Писательский дневник. Размышления.
Вопрос, казалось бы, не дискуссионный. Об этом уже давно никто не спорит. Система продвижения текста на пути к издателю отлажена и существует в нескольких вариантах, среди которых автор может найти для себя наиболее подходящий. Однако всё далеко не однозначно.
Процесс написания текста - это, разумеется, действо творческое и индивидуальное. Но вот создание ПЕЧАТНОЙ книги - это уже сложный производственный и многоэтапный процесс, в который вовлекается помимо автора множество участников. Издание книги уже давно стало коммерческим проектом. И не удивительно, что каждый участник этого процесса хочет на нём заработать. Бизнес есть бизнес. Кушать хочется всем.
Но при этом мало кто задумывается, что именно писатель находится в самом начале этой "пищевой цепи". А я вот задумалась. И хочу поделиться своими соображениями на эту тему. Отмечу сразу, что я не беру во внимание те редчайшие случаи, когда признание издателя буквально чудом сваливается на автора без всяких дополнительных вложений и усилий. Мои коллеги наверняка слышали об этих сказочных историях, когда совершенно никому не известный автор, ноунейм, случайно забежал в издательство и, не рассчитывая ни на что, просто так оставил на столе у редактора флэшку с текстом... А редактор под настроение взял да и прочел первую главу, да так восхитился, что тут же заключил с писателем договор, и тот проснулся в лучах внезапно свалившейся на него монетизированной славы.
Как правило, всё обстоит с точностью до наоборот. Писателю, пробиваясь в издательство, приходится вкладывать значительные ресурсы в действия, никак не связанные с творчеством, как таковым. И - платить, платить, платить...
Всё это сегодня воспринимается, как норма, в том числе, и самими авторами. Лишь иногда в чатах или в комментариях под публикациями в соцсетях вспыхивают вялые дискуссии, которые быстро затухают под напором аргументов со стороны, к примеру, корректора, литагента или бета-ридера: "А почему это я должен (должна) бесплатно работать?".
Кстати, некоторые литагенты и литпродюсеры, выставляющие "золотые ценники" и не обещающие при этом никаких конкретных результатов, откровенно хейтят и абьюзят авторов, робко попискивающих "... а нельзя ли небольшую скидочку...".
При этом никого не смущает, что сам автор не только работает бесплатно, но и оплачивает из своего кармана кучу смежников.
Конечно, творческий путь каждого писателя индивидуален. Вот, к примеру, Энтони Бёрджесс, будучи тяжело больным и нуждающимся, написал свой «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange) для того, чтобы оставить своей семье хоть что-нибудь после своей смерти. Однако - не умер, а выздоровел и обогатился. А вот русский классик Лев Толстой никогда не нуждался и имел массу свободного времени для творчества. И неизвестно, смог бы он создать "Войну и мир", мотивируясь теми же посылами, которыми мотивировался автор "Апельсина".
То есть, рассуждая схематично и примитивно, - для кого-то нужда и болезни становятся "волшебным пенделем", а кому-то изначально нужны благоприятные условия для творчества... У каждого - своя точка отсчета. Что подходит одному, противопоказано другому.
Но сегодня эти стартовые условия в принципе одинаковы для всех начинающих писателей. Поэтому многое зависит от того, располагает ли НАЧИНАЮЩИЙ первоначальным стартовым капиталом, заработанным им в других сферах деятельности. Потому что, прежде чем заработать хоть что-то именно на писательском труде, ему придется по-крупному вложиться.
Поясняю. Итак, вы написали книгу. Вы трудились, скажем, целый год, совмещая творчество с основной работой и семейными обязанностями. И вы еще не заработали ни копейки. Но уже начинаются расходы. Бета-ридеры, корректоры, редакторы - никто из них не работает бесплатно. Возможен другой вариант - пойти на писательские курсы, в ходе которых не только дописываешь книгу, но и получаешь неплохой карт-бланш при обращении в издательство, поскольку среди кураторов курса находятся издатели. Но это тоже стоит немалых денег. Автор еще ничего не заработал. До издания книги еще как далеко. Но уже все перечисленные категории смежников на нём заработали. Это автор, еще не став профессиональным писателем, заплатил им из своего личного кармана.
(О литагентах и литпродюсерах я уже писала. Не буду к этому возвращаться).
Вот и получается, что из всех групп специалистов, принимающих участие в создании книги, никто не работает бесплатно. Бесплатно соглашается работать только сам писатель, да еще платить, платить, платить... Кстати, после заключения договора с издательством, который никак не скомпенсирует все предыдущие вложения (если автор - новичок), расходы не прекращаются. Автор тратится на создание буктрейлеров, рекламу и продвижение своего произведения и личного бренда в соцсетях. Потому что несет перед издательством частичную ответственность за то, чтобы опубликованная книга нашла своего читателя. Ведь писатель для издательства прежде всего - выгодный коммерческий партнер.
Вот и получается, что автор оказывается в самом начале всей этой пищевой цепи, что держит он на своих плечах всю эту пирамиду, разрастающуюся кверху. и при этом нередко даже такие расходы не дают гарантии успеха. Более того, все смежники требуют не только оплаты своего труда, но и уважения к своему труду. Однако это все - как бы игра в одни ворота.
Я знаю очень хороших бета-ридеров, с которыми у меня сложились прекрасные теплые отношения. Я им благодарна за отзывы, большинство из которых я даже не оплачивала. Мне удалось получить очень ценную консультацию от одного эксперта за чисто символическую сумму. И я не склонна предъявлять претензии ни к конкретным специалистам, ни к своей непростой писательской судьбе. Мною не движет желание выместить здесь свои обиды на кого-то.
Но почему же мне кажется (словно это витает в воздухе), что вся система, взятая целиком и сложившаяся на сегодняшний момент, менее всего уважает и ценит труд самого автора?
- Так что же вы предлагаете? - спросят меня читатели. - К чему весь этот сыр-бор?
Признаюсь, у меня нет никаких конкретных предложений. У меня нет мыслей насчет того, как могло бы быть по-другому. Главная цель моего спонтанного "манифеста" - не дать определенную оценку сложившейся и во-многом рациональной, логичной системе, а задекларировать существующее положение дел. Зафиксировать ситуацию "в моменте". Вот вроде бы все логично, все - на своих местах. Но все - как-то неправильно, что ли...
Вот я и задаюсь вопросом, что при всей своей видимой логичности и оправданности не теряет ли эта система невидимо, скрытно и подспудно - чего-то очень важного?
Как заинтересованное лицо, я не могу избежать в своих заключениях некоторой субъективности и излишней эмоциональности. Сделать более-менее глубокие выводы здесь могут только беспристрастные эксперты, которые не вовлечены в сам процесс производства печатной книги и не являются материально заинтересованными лицами.
Наверное, только они могут сказать, насколько такая ситуация оказывает влияние на формирование всей линейки конечного продукта, на баланс спроса и предложения и, в конечном итоге, на формирование культурного читательского кода.
-----------------------------------
Делитесь в комментариях, согласны ли вы с моим мнением?
-----------------------------------
Кто такая Виктория Карманова - можно почитать здесь