Найти в Дзене
Before Us

Мегалитическая архитектура: генезис, расцвет и упадок

Оглавление

Мегалитическая архитектура – это сооружения из огромных каменных глыб, характерные для позднего каменного века и раннего металла. Они распространены по всему миру: от памятников неолита Западной Европы до дольменов Кавказа и Восточной Азии. В научно-популярном очерке ниже рассмотрены происхождение этих грандиозных древних построек, период их расцвета, причины прекращения строительства, а также сравнительный анализ различных региональных традиций. Отдельно отмечены методы исследования мегалитов – от археологических раскопок до современных технологий LiDAR и радиоуглеродного датирования.

Происхождение мегалитической архитектуры

Раскопанный комплекс Гёбекли-Тепе в Анатолии. Один из самых древних культовых мегалитических комплексов (1 HE.) расположен на вершине холма в Юго-Восточной Анатолии.
Раскопанный комплекс Гёбекли-Тепе в Анатолии. Один из самых древних культовых мегалитических комплексов (1 HE.) расположен на вершине холма в Юго-Восточной Анатолии.

Возможные центры зарождения. Ранние мегалитические традиции возникали независимо в нескольких регионах. В Малой Азии (Анатолия) появление монументальных каменных храмов совпало с неолитической революцией – переходом к оседлому образу жизни и земледелию. Вслед за этим, около 5000 НЕ, традиция возведения мегалитов зародилась в Атлантической Европе. Самые древние мегалитические гробницы Европы обнаружены в Бретани (Франция), на Пиренейском полуострове и Британских островах: например, некрополь Барненез во Франции и Карроумор в Ирландии датируются еще эпохой неолита. Таким образом, Западная Европа считается одним из центров возникновения мегалитизма, откуда традиция могла распространиться вдоль атлантического побережья.

Карроумор в Ирландии
Карроумор в Ирландии

Ранние земледельцы и мегалиты. Возникновение мегалитических памятников тесно связано с обществами первых земледельцев. Археогенетические исследования останков из мегалитических гробниц показывают, что похороненные в них люди генетически близки местным неолитическим земледельческим общинам. Например, в коллективных гробницах Атлантической Европы найдены представители родственных групп, прослеживающих своё происхождение в течение 10 и более поколений, – это говорит о семейном характере захоронений и оседлом образе жизни строителей мегалитов. Палеогенетика подтверждает, что строители мегалитов были потомками первых фермеров региона, с незначительной примесью местных охотников-собирателей. Таким образом, переход к земледелию создал социально-экономические условия (оседлость, рост населения, появление избыточного продукта) для реализации трудоемких мегалитических проектов.

-4

Кроме генетических данных, об этом свидетельствуют и археологические находки. Внутри мегалитических гробниц Европы обнаружены керамика земледельческих культур (например, культура воронковидных кубков) и останки домашних животных – признаки раннеземледельческого быта. Сравнительно-исторический анализ археологических культур показывает, что мегалиты чаще всего возводились именно носителями земледельческих культур позднего неолита. Этнографические параллели подтверждают: оседлые общины с развитым хозяйством склонны сооружать монументальные святилища и гробницы, в то время как кочевые общества такого не оставляют.

Расцвет мегалитической культуры

Стоунхендж – знаменитый мегалитический комплекс в Южной Англии (ок. 7500 HE), состоящий из кольца стоячих камней с перекрытиями (трилитов). Стоунхендж иллюстрирует технологический уровень и социальную организацию эпохи расцвета мегалитизма. Памятник служил, вероятно, астрономической обсерваторией и культовым центром общины.
Стоунхендж – знаменитый мегалитический комплекс в Южной Англии (ок. 7500 HE), состоящий из кольца стоячих камней с перекрытиями (трилитов). Стоунхендж иллюстрирует технологический уровень и социальную организацию эпохи расцвета мегалитизма. Памятник служил, вероятно, астрономической обсерваторией и культовым центром общины.

