Комедия с почти шекспировским названием, снятая режиссерским дуэтом Кастеллано и Пиполо, вышла в прокат в Италии в 1980, а в СССР — в 1983 году. В нашей стране ее посмотрело 56 млн телезрителей. И она до сих пор не потеряла популярности! Последние отзывы на «Укрощение строптивого» в интернете датируются нынешним годом.
И почти все они восторженные. Хотя с современной точки зрения фильм легко обозвать сексистским, отношения в нем — токсичными, а героя — абьюзером. Но зрители отлично понимают: а как еще возможно было смешно снять историю об избалованной гламурной девице, задумавшей покорить сварливого деревенского чурбана, который всех остальных уже распугал?
Конечно, секрет популярности — в блестящем актерском дуэте. Утонченная Орнелла Мути в роли взбалмошной городской красотки Лизы Сильвестри против Адриано Челентано в роли деревенского женоненавистника (да он и вообще людей не очень любит…). За их войнушкой просто очень интересно наблюдать!
Как снимали эту чудесную комедию?
Отсылки к классике и Библии
Конечно, в названии фильма легко опознать переделанное название известной комедии Шекспира — «Укрощение строптивой». Но история в фильме — реверс. У Шекспира дворянин Петруччо пытается «укрощать» склочную грубиянку Катарину. В фильме груб и сварлив мужчина, а женщина пытается очаровать того, кто упорно не желает очаровываться.
Персонажа Челентано зовут Элиа — это явная отсылка к библейскому пророку Илии (на иврите его имя звучит как Элияху). Илия отличался таким же жестким и непримиримым характером.
Он яростно боролся с поклонением идолам, превративших его народ в слабый и порочный. Главным объектом нападок библейского пророка была женщина — прекрасная и распущенная жена царя Ахава Иезавель.
В фильме Элиа с не меньшей яростью нападает на своих женатых друзей. По его мнению, они подкаблучники и после женитьбы изменились к худшему.
Илия умел как «заключать» небо, чтобы оно не давало дождя, так и попросить Бога все же пролить на землю дождь после трехлетней засухи. Элиа советует священнику, как ему лучше молиться о дожде. А Лиза появляется на пороге его дома во время ливня.
Пищу пророку в пустыне приносили вороны. Элиа умеет разговаривать с воронами и заставить их улететь на другой участок.
Илия низвергал огонь с небес, чтобы наказать грешников. Элиа выстрелами оставляет без оружия охотников — а те и не понимают, что случилось.
Кстати, Лиза вспоминает, что Элиа — имя одного из пророков. И спрашивает, не может ли Элиа тоже предсказывать будущее. Он может: сообщает ей, что если она не перестанет болтать, у нее остынет суп.
Вот моя деревня…
Где происходит действие картины — то есть где проживает вредный Элиа со своей терпеливейшей домработницей Мами?
По сценарию место действия — деревня Ровиньяно поблизости от городка Вогера в регионе Ломбардия. Но Ровиньяно — название вымышленное. А вот Вогера вполне реальный населенный пункт, этот городок находится на полпути между городами Портофино и Миланом. Лиза как раз ехала из первого во второй, когда у нее сломалась машина.
В Вогере родился знаменитый модельер Валентино (Гаравани), и в фильме есть шутка, связанная с ним. Лиза заявляет, что ее наряд — от Валентино. Но Элиа крайне далек от моды и говорит:
— А, так он не твой…
Также в Вогере родились братья Мазерати, основавшие одноименную автомобильную компанию. Но машина Лизы в фильме — не Maserati, а De Tomaso Longchamp Spyder, довольно редкая и дорогая модель.
Наряды Лизы
На самом деле все образы Лизы в фильме — работа художника по костюмам и личного костюмера Орнеллы Мути Уэйна А. Финкельмана. Он работал в итальянском кино с 1970 года, а с Орнеллой познакомился в 1974-м. Он «оденет» ее и для другой знаменитой комедии с Челентано — «Безумно влюбленный» (1981).
Любопытно, что в том же 1980-м, до съемок «Укрощения строптивого», Орнелла откажется от роли в 12-м фильме о Джеймсе Бонде, потому что в его команду не попадет Уэйн Финкельман.
Наряды Мути из «Укрощения строптивого» — костюм молочного цвета с воротником-стойкой, элегантное синее платье, ансамбль из укороченного красного пиджака и юбки-миди с мелким принтом — так поразили зрительниц, что женщины принялись заказывать себе такие же. И действительно, Орнелла выглядит неотразимой всегда — даже когда молитвами пророка Элиа трудится на ферме. Синий джемпер или белая свободная рубашка с классическими джинсами — и сегодня отличный повседневный образ.
Места, где происходили важные события
Войнушка Лизы и Элиа, конечно, не могла остаться в стенах его дома — и закономерно о ней узнали все окрестности, где успевала поскандалить эта парочка.
