Найти в Дзене
SECTOR Media™

Война форматов: аналог или цифра?

Есть такая замечательная книга В. И. Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма». Автор анализирует особенности капиталистической системы на этапе империализма. Одной из ключевых характеристик этого этапа является стремление капиталистов захватить как можно больший рынок. Увлекательное повествование вскрывает капиталистическую систему потребления и методы извлечения прибыли из абсолютно всего объёма рынка. Так, в условиях конкуренции на рынке производители бытовой техники вынуждены постоянно искать новые способы привлечения клиентов. Выпуск различных модификаций, скажем, проигрывателей виниловых дисков или компакт-дисков становится одним из таких способов. Например, производители могут выпускать продукты разной ценовой категории, чтобы привлечь потребителей с разными уровнями дохода, деликатно опуская в описательной части рекламного материала откровенно посредственные характеристики или, что чаще, завышая их. Производители также могут адаптировать свои продукты под специфические
Оглавление

или почему производители фонограмм вдруг полюбили винил (часть первая)

Для начала, немного капитализма.

Есть такая замечательная книга В. И. Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма». Автор анализирует особенности капиталистической системы на этапе империализма. Одной из ключевых характеристик этого этапа является стремление капиталистов захватить как можно больший рынок. Увлекательное повествование вскрывает капиталистическую систему потребления и методы извлечения прибыли из абсолютно всего объёма рынка.

Так, в условиях конкуренции на рынке производители бытовой техники вынуждены постоянно искать новые способы привлечения клиентов. Выпуск различных модификаций, скажем, проигрывателей виниловых дисков или компакт-дисков становится одним из таких способов. Например, производители могут выпускать продукты разной ценовой категории, чтобы привлечь потребителей с разными уровнями дохода, деликатно опуская в описательной части рекламного материала откровенно посредственные характеристики или, что чаще, завышая их. Производители также могут адаптировать свои продукты под специфические потребности различных групп потребителей, например, выпускать товары для детей, подростков, взрослых и пожилых людей. Особняком стоят изделия референсного уровня по точности изготовления и используемых материалов.

Кроме того, выпуск модификаций позволяет капиталистам диверсифицировать свой ассортимент и снизить риски, связанные с колебаниями спроса на отдельные продукты. Если один из продуктов не пользуется спросом, другие модификации могут компенсировать потери старших собратьев.

Однако (всё по тому же В. В. Ленину) стремление капиталистов к захвату рынка и выпуску модификаций продуктов имеет и негативные последствия. Во-первых, это может привести к снижению качества продукции, поскольку производители жертвуют качеством сырья или готовых материалов ради увеличения объёма производства и снижения издержек на его производство. Во-вторых, это способствует монополизации рынка, когда крупные компании захватывают доминирующее положение и ограничивают конкуренцию — так появляется патентное право и лицензирование технологий. Таким образом, стремление капиталистов к захвату рынка и выпуску модификаций продуктов является неотъемлемой частью капиталистической системы. Это позволяет компаниям адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и удовлетворять потребности потребителей. Однако это также может иметь негативные последствия для качества продукции и конкуренции на рынке.

Анализ стратегии и рынка развития производственных цепочек, сделанный В. В. Лениным ещё в 1916 году, помогает нам понять, что в условиях империализма капиталисты используют различные стратегии для максимизации прибыли, и выпуск модификаций продуктов является важнейшей из них. Это подчёркивает сложность и противоречивость капиталистической системы производства товаров бытового назначения, которая приводит к монополизации и снижению качества продукции. Если вспомнить качество изготовления самых последних из серийно выпускаемых телевизоров на ЭЛТ или VHS-видеомагнитофонов начала 2000-х годов, то мы увидим неряшливую схемотехнику с применением огромного количества быстроизнашиваемых материалов.

