Однажды знакомая с придыханием посоветовала посмотреть фильм "Прекрасная зеленая" (Франция, 1996, реж. Колин Серро). Я посмотрела, написала свое суждение о нем на Яндексе и забыла. А недавно случайно прочитала ответные комментарии и так, признаться, обалдела, что решила повторить этот отзыв вместе с оценкой фильма "Последний богатырь" (Россия, реж. Д. Дьяченко, 2017). Уж слишком много общего оказалось между такими непохожими лентами.
Прекрасная зеленая
"Прекрасная зеленая" позиционируется как философская комедия. А я такие очень люблю, поэтому включила не раздумывая. Начало было красивым, даже поэтичным. Но потом одна за другой последовали эпизоды, которые заставили напрячься.
Например, закадровый музыкальный ряд в начале картины ‒ литургическое песнопение "Херувимская песнь №7" Дмитрия Бортнянского. Все бы ничего, но в контексте происходящего, это выглядело даже не нелепо, а кощунственно. Сначала я подумала, что это ляп французского режиссера, мало знакомой с православной певческой традицией ‒ ну просто мелодия красивая, вот и поставила. Но уже к середине стало понятно, что музыка выбрана отнюдь не случайно. Я, к сожалению, не большой знаток классики, но, по-моему, и в конце фильма исполняется церковное песнопение, возможно хорал Баха. Параллели налицо. Интересно, а какое произведение они изуродовали кривляниями на концерте?
Основная идея киноленты в том, что инопланетянка, живущая в гармонии с природой и владеющая телепатией и техниками воздействия на людей, попадает в современный Париж. Ее "командировка" обусловлена тем, что жители ее прекрасной планеты наблюдают за землянами с целью их спасти и научить чему-то хорошему. Но у Милы есть и своя тайная цель ‒ она хочет узнать что-нибудь о своей матери, которая была земной женщиной.
И тут еще одна неувязочка ‒ при всей кажущейся няшности тамошнего бытия, Мила боится рассказывать о своем земном происхождении, иначе рискует вернуться из своего коммунистического рая туда, откуда пришла, то есть на Землю, которая погрязла в войнах, болезнях и так далее.
Когда Мила видит что люди сделали с планетой и с собой, то пытается им как-то помочь, "отсоединяя" их от догм поведения современного общества. На первый взгляд посылы вроде бы хороши: актуализация экологических проблем (загазованность и грязь), акцент на искусственных нормах общения (гениальный момент с помадой), повод задуматься о мелочности наших расстройств (сильный эпизод с автомобильным зеркалом) и еще много чего.
И на фоне этих, в общем-то неплохих смыслов, на уровне "25 кадра" внушаются вещи менее заметные, но по сути основополагающие: идеи планирования семьи (когда сыновья Милы рассказывают о мироустройстве своей планеты), естественность гомосексуализма (я не ханжа, я просто не понимаю, почему два страстно целующихся мужика ‒ это возвращение к гармонии), разжигание национальной вражды (рассказ про боснийскую женщину, изнасилованную сербами) ‒ перечислять можно долго, ибо фильм буквально соткан из демагогических посылов.
Чего стоит эпизод с "красивыми черными людьми", которые, по словам сыновей Милы, "живут на этой планете 40 000 лет и ничего на ней не испортили и такие же развитые как и мы". И все это действо происходило под грузинскую песню Chum Magnarshi. Жаль, я не знаю грузинского, а то бы, наверное, поняла, чем был обоснован выбор именно этой композиции. Но австралийские аборигены, жарящие ящериц под грузинское многоголосье, ‒ это сильно.
Да, можно, конечно, посмеяться над тем, что "отсоединенные" ведут себя как придурки, но смеяться не хочется . Потому что у этого фильма есть самый главный центральный смысл ‒ отрицание даже идеи Бога. Если Иисус ‒ это такой же путешественних с их планеты, как и сама Мила, как Иоганн Себастьян, то как он может быть Богом? А распятие в "ангаре с цветными стеклышками" нужно для того, чтобы просить подарки на Рождество. Но звучит все это походя, ненавязчиво, по всем законам психологии.
Я не люблю утопии и не люблю призывы вернуться к природе, потому что в основе своей они лицемерны. Как лицемерны и сами герои этой киноленты. А еще я ненавижу демагогию, а там она на каждом шагу.
Фильм оставил ощущение, что в красивой обертке тебе подсунули коричневую субстанцию. И это при том, что у меня нет претензий ни к актерским работам, ни к работе оператора, ни к режиссуре. Тем хуже.
Последний богатырь
Возможно, я бы не стала так много внимания уделять этому фильму, если бы тенденция называть черное белым, а белое черным не процветала бы и в современных отечественных кинолентах. На фильм "Последний богатырь" я пошла, наслушавшись положительных отзывов. После меня еще долго не покидало чувство гадливости и ощущение предательства. Как будто наступила на зловонного червя и вымазалась в его экскрементах.
Что не так? Да все не так! Прежде всего абсолютная нелогичность, непродуманность сюжета. Его не спасает даже, в общем-то неплохая актерская игра, работа гримеров и пара остроумных шуток. Кроме этого хвалить нечего.
По фильму преподобный Илия, инок Киево-Печерского монастыря, больше известный многим как былинный герой Илья Муромец (чрезвычайно почитаемый мною святой, в честь которого назван мой младший сын), оказывается убит Добрыней. Да, да, тем самым, который на знаменитой картине Васнецова сидит по правую руку от великого богатыря. И Алешу Поповича тоже, оказывается, Добрынюшка изничтожил. Ну чтобы совсем единственным богатырем остаться. А Кощей по сюжету не такой уж и злодей. Жизнью ради других пожертвовал. И Баба Яга девушек спасает. Видимо, от широты женской души.
Для кого этот фильм? Для нас, воспитанных на русских сказках? Мимо! Добро и зло в нашем фольклоре всегда имело четкие границы. А как воспринимать зло, если Кощей жертвует собой "за ради" непонятно какой идеи, а Бабы-Ягино зелье спасает мальчика из нашего мира от комы? Не молитва даже, а вмешательство темной силы.
Как ориентироваться, если Добрыня ‒ это хладнокровный убийца, ведомый коварной красавицей-женой, а т.н. сын великого богатыря трусоватый мошенник, хоть и не без приступов совестливости? Ну да, он потом вроде как исправился, но осадочек остался.
Ну и, наконец, как воспринимать фильм о русском сказочном мире на фоне песенки на английском, пусть и красивой. Не было под рукой поэта, способного написать русскоязычный текст?
Но я точно знаю зачем нужен такой фильм! Чтобы сформировать личность, для которой не существует ни добра, ни зла, для которой все относительно. А если нет ни черного, ни белого, если все можно оправдать и все можно опорочить, то даже сама идея Бога вызывает вопрос. Есть только сила. У кого меч, тот и прав, у кого бессмертие, то и правит.
Из социальной психологии известно, что подконтрольное поведение формируется именно у релятивистов. А как их вырастить? Да просто! Заставить полюбить и пожалеть зло, принять его безусловную силу и мощь по сравнению с добром. В последнем надо учить сомневаться, не верить ему. Если в голове каша, то личность превращается в барана.
Блюдите, како опасно ходите (Ефес. 5, 15).