Найти в Дзене

Такое опасное современное кино

Однажды знакомая с придыханием посоветовала посмотреть фильм "Прекрасная зеленая" (Франция, 1996, реж. Колин Серро). Я посмотрела, написала свое суждение о нем на Яндексе и забыла. А недавно случайно прочитала ответные комментарии и так, признаться, обалдела, что решила повторить этот отзыв вместе с оценкой фильма "Последний богатырь" (Россия, реж. Д. Дьяченко, 2017). Уж слишком много общего оказалось между такими непохожими лентами. "Прекрасная зеленая" позиционируется как философская комедия. А я такие очень люблю, поэтому включила не раздумывая. Начало было красивым, даже поэтичным. Но потом одна за другой последовали эпизоды, которые заставили напрячься. Например, закадровый музыкальный ряд в начале картины ‒ литургическое песнопение "Херувимская песнь №7" Дмитрия Бортнянского. Все бы ничего, но в контексте происходящего, это выглядело даже не нелепо, а кощунственно. Сначала я подумала, что это ляп французского режиссера, мало знакомой с православной певческой традицией ‒ ну прос
Оглавление

Однажды знакомая с придыханием посоветовала посмотреть фильм "Прекрасная зеленая" (Франция, 1996, реж. Колин Серро). Я посмотрела, написала свое суждение о нем на Яндексе и забыла. А недавно случайно прочитала ответные комментарии и так, признаться, обалдела, что решила повторить этот отзыв вместе с оценкой фильма "Последний богатырь" (Россия, реж. Д. Дьяченко, 2017). Уж слишком много общего оказалось между такими непохожими лентами.

Прекрасная зеленая

"Прекрасная зеленая" позиционируется как философская комедия. А я такие очень люблю, поэтому включила не раздумывая. Начало было красивым, даже поэтичным. Но потом одна за другой последовали эпизоды, которые заставили напрячься.

Например, закадровый музыкальный ряд в начале картины ‒ литургическое песнопение "Херувимская песнь №7" Дмитрия Бортнянского. Все бы ничего, но в контексте происходящего, это выглядело даже не нелепо, а кощунственно. Сначала я подумала, что это ляп французского режиссера, мало знакомой с православной певческой традицией ‒ ну просто мелодия красивая, вот и поставила. Но уже к середине стало понятно, что музыка выбрана отнюдь не случайно. Я, к сожалению, не большой знаток классики, но, по-моему, и в конце фильма исполняется церковное песнопение, возможно хорал Баха. Параллели налицо. Интересно, а какое произведение они изуродовали кривляниями на концерте?

Основная идея киноленты в том, что инопланетянка, живущая в гармонии с природой и владеющая телепатией и техниками воздействия на людей, попадает в современный Париж. Ее "командировка" обусловлена тем, что жители ее прекрасной планеты наблюдают за землянами с целью их спасти и научить чему-то хорошему. Но у Милы есть и своя тайная цель ‒ она хочет узнать что-нибудь о своей матери, которая была земной женщиной.

Кадр из фильма "Прекрасная зеленая" (Франция, 1996, реж. Колин Серро)
Кадр из фильма "Прекрасная зеленая" (Франция, 1996, реж. Колин Серро)

И тут еще одна неувязочка ‒ при всей кажущейся няшности тамошнего бытия, Мила боится рассказывать о своем земном происхождении, иначе рискует вернуться из своего коммунистического рая туда, откуда пришла, то есть на Землю, которая погрязла в войнах, болезнях и так далее.

Когда Мила видит что люди сделали с планетой и с собой, то пытается им как-то помочь, "отсоединяя" их от догм поведения современного общества. На первый взгляд посылы вроде бы хороши: актуализация экологических проблем (загазованность и грязь), акцент на искусственных нормах общения (гениальный момент с помадой), повод задуматься о мелочности наших расстройств (сильный эпизод с автомобильным зеркалом) и еще много чего.

И на фоне этих, в общем-то неплохих смыслов, на уровне "25 кадра" внушаются вещи менее заметные, но по сути основополагающие: идеи планирования семьи (когда сыновья Милы рассказывают о мироустройстве своей планеты), естественность гомосексуализма (я не ханжа, я просто не понимаю, почему два страстно целующихся мужика ‒ это возвращение к гармонии), разжигание национальной вражды (рассказ про боснийскую женщину, изнасилованную сербами) ‒ перечислять можно долго, ибо фильм буквально соткан из демагогических посылов.