Всё новое — хорошо забытое старое

В современном мире, где цифровые технологии доминируют в музыкальной индустрии, некоторые производители решили возродить производство виниловых проигрывателей. Этот шаг можно рассматривать как попытку поддержать не только производителей фонограмм, но и любителей аналогового звука. Примечательно, что индустрия производства компонентов для проигрывателей никогда не прекращала свою деятельность с момента зарождения данной отрасли. Даже в условиях стремительного технологического прогресса, ключевые производители компонентов продолжали поддерживать производство и модернизацию уже выпущенных моделей проигрывателей. Вот ключевые игроки этого рынка:

  • Thorens. является старейшей из существующих компаний аудиоиндустрии. В классический период фирмой «Торенс» было выпущено более 1 300 000 проигрывателей, что является абсолютным рекордом среди компаний занимающихся производством проигрывателей винила.
  • Acoustic Signature. Немецкая компания выпускает, в частности, головку MCX1, корпус которой изготовлен из алюминия, а масса превышает 12 г. 1
  • Audio-Technica. Компания предлагает, например, модель звукоснимателя AT-OC9XSH, которая подойдёт к большинству популярных тонармов. Компания также стояла у истоков стандартизации типоразмеров и разъёмов звукоснимателей в тонармах виниловых проигрывателей.
  • Ortofon. Производитель звукоснимателей для проигрывателей виниловых дисков, который больше других предложил миру конструкторских решений и материалов. Так В 1969 году компания Ortofon представила первый звукосниматель с подвижным магнитом M-15. В нём была использована инновационная система переменного магнитного шунтирования VMS, которая была запатентована и применялась до 1980-х годов. В 1979 году Ortofon разработал и представил новый дизайн звукоснимателя для диджеев Concorde. В 2007 году компания Ortofon выпустила серию звукоснимателей с подвижным магнитом 2M. Дизайн этих устройств был вдохновлён формой бриллианта и разработан в сотрудничестве с Moeller Jensen. В 2018 году было представлено второе поколение звукоснимателей Concorde.

Виниловые проигрыватели стали символом ностальгии и приверженности к "настоящему" звуку. Многие меломаны ценят винил за его уникальное звучание, которое, по их мнению, отличается от цифрового. Производители, возобновившие выпуск проигрывателей, стремятся удовлетворить этот спрос и привлечь новых поклонников аналоговой музыки. Исключительно из рыночных соображений, разумеется.

Не всё то золото, что блестит

Бытовой проигрыватель виниловых дисков Hi-End класса может стоит до 650 тыс. долларов США и выше. При этом покупка сопряжена с дополнительной услугой сборки и настройки купленного изделия, а также услугой по регламентному обслуживанию проигрывателя (чистка, настройка, замена компонентов).

Проигрыватель виниловых дисков TechDas Air Force Zero весит 350 кг, из которых 120 кг приходится на опорный диск. Цена — 29 800 000 руб. (по состоянию на 2024 год). Было изготовлено 40 серийных экземпляров и ещё 10 по особому заказу
Проигрыватель виниловых дисков TechDas Air Force Zero весит 350 кг, из которых 120 кг приходится на опорный диск. Цена — 29 800 000 руб. (по состоянию на 2024 год). Было изготовлено 40 серийных экземпляров и ещё 10 по особому заказу
Derenville VPM 2010-1 является самым дорогим проигрывателем виниловых дисков из когда-либо созданных на 2022 год. Аппарат напичкан цифровыми технологиями контроля воспроизведения. VPM 2010-1 оснащён двумя двигателями с частотно-регулируемым приводом на ремне, прочным 60-килограммовым шасси (изготовленным из специального материала под названием «кориан», который используется в производстве пропеллеров), стоящим на четырёх пневматических опорах, лазерным измерителем угла продольного наклона и встроенными цифровыми весами. Также есть HD-камера и экран для проверки корректного положения тонарма, а также пульт дистанционного управления с сенсорным экраном. Цена — 52 500 500 руб. (по состоянию на 2024 год).
Derenville VPM 2010-1 является самым дорогим проигрывателем виниловых дисков из когда-либо созданных на 2022 год. Аппарат напичкан цифровыми технологиями контроля воспроизведения. VPM 2010-1 оснащён двумя двигателями с частотно-регулируемым приводом на ремне, прочным 60-килограммовым шасси (изготовленным из специального материала под названием «кориан», который используется в производстве пропеллеров), стоящим на четырёх пневматических опорах, лазерным измерителем угла продольного наклона и встроенными цифровыми весами. Также есть HD-камера и экран для проверки корректного положения тонарма, а также пульт дистанционного управления с сенсорным экраном. Цена — 52 500 500 руб. (по состоянию на 2024 год).

