Найти в Дзене
Международная панорама

Внешность Моцарта восстановлена через 230 лет

Оглавление

Тайна того, как выглядел великий композитор в действительности, наконец-то раскрыта, после того как ученые восстановили его живое лицо по черепу.

Лицо знаменитого классического музыканта, возможно, наконец-то будет открыто, после того как череп, приписываемый ему, был использован для воссоздания его облика.
Лицо знаменитого классического музыканта, возможно, наконец-то будет открыто, после того как череп, приписываемый ему, был использован для воссоздания его облика.

Композитор - гигант западной музыки, но его внешность окутана тайной: большинство его портретов были написаны много лет спустя после его смерти. А те немногие изображения, которые сохранились со времен его жизни, отличаются друг от друга: на одних он изображен в детстве, другие неполны, а их подлинность вызывает споры.

В 1962 году музыковед Альфред Эйнштейн писал: «От Моцарта не осталось ничего, кроме нескольких жалких портретов, среди которых нет двух одинаковых».

Но теперь лицо знаменитого классического музыканта может быть наконец-то открыто, после того как череп, приписываемый ему, был использован для воссоздания его облика.

Сисеро Мораес, эксперт в области криминалистической реконструкции лица, рассказал, что узнал о черепе по счастливой случайности, когда занимался другим проектом. Он сказал: «Наша команда уже более десяти лет работает над приближением лиц, время от времени помогая полицейским криминалистам и постоянно реконструируя исторические личности. Во время предыдущих исследований мы случайно обнаружили, что существует череп, приписываемый Моцарту. У нас были изображения черепа с пространственными ориентирами, так что его можно было реконструировать. Состояние было хорошим, хотя нижняя челюсть не была включена, а некоторые зубы отсутствовали. Но благодаря статистическим данным и анатомической согласованности можно было восстановить их и получить полный череп».

Международная команда начала с виртуального восстановления черепа. Затем различные техники были объединены, чтобы получить законченную реконструкцию.

Мораес, ведущий автор нового исследования, говорит: «Мы использовали маркеры толщины мягких тканей, которые позволили нам получить представление о границах кожи на лице. Мы также спроецировали некоторые структуры, такие как нос, уши, губы и т.д. И то, и другое было основано на измерениях, проведенных на сотнях взрослых европейских людей, что обеспечивает надежную основу для аппроксимации. Чтобы дополнить полученные данные, мы также использовали технику анатомической деформации, подгоняя голову виртуального донора под параметры черепа, приписываемого Моцарту. Таким образом, получалось совместимое лицо. После скрещивания всех данных у нас получился базовый бюст, который был доработан с помощью размещения волос и одежды в соответствии с рекомендациями того времени».

По его словам, завершенное лицо имело «грациозный» вид.

Международная команда начала с того, что практически восстановила череп. Затем различные техники были объединены, чтобы получить законченную реконструкцию
Международная команда начала с того, что практически восстановила череп. Затем различные техники были объединены, чтобы получить законченную реконструкцию
Возможно, самый известный портрет Моцарта, написанный через 28 лет после его смерти Барбарой Краффт.
Возможно, самый известный портрет Моцарта, написанный через 28 лет после его смерти Барбарой Краффт.

Тайна внешности Моцарта давно не давала покоя ученым. Альфред Эйнштейн однажды написал: «У нас нет ничего, что могло бы дать нам представление о внешности Моцарта, кроме нескольких посредственных полотен, которые даже не похожи друг на друга».

Музыковед Артур Шуринг придерживался аналогичной точки зрения. Он писал в 1913 году: «Моцарт стал объектом большего количества портретов, совершенно не связанных с его реальной внешностью, чем любой другой знаменитый человек. Обожающее потомство не придумало более неверного физического образа ни для одного другого известного человека».

Мораес отметил, что самый известный портрет Моцарта работы Барбары Краффт был написан в 1819 году - через 28 лет после смерти композитора.

Однако новая реконструкция хорошо совпала с двумя портретами, сохранившимися со времен жизни композитора. Один из них - незаконченный портрет Йозефа Ланге, около 1783 года, который был охарактеризован женой Моцарта Констанцей как «безусловно, лучшее его изображение». Другой - набросок Доры Сток, сделанный в 1789 году.

Мораес сказал: «В процессе приближения лица мы не использовали их в качестве эталона для моделирования, поскольку параметры должны соответствовать опубликованным и рецензируемым методикам. Только после того, как мы закончили работу над бюстом, мы смогли сравнить его с его изображениями. В данном случае он оказался вполне совместим с обеими работами».

Однако сам череп не лишен противоречий. Предположительно, он был найден через 10 лет после смерти Моцарта могильщиком, который вспомнил, где находится его безымянная могила в Вене. Оттуда он переходил в разные руки, а в 1902 году была передана в дар Моцартеуму в Зальцбурге. С тех пор многочисленные исследования пришли к разным выводам о том, является ли он подлинным.

Мистер Мораес сказал: «Мы знаем только то, что череп имеет характеристики, совместимые с его прижизненными портретами. Хотя это и не доказательство, но еще один элемент, который усиливает загадку».

Тем не менее, бразильский эксперт по графике считает, что ему повезло работать над таким знаменитым лицом. Он сказал: «Лично я чувствую себя очень польщенным. Я - любитель классической музыки, слушаю ее почти каждый день, и время от времени в моем плейлисте появляется Моцарт».

Моцарт умер в Вене 5 декабря 1791 года в возрасте 35 лет. Причина его смерти точно не установлена.

Среди соавторов Мораеса - археологи Майкл Хабихт и Елена Варотто из Университета Флиндерса в Австралии, а также Лука Синео из университета Палермо в Италии. Также в работе участвовали Тьяго Бейни из бразильского Университета Уберландии, Франческо Мария Галасси из Лодзинского университета в Польше и Иржи Шинделарж из чешской компании GEO-CZ, занимающейся сохранением наследия. Научную статью о своём исследовании они опубликовали в журнале Anthropological Review.

Приходите на мой канал ещё — к нашему общему удовольствию! Комментируйте публикации, лайкайте, воспроизводите на своих страницах в соцсетях!