В начале Ливонской войны Великое княжество Литовское истощило свои ресурсы. Это заставило литовскую знать согласиться на объединение с Польшей, создав Речь Посполитую. В январе 1569 года в Люблине открылся польско-литовский сейм. На нем обсуждались условия слияния двух государств. Было решено установить общее государственное устройство, денежную систему и армию, а также придерживаться единой внешней политики.
Раньше Польша и Литва часто действовали несогласованно. Литовцы не всегда поддерживали Польшу в борьбе с Тевтонским орденом, а поляки оставляли Литву один на один с Россией. Заключая унию, Литва надеялась привлечь польскую армию для войны с Москвой. Без поддержки Польши Великое княжество не смогло бы противостоять Ивану Грозному, и многие считали, что «Литвы бы не было».
Эта точка зрения преувеличена. Литва действительно находилась в сложной ситуации, но была ли она катастрофической? Великое княжество явно проигрывало войну, и это не было первым поражением в XVI веке. Каждое поражение приводило к территориальным потерям, но литовцы не теряли веры в свою государственность. Москва не стремилась завоевать Литву, ограничившись Полоцком и отказом Ягеллонов от Ливонии.
Паны Великого княжества были готовы к миру на таких условиях, но камнем преткновения стала Ливония, важная для Ягеллонов. Польша не собиралась отказываться от своих планов. Судьба Литвы стала разменной картой в Ливонской войне. Чтобы изгнать русских и шведов из Ливонии, требовалась объединенная сила Польши и Литвы.
Польша и Великое княжество имели разные проекты союзного государства. Коронная шляхта предлагала полную интеграцию Литвы в состав Польши. Литовская шляхта настаивала на федерации, сохранении законов и судопроизводства, выборах короля и совместных сеймах. Королю должен был остаться титул «великий князь литовский», а коренные жители имели бы приоритет при назначении на местные должности.
Эти противоречия вызвали продолжительные споры. Стороны обменивались резкими словами. Поляки утверждали, что их короли правили Литвой и принесли ей свободу. Григорий Ходкевич, лидер литовской делегации, ответил, что литовцы равны другим народам и не готовы заключать унию, пока не установят порядок в союзе.
Литовцам было ясно, что после объединения они окажутся на второстепенных ролях, так как польская культура была более зрелой и толерантной. Поляки не навязывали свою культуру, но она была привлекательной для многих. В результате слияния Литва должна была принять польские стандарты поведения, ценности и ориентиры развития.
Патриоты Литвы видели в этом угрозу своей самостоятельности и самобытности. М. Радзивилл в письме выразил сожаление о «похоронах» независимого государства. На картине Яна Матейко, изображающей заключение Люблинской унии, литовские делегаты выглядят печальными и отчаянными.
Поляки были недовольны выступлениями литовских патриотов. Как отмечал современник событий, автор «Дневника» Люблинского сейма, «такие беседы приносили больше взаимного раздражения, чем результатов». По удачному выражению историка Александра Преснякова: «Поляки настойчиво требовали от литовских политиков политического самоубийства и получили резкий отпор».
В феврале многие литовские делегаты покинули сейм, стремясь парализовать его работу. Но планы шляхты рухнули из-за предательства русинской знати Волыни и Подляшья. Эти аристократы поддержали идею унии и выразили готовность выйти из подчинения Великому княжеству Литовскому, чтобы присоединиться к Королевству Польскому. Сигизмунд II Август мастерски воспользовался этим шансом.
5 марта король издал эдикт о возвращении Волыни и Подляшья в состав польских владений Ягеллонов. Литовская знать была в шоке. Все только и говорили об измене. Ходили слухи о войне с польскими захватчиками. Литва оказалась зажата между Россией и Польшей.
5 апреля в Польшу приехала делегация из Литвы во главе с Яном Ходкевичем и Остафием Воловичем. Они выразили протест против перехода Подляшья и Волыни под власть Короны. Литовская знать требовала провести выборы и созвать новый сейм для решения территориального спора. Поляки согласились, но король Сигизмунд издал указы о присоединении других земель. 6 июня Киевщина вернулась в состав Польши, а 16 июня – Брацлавская и Винницкая области.
Переговоры, на которые так рассчитывали литовские правители, только усугубили ситуацию. Потеря южных земель ослабила Великое княжество. У Литвы не было выбора. 1 июля 1569 года была подписана уния. 4 июля Сигизмунд II Август утвердил её.
Основные принципы Люблинской унии заключались в следующем:
1. Польша и Литва теперь составляют единое сообщество (res publica, польский перевод — Речь Посполитая), единое королевство (unum regnum), единый народ (unus populus).
2. Речью Посполитой управляет единый король, избираемый знатью на сейме, возлагающий на себя корону в польской столице Кракове.
3. Король обязан защищать и гарантировать права и свободы всех народов, входящих в Речь Посполитую.
4. Учреждается единый Коронный сенат и единый сейм.
5. Речь Посполитая ведет единую международную и военную политику.
Люблинская уния, несомненно, была очень интересным экспериментом по объединению в Восточной Европе двух государств. В результате возник удивительный сплав культур, давший миру выдающиеся памятники литературы, искусства и общественной мысли.
Сочетание общего политического устройства и развития региональной самобытности было основано на идеалах свободы, незыблемости прав и привилегий, своеобразной демократии. Правда, этими правами пользовались только дворяне и горожане, но для ХVI века и это было большим достижением и свидетельствовало о высоком уровне политической культуры.
Позже, 28 января 1573 года, на съезде знати в Варшаве была принята Варшавская конфедерация, провозгласившая на всей территории нового государства свободу вероисповедания, то есть уравнявшая в правах католиков, православных и протестантов.
Однако в общественно-политическом строе Речи Посполитой с самого начала существовали факторы, через два столетия приведшие это государство к гибели. Шляхетская демократия была способна парализовать верховную власть, чем нередко пользовались внешние враги.
Собственно говоря, победа над Россией в 1582 году явилась самым заметным военным успехом Речи Посполитой в межгосударственных конфликтах за ХVI–ХVII века, не считая отдельных побед над турками (в битве под Хотиным 1621 года и при снятии осады Вены в 1683 году), русскими (в Конотопской битве 1659 года) и шведами (в сражении при Кирнхольме 1605 года).
На этом военно-политический потенциал Речи Посполитой исчерпывался. Уже в первой половине ХVII века она понесла территориальные потери и лишилась Ливонии, а в конце ХVIII века прекратила свое существование, разделенная между Россией, Пруссией и Австрией. Но это произойдет позже.
Кроме того, Речь Посполитая была создана в 1569 году как «республика обоих народов», поляков и литовцев. При этом «забыли» о третьем народе — православных русинах, той самой руси, потомках жителей Древнерусского государства, о судьбах которых разворачивался спор между Россией и Великим княжеством Литовским в конце XV — XVI веке.
В XVII веке этот народ заявит о своих правах, и украинское освободительное восстание 1648 года потрясет польско-литовское государство и чуть не приведет его к гибели. Можно сказать, что первый шаг к осуществлению этого драматического исторического сценария был сделан при заключении Люблинской унии.
Злой Московит
Цитируется по: Филюшкин А.И. Первое противостояние России и Европы: Ливонская война Ивана Грозного.