Аудиофил может вложить сумасшедшие деньги в оснащение своей звуковоспроизводящей аппаратуры, но оправданы ли его затраты? Для сравнения, промышленная производственная линия для изготовления грампластинок, не включающая гальванический цех и оборудование для подготовки матриц, оценивается в диапазоне от 200 до 400 тысяч долларов, что по курсу 2025 года составляет от 16 до 32 миллионов рублей. Стоимость зависит от поставщика, количество которых в мире ограничено четырьмя компаниями. Интересно, что стоимость целого завода по изготовлению виниловых пластинок сопоставима с ценой всего одного трамвайного вагона модели 71-932 «Невский».

Конструкция Hi-End проигрывателя по технологичности и точности изготовления деталей сопоставима с часовыми механизмами. Материалы, из которых он сделан, используются в космической и ювелирной отраслях. Себестоимость виниловой пластинки вместе с картонным конвертом не превышает 200 рублей за единицу. Себестоимость компакт-диска с упаковкой — около 1,6 доллара США. Речь идёт о промышленных тиражах. В мире работает около 50 заводов, производящих CD, DVD и BR. Изготовителей производственных линий для оптических носителей всего три.

Следует отметить, что проигрыватели компакт-дисков, относящиеся к сегменту High-End, характеризуются чрезвычайно высокой стоимостью. Однако результаты слепых тестов не демонстрируют многократного превосходства этих устройств над высококачественными Hi-Fi аппаратами 1 класса, что ставит под сомнение оправданность вложенных средств. При этом необходимо учитывать, что точность промышленного оборудования для производства виниловых пластинок существенно ниже класса точности High-End проигрывателей. Такой иррациональный подход может свидетельствовать о применении маркетинговых стратегий для продвижения продукции на рынке.

Любой каприз — за ваши деньги

Дело в том, что есть ниша потребителей, готовая выложить почти неограниченную сумму за изделие, выпущенное в единственном экземпляре или ограниченной партией. Так, например, один из самых дорогих в мире цифровых зеркальных фотоаппаратов, из когда-либо сделанных на заказ, был изготовлен фирмой, никогда фотоаппаратами не занимающейся. И такой фотоаппарат сделала компания Philips.

О чём бы вы ни говорили, речь всегда идёт о деньгах.

Пластинка представляет собой большую проблему перед лицом того, кто задумается о создании её копии. Неизбежно он столкнётся с деградацией звука при создании любой копии аналоговым способом.
...за исключением одного метода копирования — цифрового. Именно по этой причине в Интернете так много цифровых копий винила. Сделать такую копию можно очень доступными средствами и это уже не копия. Это цифровой клон.
Такие оцифровки заставляют нервничать производителей винила. Они не нравятся музыкальным издательствам. Цифровой носитель — страшный сон для первых и вторых. «Убийство» компакт-диска было мечтой всех, кто хоть как-то контролировал рынок физических носителей последние 40 лет.

Цифровые технологии не соответствовали принципам музыкальных лейблов, сопротивлявшихся любым новшествам, способным создавать точные копии записей. В 1987 году президент гильдии авторов песен (Songwriters Guild of America, SGA) Джордж Вайсс (George David Weiss) так говорил об этой проблеме:

Мы очень боимся возможности кустарного производства потому что копирование будет на столько точным, что созданная копия будет такой же, как и оригинал, что на самом деле это клон, а не копия. Это точно такой же оригинальный компакт-диск и мы за это не получаем деньги.
Президент гильдии авторов песен (Songwriters Guild of America (SGA) Джорж Вайсс. Свою должность Вайсс занимал с 1982–2000 года.
Президент гильдии авторов песен (Songwriters Guild of America (SGA) Джорж Вайсс. Свою должность Вайсс занимал с 1982–2000 года.

Проблема копирования аудиопродукции в домашних условиях не нова. Лейблы и правозащитные организации столкнулись с ней ещё в конце 1980-х, когда появились первые бытовые магнитофоны, способные записывать цифровой сигнал. Международная федерация производителей фонограмм (IFPI), которая стремится помогать участникам лицензировать музыку и извлекать прибыль из всех доступных каналов по всему миру, пошла в суд. Они настаивали на том, чтобы цифровые домашние устройства могли только воспроизводить цифровую фонограмму, а копировать музыку можно было только через аналоговый тракт. А ещё лучше — чтобы таких устройств вообще не было!

