Найти в Дзене
Resonance belt

Терменвокс, гидрофоны и другие необычные аудиотехнологии. Обзор редких инструментов и устройств для создания уникального звука

Мир звука гораздо разнообразнее, чем кажется на первый взгляд. Помимо привычных гитар, синтезаторов и ударных, существуют инструменты и технологии, способные создавать поистине необычные звучания. Некоторые из них были изобретены десятилетия назад, но до сих пор остаются малоизвестными, другие — появились благодаря современным технологиям. В этой статье мы рассмотрим несколько уникальных аудиоустройств: от легендарного терменвокса до подводных микрофонов и экспериментальных синтезаторов. Терменвокс — один из первых в мире электронных музыкальных инструментов, изобретённый советским физиком Львом Терменом в 1920 году. Его уникальность в том, что для игры на нём не требуется физического контакта: музыкант управляет звуком, двигая руками в электромагнитном поле вокруг двух антенн. - Одна антенна (вертикальная) отвечает за высоту тона. - Другая (горизонтальная) — за громкость. Изменение расстояния руки до антенн влияет на частоту и амплитуду звука, создавая характерные «космические» тембры
Оглавление

Введение

Мир звука гораздо разнообразнее, чем кажется на первый взгляд. Помимо привычных гитар, синтезаторов и ударных, существуют инструменты и технологии, способные создавать поистине необычные звучания. Некоторые из них были изобретены десятилетия назад, но до сих пор остаются малоизвестными, другие — появились благодаря современным технологиям.

В этой статье мы рассмотрим несколько уникальных аудиоустройств: от легендарного терменвокса до подводных микрофонов и экспериментальных синтезаторов.

1. Терменвокс — музыка из воздуха

История и принцип работы

Терменвокс — один из первых в мире электронных музыкальных инструментов, изобретённый советским физиком Львом Терменом в 1920 году. Его уникальность в том, что для игры на нём не требуется физического контакта: музыкант управляет звуком, двигая руками в электромагнитном поле вокруг двух антенн.

- Одна антенна (вертикальная) отвечает за высоту тона.

- Другая (горизонтальная) — за громкость.

Изменение расстояния руки до антенн влияет на частоту и амплитуду звука, создавая характерные «космические» тембры.

MOOG ETHERWAVE THEREMIN PLUS - ТЕРМЕНВОКС
MOOG ETHERWAVE THEREMIN PLUS - ТЕРМЕНВОКС

Применение в музыке и кино

Терменвокс использовался в:

- Классических произведениях (Дмитрий Шостакович, Альфред Шнитке).

- Саундтреках к фильмам ужасов и фантастики (например, в "День, когда Земля остановилась", 1951).

- Современной электронике (группы The Beach Boys, Led Zeppelin, Jean-Michel Jarre).

Сегодня терменвокс остаётся нишевым, но крайне выразительным инструментом, популярным среди экспериментальных музыкантов.

2. Гидрофоны — микрофоны для подводной записи

Что это и как работает?

Гидрофон — это специализированный микрофон, предназначенный для записи звуков под водой. В отличие от воздушных микрофонов, гидрофоны используют пьезоэлектрические элементы, реагирующие на колебания воды.

-2

Где применяются?

- Научные исследования (изучение морской фауны, сейсмической активности).

- Саунд-дизайн — запись необычных звуков для кино и игр (например, скрип айсбергов, «пение» китов).

- Музыкальные эксперименты — некоторые музыканты используют гидрофоны для создания атмосферных композиций.

Примеры использования в искусстве

- Композитор Дэвид Данн записывал звуки подводных насекомых.

- Саунд-дизайнеры BBC использовали гидрофоны для документальных фильмов о океане.

3. Реактейбл — интерактивный синтезатор нового поколения

Что это?

Реактейбл (Reactable) — электронный инструмент, сочетающий элементы синтезатора и интерактивного интерфейса, созданный группой европейских разработчиков из института аудиовизуальных технологий Университета Помпеу Фабры. Управление происходит через перемещение физических объектов на сенсорном столе, которые взаимодействуют друг с другом, генерируя звук.

-3

Как работает?

- Каждый блок отвечает за определённый параметр (осциллятор, фильтр, эффекты).

- Пользователь комбинирует их, создавая сложные паттерны в реальном времени.

Кто использует?

- Бьорк применяла реактейбл в туре Volta (2007).

- Электронные музыканты и саунд-артисты (например, Мурко).

4. Оптический синтез звука — звук из света

Принцип работы

Впервые модуляция света звуковыми колебаниями осуществлена в 1907 году немецким физиком Эрнстом Румером во время опытов с дуговым генератором Поульсена на основе электрической дуги. Пульсирующий ток звуковой частоты, подведённый к электродам дуги, заставляет излучаемый ею световой поток изменяться в соответствии с электрическими колебаниями. При этом, за счёт изменения температуры и давления в зоне пламени, кроме световых колебаний создаются звуковые, соответствующие подведённому сигналу, благодаря чему такая дуга получила название «говорящей». В 1930-х годах в СССР разрабатывались технологии синтеза звука с помощью фотографирования волновых форм на плёнку (например, Вариофон Евгения Шолпо). Современные аналоги используют:

- Лазерные проекции.

- Светодиодные матрицы.

Звуковая фильмокопия с оптической фонограммой на 16-мм киноплёнке
Звуковая фильмокопия с оптической фонограммой на 16-мм киноплёнке

Примеры инструментов

- Laser Harp (Жан-Мишель Жарр) — арфа, где струны заменены лазерными лучами.

- Ondes Martenot — ранний электронный инструмент с кольцевым контроллером.

5. Графический звук — рисование звуковых волн

Суть технологии

Графический звук или нарисованный звук (фр. son dessiné, нем. graphische Tonerzeugung, итал. suono disegnato) — это звуковая запись, созданная из изображений, нарисованных непосредственно на плёнке или бумаге, которые затем воспроизводятся с помощью звуковой системы. Существует несколько различных техник в зависимости от используемой технологии, но все они являются следствием технологии звука на пленке и основаны на создании искусственных оптических полифонических звуковых дорожек на прозрачной плёнке.

Первые практические системы звукозаписи на плёнку были созданы почти одновременно в СССР, США и Германии. В Советской России Павел Тагер инициировал первые разработки в 1926 году в Москве. В середине XX века советские инженеры (Арсений Авраамов, Евгений Шолпо) экспериментировали с ручным рисованием звуковых дорожек на киноплёнке. Это позволяло создавать абсолютно любые тембры.

-5

Современное применение

- Плагины, имитирующие графический синтез (например, MetaSynth).

- Авангардная электроакустическая музыка.

Заключение

Необычные аудиотехнологии расширяют границы музыкального творчества. От терменвокса, управляемого движениями в воздухе, до гидрофонов, записывающих таинственные звуки океана, — эти инструменты доказывают, что звук можно извлекать из самых неожиданных источников.

Эксперименты с подобными устройствами не только обогащают музыку, но и вдохновляют на создание принципиально новых жанров. Возможно, в будущем появятся ещё более удивительные способы синтеза звука — например, с использованием нейроинтерфейсов или квантовых технологий.

А какие необычные аудиотехнологии знаете вы? Делитесь в комментариях!