим врага и вызовем его восхищение. Но вместо этого, мы, как правило, получаем новую пощечину. Мы удивляемся и даже возмущаемся, словно Бог нас обманул. Вовлек в дело совершенно неосуществимое.
Вот это отношение мы и должны перерасти. Мы должны быть готовы выполнять Божию волю и платить за это сполна. Если мы не готовы платить, мы только теряем время попусту."
И пусть некоторые подумают, что я слишком увлеклась религией. Нет. Это основа Духовной жизни, а не просто религиозные рамки.
Что меняется в нашей жизни после покаяния
Из всего сказанного нужно выделить для себя самое важное:
Измениться должен сам взгляд на окружающий мир и, соответственно, поступки.
Покаяние это ведь по сути, та же исповедь. А исповедь - это, прежде всего, раскрытие истины о себе. Так вот.
Не надо себя излишне ругать, заниматься самобичеванием и самоедством. Не нужно, также на себя клеветать и брать чужие грехи на себя. Но не надо их и скрывать. Если человек скрывает от самого себя свои же дурные поступки - значит в нём нет искренней любви к Богу. Да и к себе тоже.
Нужно лишь уметь признавать свои ошибки, и стараться их больше не допускать. Ну и в заключении:
Не бойтесь дарить согревающих слов,
И добрые делать дела.
Чем больше в огонь вы положите дров,
Тем больше вернется тепла.
Только не забывайте, что есть и другая мудрость:
Спасибо всем, кто дочитал.