Бензоколонка, где Лиза то устраивала небольшой стриптиз, то уезжала, не расплатившись, существует и сегодня. Она находится на территории городка Арлуно — Вогера от него примерно в часе езды.
До сих пор существует и ресторан, где парочка обедала. Он стоит на берегу речки Тичино (притока По). Это семейный ресторанчик под названием VIlla Pio, к моменту съемок открытый уже почти четверть века. Его хозяева — семья местных рыбаков, и кухня соответствующая — блюда из речной рыбы, а также риса.
Сегодня стены ресторана увешаны многочисленными фото со съемок знаменитой комедии. Его часто арендуют для свадеб.
Озеро, где были выброшены ключи от авто — это озеро Анноне (провинция Лекко, Ломбардия). В озеро вдается живописный полуостров Изелла, и сюда действительно часто приезжают отдыхать влюбленные парочки.
Недалеко от озера Анноне снят и эпизод, когда Лиза и Элиа практикуют автостоп — она без толку, а он удачно. Это окрестности деревни Оджоно, где проводятся ежегодные выставки домашнего скота.
Незабываемый танец в бочке для давки винограда
Эпизод, где Элиа доказывает превосходство традиционного способа давки винограда — давит его ногами, артистично соревнуясь с механическим прессом под шумное одобрение односельчан — весьма реалистичен. Городок Вогера окружают холмы с многочисленными виноградниками, и традиции виноделия здесь развиты едва ли не с античных времен.
И внимание односельчан к сражению Элиа с прессом понятно — в этих местах сбор урожая винограда касался практически всех деревенских жителей. Урожай снимали и обрабатывали сообща. И вопрос о механизации виноделен вполне актуален для Вогеры в 1980-х, то есть отражает действительность.
А вина из Вогеры знамениты не только на территории Италии. Два десятка вин из этой местности удостоились знака качества DOC. Среди самых популярных — Cabernet Sauvignon, Malvasia, Chardonnay, Moscato, Pinot grigio, Cortese, Pinot Nero всех видов — розовое, белое, красное, Sauvignon, Sangue di Giuda, Riesling italico и многие прочие.
Секрет эпизода с трактором
Феерическую выходку Элиа, когда он тащил за своим трактором кровать Лизы вместе с ней по деревне, не смогли бы снять, если бы не пришлось немного изменить интерьер комнаты, где стояла эта самая кровать.
Вы заметили, что на полу там лежит ковер? Так вот, при попытке вытянуть кровать из комнаты ковер должен был неизбежно собраться в складки и помешать ее передвижению. Но этого не происходит. Почему? Все просто: ковер нарисован на полу.
Чего так и не увидели советские зрители
Слухи утверждают, что руководитель СССР Леонид Ильич Брежнев был неравнодушен к зарубежному кино, а особенно — к итальянскому. Именно поэтому избранные фильмы из Италии и попадали в советский прокат.
Но цензура, разумеется, зорко следила — лишь бы не показать советским гражданам чего-либо провокационного. А то мало ли что наснимают на загнивающем Западе!
На современный взгляд из «Укрощения строптивого» просто нечего вырезать — совершенно невинное кино! У нас на федеральных каналах можно увидеть куда более провокационные вещи.
Но советская цензура была сурова и вырезала все, что могло смутить добропорядочных советских граждан. Как ни странно, среди таких смущающих вещей оказались… роды коровы! Уж кого в СССР, стране в недавнем прошлом аграрной, могла смутить телящаяся корова — непонятно.
Также пострадал от цензоров эпизод драки девушек в ресторане — зрители в СССР увидели его не полностью. Исчезла и сцена, где Элиа охотится на оружие охотников — тоже непонятно, почему. В СССР существовали общества охотников и рыболовов, люди понимали, что охотиться нужно в сезон и в тех местах, где охота разрешена. И восприняли бы этот эпизод как борьбу фермера с браконьерами.
И, конечно, цензура СССР решительно не могла позволить, чтобы зрители увидели сцену соблазнения, где прекрасная Орнелла предстает топлесс. Эпизод убрали полностью.
В итоге в фильме появился непонятный момент. Лиза сообщает, что у нее осталось всего несколько часов, чтобы покорить Элиа. А в следующем эпизоде она уже названивает своему поклоннику Витторио, умоляя забрать ее из дома этого паршивца! Ну идиоту же было понятно, что между этими двумя моментами что-то было…
Самое смешное, что соблазнение-то не удалось! И позиция Элиа по этому вопросу вполне соответствовала советской морали: он откровенно заявил Лизе, что не может спать с женщиной, пока в нее не влюблен.
Далее выясняется, что не влюблялся Элиа вообще никогда. А чтобы справиться с физическим дискомфортом, он идет колоть дрова! Ну чем не советский человек, а?!
Заключительные титры сопровождаются песенкой Челентано «Innamorata, Incavolata A Vita». Выход фильма вывел ее в итальянские чарты на целых 16 недель. В СССР она тоже многим запомнилась — Челентано, и так уже известный у нас, как певец, стал еще популярнее.