Чего стоит эпизод с "красивыми черными людьми", которые, по словам сыновей Милы, "живут на этой планете 40 000 лет и ничего на ней не испортили и такие же развитые как и мы". И все это действо происходило под грузинскую песню Chum Magnarshi. Жаль, я не знаю грузинского, а то бы, наверное, поняла, чем был обоснован выбор именно этой композиции. Но австралийские аборигены, жарящие ящериц под грузинское многоголосье, ‒ это сильно.

Да, можно, конечно, посмеяться над тем, что "отсоединенные" ведут себя как придурки, но смеяться не хочется . Потому что у этого фильма есть самый главный центральный смысл ‒ отрицание даже идеи Бога. Если Иисус ‒ это такой же путешественних с их планеты, как и сама Мила, как Иоганн Себастьян, то как он может быть Богом? А распятие в "ангаре с цветными стеклышками" нужно для того, чтобы просить подарки на Рождество. Но звучит все это походя, ненавязчиво, по всем законам психологии.

Кадр из фильма "Прекрасная зеленая" (Франция, 1996, реж. Колин Серро)
Кадр из фильма "Прекрасная зеленая" (Франция, 1996, реж. Колин Серро)

Я не люблю утопии и не люблю призывы вернуться к природе, потому что в основе своей они лицемерны. Как лицемерны и сами герои этой киноленты. А еще я ненавижу демагогию, а там она на каждом шагу.

Фильм оставил ощущение, что в красивой обертке тебе подсунули коричневую субстанцию. И это при том, что у меня нет претензий ни к актерским работам, ни к работе оператора, ни к режиссуре. Тем хуже.

Последний богатырь

Возможно, я бы не стала так много внимания уделять этому фильму, если бы тенденция называть черное белым, а белое черным не процветала бы и в современных отечественных кинолентах. На фильм "Последний богатырь" я пошла, наслушавшись положительных отзывов. После меня еще долго не покидало чувство гадливости и ощущение предательства. Как будто наступила на зловонного червя и вымазалась в его экскрементах.

Что не так? Да все не так! Прежде всего абсолютная нелогичность, непродуманность сюжета. Его не спасает даже, в общем-то неплохая актерская игра, работа гримеров и пара остроумных шуток. Кроме этого хвалить нечего.

По фильму преподобный Илия, инок Киево-Печерского монастыря, больше известный многим как былинный герой Илья Муромец (чрезвычайно почитаемый мною святой, в честь которого назван мой младший сын), оказывается убит Добрыней. Да, да, тем самым, который на знаменитой картине Васнецова сидит по правую руку от великого богатыря. И Алешу Поповича тоже, оказывается, Добрынюшка изничтожил. Ну чтобы совсем единственным богатырем остаться. А Кощей по сюжету не такой уж и злодей. Жизнью ради других пожертвовал. И Баба Яга девушек спасает. Видимо, от широты женской души.

Для кого этот фильм? Для нас, воспитанных на русских сказках? Мимо! Добро и зло в нашем фольклоре всегда имело четкие границы. А как воспринимать зло, если Кощей жертвует собой "за ради" непонятно какой идеи, а Бабы-Ягино зелье спасает мальчика из нашего мира от комы? Не молитва даже, а вмешательство темной силы.

Как ориентироваться, если Добрыня ‒ это хладнокровный убийца, ведомый коварной красавицей-женой, а т.н. сын великого богатыря трусоватый мошенник, хоть и не без приступов совестливости? Ну да, он потом вроде как исправился, но осадочек остался.

-3

Ну и, наконец, как воспринимать фильм о русском сказочном мире на фоне песенки на английском, пусть и красивой. Не было под рукой поэта, способного написать русскоязычный текст?

Но я точно знаю зачем нужен такой фильм! Чтобы сформировать личность, для которой не существует ни добра, ни зла, для которой все относительно. А если нет ни черного, ни белого, если все можно оправдать и все можно опорочить, то даже сама идея Бога вызывает вопрос. Есть только сила. У кого меч, тот и прав, у кого бессмертие, то и правит.

Из социальной психологии известно, что подконтрольное поведение формируется именно у релятивистов. А как их вырастить? Да просто! Заставить полюбить и пожалеть зло, принять его безусловную силу и мощь по сравнению с добром. В последнем надо учить сомневаться, не верить ему. Если в голове каша, то личность превращается в барана.

Блюдите, како опасно ходите (Ефес. 5, 15).