На американском рынке в 1987 году компания Marantz представлял интересы компании Philips — главного разработчика перспективного тогда направления CD-R. Все судебные процессы были выиграны производителями аудиотехники. Хотя суд и признал, что создание цифровых копий фонограмм наносит материальный ущерб правообладателям, сама технология копирования не была запрещена, поскольку копирование лицензионных программ не является основной функцией бытовых рекордеров. Суд постановил ограничить количество изготавливаемых копий с физических лицензионных носителей и внедрить дополнительные меры защиты на аппаратном уровне. Однако эти меры не были предусмотрены лицензионными требованиями к компакт-дискам и нарушали технический регламент CD-DA, известный, как "Красная книга", что привело к дальнейшему поиску правовых лазеек со стороны лейблов. И они были найдены ...

Причина неудачного захода агрессивных нарративов и проигранных судов крылась в поспешной оценке угрожающего авторскому сообществу потенциала цифровых носителей того короткого периода, — когда «цифра» хоть уже и контролировалась производителями фонограмм на этапе заводского тиражирования музыкальных изданий, но всё ещё не контролировались произведённые копии, выполненные на носителях неподконтрольных различным ассоциациям производителей чистых «болванок». Цель была сформулирована предельно ясно: обеспечить полный контроль над всем объёмом цифрового аудиовизуального контента, который характеризуется стремительно растущими темпами распространения и увеличивающейся угрозой нелегального использования.

Конфликт подогревался также эйфорией компании Philips, которая к тому времени сумела оперативно развернуть собственное лицензирование цифровых не только носителей, но и целых заводов-изготовителей в химической отрасли, а именно — халькогенидных материалов, основы всех CD-R и CDR-W. Активно в конфликте участвовал и Marantz, который полностью разделял философию старшего брата в сфере распространения цифровых технологий в быту.
Этот пример показал, как законодательство в части авторского права не поспевало за технологиями, в то время как технологические гиганты срывали куш, не делясь с теми, кто считал себя полноправными владельцами рынка. А ведь именно авторское право продолжает оставаться ключевой институциональной основой для монетизации творческого труда артистов.

Один из первых бытовых CD-дубликаторов компании Philips CDR765. Выпуск начат в 1998 году. Характеристики: частотный диапазон — 20 Гц — 20 кГц. Отношение сигнал/шум при записи — 90 дБ, при воспроизведении — 98 дБ. Динамический диапазон — 92 дБ при записи и 95 дБ при воспроизведении. Общие гармонические искажения при записи и воспроизведении — 85 дБ. Наушники — 0 — 5 В ср. кв./8 — 2000 Ом. Аналоговые вход и выход. Коаксиальные цифровые вход и выход. Оптические цифровые вход и выход. Аппарат позволял делать цифровые копии на специальные чистые компакт-диски. Такие «болванки» имели индекс FOR MUSIC и облагались дополнительным сбором со стороны различных ассоциаций правообладателей, таких как, например, IFPI, RIAA и др. Все сборы оплачивал, разумеется, конечный пользователь технологии.
Один из первых бытовых CD-дубликаторов компании Philips CDR765. Выпуск начат в 1998 году. Характеристики: частотный диапазон — 20 Гц — 20 кГц. Отношение сигнал/шум при записи — 90 дБ, при воспроизведении — 98 дБ. Динамический диапазон — 92 дБ при записи и 95 дБ при воспроизведении. Общие гармонические искажения при записи и воспроизведении — 85 дБ. Наушники — 0 — 5 В ср. кв./8 — 2000 Ом. Аналоговые вход и выход. Коаксиальные цифровые вход и выход. Оптические цифровые вход и выход. Аппарат позволял делать цифровые копии на специальные чистые компакт-диски. Такие «болванки» имели индекс FOR MUSIC и облагались дополнительным сбором со стороны различных ассоциаций правообладателей, таких как, например, IFPI, RIAA и др. Все сборы оплачивал, разумеется, конечный пользователь технологии.

