Когда Питер Джексон превратил относительно короткий роман Толкина в трилогию, он пошёл на неизбежный шаг: расширил и дополнил второстепенные линии. Некоторые из них обогатили мир Средиземья, другие вызвали споры. Одним из таких спорных персонажей стал Альфрид Лизоблюд - чиновник и подручный бургомистра Озёрного города, придуманный специально для экранизации.
Привет! Вы на канале ShadowTavern! Устраивайтесь поудобнее и приятного чтения!
===========
Зачем понадобился Альфрид
Толкин упоминает, что у бургомистра были советники, но не вдаётся в подробности. Джексон решил использовать эту возможность, чтобы добавить в историю комическое противовесное звено - подлого, угодливого чиновника, контрастирующего с основными героями.
Изначально актёр Райан Гейдж пробовался на роль Дрого Бэггинса - отца Фродо. Но роль в трилогию не вошла, и команда переназначила Гейджа на другого персонажа. Так и появился Альфрид - образ, который, по словам многих зрителей, раздражал больше всех в новой трилогии.
Портрет Лизоблюда
С первых сцен он вызывает отторжение: тонкая, с вечно втянутой в плечи головой фигура, сальная причёска, жалобный голос и постоянно меняющееся выражение лица, в зависимости от того, перед кем он стоит. Альфрид - эталонный трус. Он из тех, кто без колебаний сдаст соседа ради выгоды, потом - покается, а затем снова сделает то же самое.
Характер персонажа особенно раскрывается в сцене, где Бард Лучник пытается ввезти отряд Торина в Озёрный город, спрятав их в бочках с рыбой. Альфрид тут же проявляет рвение чиновника - настаивает на уничтожении груза, но сразу отступает, стоит Барду намекнуть на общественное недовольство. Уходя, он всё же бросает реплику:
"Вы - любимец народа, да, Бард? Но всё это ненадолго… знаем, где вы живёте".
Это не только угроза. Это страх потерять власть, услышанный сквозь маску надменности.
Параллель с Гримой Червеустом - но без глубины
Часто Альфрида сравнивают с другим известным приспешником - Гримой из "Властелина колец". Внешне схожи: тёмные одежды, бледная кожа, сутулая спина. Но если Грима - трагическая фигура, измученный и втянутый в чужую волю человек, то Альфрид - просто паразит.
Грима рыдает, видя армию Сарумана. Он хочет быть любимым, его разъедает зависть, но внутри - есть тень совести. Альфрид же не имеет ни одной искупающей черты. Он несложен. Он удобен для зрителя: каждый его поступок - это то, за что хочется отвернуться.
Когда Озёрный город сгорел - Альфрид выжил
Смауг разрушает город. Бургомистр и Альфрид бегут на лодке, полной сокровищ. Но лодка тяжёлая. Бургомистр, не колеблясь, выталкивает Альфрида за борт, иронично спасая тому жизнь.
Когда выжившие добираются до берега, Альфрид снова пытается сыграть роль властителя:
"В отсутствии бургомистра власть переходит к его заместителю - то есть ко мне!"
Толпа готова его растерзать, но Бард останавливает линчевание. Почти слово в слово повторяя сцену с Гримой:
"Разве вам не хватило смерти?"
Это важный поворот. Альфрид получает шанс. Он мог бы исчезнуть, но остаётся, пристраиваясь к Барду. Служит, подчиняется - ровно до момента, пока это удобно.
В поисках золота - даже переодевшись в старуху
Во время "Битвы пяти воинств" Альфрид поручают заботу о женщинах и детях. Он игнорирует приказ. Прячась под женским платком, собирает золото, надеясь сбежать. Это - кульминация его пути: никакой идеологии, только страх и нажива.
Даже после того, как Бард спасает ему жизнь, он плюётся в лицо спасителю и орёт:
"Ты мог править! Ты всё упустил!"
В театральной версии на этом всё. Альфрид просто исчезает. Но если включить расширенную…
Глупость, которая всё-таки пошла на пользу
Сцена в расширенной версии "Битвы пяти воинств" показывает: Альфрид залезает в катапульту, решив спрятаться. Один из золотых дукатов падает на спусковой механизм...
Катапульта срабатывает. Альфрид с криком летит - прямо в раскрытую пасть тролля, сражающегося с Гэндальфом. Тролль захлёбывается, погибает, спасая мага. Тело Альфрида придавливает падающая туша, и из пасти тролля высыпаются золотые монеты.
Без слов, но ясно: это - цена алчности. Она его буквально сожрала.
Почему зрители ждали этого
Для многих это стало своеобразной разрядкой. Персонаж, вызывавший сильнейшее раздражение на протяжении трёх фильмов, наконец получил не просто смерть - а смерть, служащую смыслу. Это не месть. Это карма, зашитая в структуру истории.
И да - он действительно погиб. Не улетел. Не сбежал. И остался - пусть в расширенной версии - как символ всего, что происходило не так в Озёрном городе.
А вы знали об этом моменте раньше?..
===========
На этом у меня сегодня все! Спасибо за просмотр! Если выпуск вам понравился, то не стесняйтесь делиться ссылкой на него со своими друзьями, подписываться на канал и нажимать на кнопки под статьей!
И до встречи в следующем выпуске! Пока!