Найти в Дзене

«Пиковая дама» Волгоградского Музыкального: реальность нереального

Странно, конечно, писать рецензию о спектакле волгоградского Музыкального театра «Пиковая дама», премьера которого состоялась полгода назад. Да не то что странно — любопытно и подозрительно: чего это автор вдруг вспыхнул? Уж не по наводке ли он будет накидывать восторги на читателей? Автор отвечает: нет, не по наводке. И не восторги. И не рецензия это. Просто попытается разобраться, почему в финале спектакля публика неистовствовала добрых минут десять. Не жалела ладоней, исходила криками «браво!» и «молодцы!» Скажем сразу, к авторам мюзикла (композитор Егор Шашин, автор либретто, стихов — Наталья Кузьминых), высокая зрительская оценка, если и относится, то по минимуму. Много вопросов и к музыке, и, особенно, к стихам, в которых порой проскальзывают такие перлы, что не знаешь, плакать или смеяться. А спектакль, тем не менее, захватывает. Зритель несётся в его потоке, только успевая глотнуть воздуха в паузах и вновь погружаясь в завораживающее действие. Постановщику — Александру Кутявину

Странно, конечно, писать рецензию о спектакле волгоградского Музыкального театра «Пиковая дама», премьера которого состоялась полгода назад.

Да не то что странно — любопытно и подозрительно: чего это автор вдруг вспыхнул? Уж не по наводке ли он будет накидывать восторги на читателей?

Автор отвечает: нет, не по наводке. И не восторги. И не рецензия это. Просто попытается разобраться, почему в финале спектакля публика неистовствовала добрых минут десять. Не жалела ладоней, исходила криками «браво!» и «молодцы!»

Скажем сразу, к авторам мюзикла (композитор Егор Шашин, автор либретто, стихов — Наталья Кузьминых), высокая зрительская оценка, если и относится, то по минимуму. Много вопросов и к музыке, и, особенно, к стихам, в которых порой проскальзывают такие перлы, что не знаешь, плакать или смеяться.

А спектакль, тем не менее, захватывает. Зритель несётся в его потоке, только успевая глотнуть воздуха в паузах и вновь погружаясь в завораживающее действие.

Постановщику — Александру Кутявину, сценографу Алексею Михальчёву в полной мере удалось создать на сцене необычную удивительную атмосферу, в которой возможно всё. В ней сосуществуют рядом современность и давно прошедшее время, и эта совместность не удивляет, но утверждает в реальности даже нереального.

В спектаклях Музыкального театра укрепился канон, ярко подтверждённый в «Пиковой даме»: актёры, хор, балет работают единой командой. Никто не чинится и не выпендривается. Прима танцует в кордебалете (кстати, танцы в постановке Елены Щербаковой, — это что-то фееричное), хористка выступает примой, первый актёр оказывается в массовке и отрабатывает по полной.

Невероятное смешение лиц, личин, ситуаций. Но ведь как здорово!

И, наконец, актёры. То есть, они, безусловно, на первом месте, а не на последнем. Но, отдаляя их в финал, просто хотелось бы сказать о них поподробней. Хотя бы потому, что, как говаривал Штирлиц, запоминаются последние слова.

А как скажешь? Если говорить всё, что хотелось бы, растянется надолго и потеряет интерес. Поэтому — насущное.

Максим Сытин в роли Томского. Актёр заметно — очень и очень — прибавил в профессии. В «Пиковой даме» — лишнее подтверждение тому. Естественность и убедительность в сочетании с безупречной пластикой и притягательным голосом позволяют ему сделать свой, в общем-то проходной персонаж, одним из главных.

Ольга Русскова играет Лизу. Да простится банальность: не играет — живёт. Взаправду страдает, искренне любит, не боится выпускать наружу изболевшую свою душу. Ей веришь и до боли хочется помочь.

Про Пиковую даму — заслуженная артистка РФ Анна Стрельбицкая —говорить бы и говорить взахлёб, опрометью покрывать бумагу кипящими письменами. Да слаб язык, немощны слова перед истинным талантом. От первого своего появления в образе вздорной старухи до финального явления её как самой Судьбы с заклинаниями о трёх картах, — всё на одном дыхании, всё невероятно притягательно и живописно. Спасибо за невероятное наслаждение, подаренное, пусть и всего лишь на два с лишним часа.

Впрочем, это относится ко всему спектаклю.