Виниловый ренессанс

В сегодняшних реалиях, когда весь мультимедиа-контент ушёл в Интернет и для извлечения этого контента нужен всего лишь смартфон, производители аппаратуры и фонограмм стали искать новые способы привлечения клиентов. Выход был найден там, где суть всей деятельности заключается в разработке программ обложения налогами, отчислениями и разработками сертификатов «правильного» происхождения фонограмм — в Американской ассоциации звукозаписывающей индустрии (The Recording Industry Association of America (RIAA). И вот опять мы вернулись к тем, кто я является некой прослойкой между артистом и потребителем. Кто более всех остальных жаждет взять под контроль движение абсолютно всей аудиопродукции на рынке и единолично извлекать прибыль. Решение лежало где-то на поверхности и требовалось лишь подобрать ключик к потребителю, мотивирующий его покупать нечто материальное, что в цифровую эпоху сделать очень сложно. И ключик этот был найден.

В 2005 году в недрах RIAA была разработана концепция стратегии под названием «Виниловый ренессанс». Основная цель данной стратегии заключалась в создании идеологических механизмов, которые могли бы поставить под сомнение «правильность» цифрового представления звука и деликатно подвести потребителей к мысли о превосходстве аналогового звучания. Однако существует проблема, связанная с тем, что не все потребители готовы перейти на аналоговые носители из-за удобства и доступности цифровых и стриминговых форматов.

При разработке данной стратегии был учтён негативный опыт конца 1980-х. Альянс организаций, включая RIAA, IFPI и SGA, инициировал агрессивную политику против внедрения цифровых технологий в бытовые устройства звукозаписи, способные создавать цифровые копии фонограмм. В результате этой кампании возникли многочисленные судебные разбирательства между правообладателями и производителями аудиотехники.

Если вы обратите внимание, сегодня идея «Винилового ренессанса» обрела вполне ясную идеологическую форму: винил предлагается как носитель фонограммы с упором не столько на качество звука, но сколько на оригинальность выпускаемого контента, который имеет материальное воплощение и подпитывает склонных к коллекционированию людей. Но самое главное, виниловая пластинка — это реальный товар, который можно выпускать в различных вариантах исполнения, наполнения и оформления, охватывая весь диапазон цен, а соответственно и все слои населения. Всё точно по Ленину. Кажется, лейблы нащупали подход к потребителю ...

В 2022 году Американская ассоциация звукозаписывающих компаний обнародовала статистику, которая свидетельствует о росте доходов от продаж виниловых пластинок в США. По сравнению с 2021 годом доходы выросли на 17% и достигли отметки в 1,2 миллиарда долларов. Это уже шестнадцатый год подряд, когда наблюдается рост доходов от продаж виниловых пластинок.

А вот в других странах, таких как Япония и Германия, которые являются вторыми и третьими по величине музыкальными рынками в мире (после США), продажи компакт-дисков по-прежнему превышают продажи виниловых пластинок. В этих странах возрождение виниловых пластинок было относительно спокойным. Почему так происходит — тема для отдельного исследования.

Истина где-то рядом

Итак. Мы теперь знаем что основная проблема для правообладателей — это наличие доступной технологий точного воспроизводства оригинальных записей. Цифровые технологии не соответствуют принципам музыкальных лейблов, сопротивлявшихся любым новшествам, способным создавать точные копии фонограмм. Цифровые технологии перечеркивают смысл самого существования многочисленных союзов правообладателей (в России это РАО, ВОИС, Никитин). В обмене цифровыми данными нет никакой надобности в содержании тех, кто паразитирует на творчестве артистов. Современные технологии позволяют вознаграждать артиста — напрямую его слушателем.

Но именно эти реалии не устраивают лейблы и является истинной причиной в культивации искусственного отката в примитивные технологии тиражирования фонограмм XIX века — грампластинки. Поддержание интереса к винилу, подпитывание культуры виниловых энтузиастов играет также на руку производителям винила — это бесспорно. И когда вы видите виниловую пластинку за 19 или 38 тыс. руб. — это не про качество. Это про искусственно созданный ажиотаж, ни к музыкальному творчеству артиста, ни к качеству музыкального носителя не имеющий никакого отношения. В цифровом мире, при покупке альбома в формате FLAC (Hi-Res) непосредственно у артиста может стоить 1 доллар США. Это рушит все устои музыкального бизнеса, которые планомерно выстраивались на протяжении последних ста лет, и целью которого было существенное обогащение тех, кто мог контролировать захваченный рынок физических носителей, но кто не создавал при этом реальный продукт.

20-мая-2025