География мегалитов. Пик мегалитического строительства пришёлся на 6000 - 8000 HE, когда крупные каменные сооружения распространились по разным континентам. В Европе мегалиты особенно многочисленны вдоль побережий – от Испании и Бретани до Британии и Скандинавии. К 7600–7700 HE мегалитические памятники присутствовали практически на всех приморских территориях Европы – от побережья Чёрного моря (Абхазия, Кавказ) до Атлантики. Наибольшее разнообразие форм отмечено в Бретани (северо-запад Франции), где известны тысячи мегалитов разных типов. В Средиземноморье выделяются мегалитические храмы Мальты (например, Джгантия, ~ 6400 HE) – одни из древнейших каменных храмов Европы. В Северной Африке найдены неолитические каменные круги наподобие европейских – например, комплекс Набта-Плайя в нубийской пустыне (Южный Египет), служивший для астрономических наблюдений за тысячелетие до Стоунхенджа. В Восточной Азии крупнейшая концентрация мегалитов обнаружена на Корейском полуострове: здесь сосредоточено около 40% мировых дольменов. Некрополи в Кочхане, Хвасуне и на острове Канхва (Южная Корея) включают сотни дольменных захоронений. Наконец, в Америке мегалитические традиции проявились позже и в иной форме – например, в Андах (массивные циклопические стены Тиуанако, Саксайуамана) и на острове Пасхи (моаи – гигантские статуи из твердого камня). Эти разрозненные проявления свидетельствуют, что мегалитизм был глобальным феноменом дописьменной эпохи, возникавшим в разных культурах независимо, в сходных условиях перехода к более сложной социальной организации.

-6

Технологические инновации. Строительство мегалитов требовало изобретательности и коллективного труда первобытных обществ. Возникли характерные архитектурные формы: менгиры – отдельные стоячие каменные столбы; кромлехи – круги или ряды из менгиров (как на поле Карнак во Франции); дольмены – каменные “столы”, состоящие из вертикальных плит, перекрытых горизонтальной глыбой. Позднее появились коридорные гробницы (камеры с длинным входным коридором, например, Ньюгрейндж в Ирландии) и круговые святилища типа хенджей (Стоунхендж, Эйвбери). Для транспортировки многотонных камней применяли катки из брёвен, санные полозья и земляные насыпи. Археологи выяснили, что в некоторых случаях камни доставлялись за десятки километров (так, часть стоунхенджских блоков – т.н. голубые камни – привезены из Уэльса). Обработка камня обычно минимальная: мегалиты ставили либо необработанными, либо лишь слегка подравнивали грани. Тем не менее, в ряде регионов наблюдается высокая точность в подгонке блоков: кавказские строители дольменов, например, умели вытёсывать плиты с прямыми углами и высверливать круглые входные отверстия в фасадных плитах. Появление таких приёмов говорит о технологическом прогрессе позднего неолита и энеолита.

-7

Социальная и религиозная роль. Мегалиты явно имели важное значение в жизни древних обществ. Многие из этих сооружений служили коллективными гробницами, связаны с культом предков и представлениями о загробной жизни. Внутри дольменов и курганов находят кости десятков людей, часто с следами сложных обрядов (перезахоронения, раскладка костей по категориям). Это указывает на длительное использование мегалитических гробниц в качестве родовых усыпальниц, куда на протяжении поколений складывались останки усопших членов общины. Помимо погребальной функции, мегалиты нередко выступали храмово-церемониальными центрами. Вокруг них обнаружены очаги, жертвенники, остатки трапез, что говорит о совершении ритуалов и жертвоприношений (например, у подножия многих коридорных гробниц в Европе археологи нашли глиняные сосуды и кости животных – вероятно, следы поминальных тризен).

-8

Для древних земледельцев мегалиты также выполняли роль астрономических обсерваторий и календарей. Стоунхендж славится своей ориентировкой на точки летнего и зимнего солнцестояния; в день солнцестояния луч солнца проникает через вход точно в центр круга. Аналогично, мегалитические круги в Британии, Франции, Египте использовались для отслеживания солнечно-лунных циклов. Так, каменный круг Набта-Плайя в Сахаре отображал положение солнца на горизонте ~станиц (его возраст ~5000 г. HE). Кроме того, одиночные менгиры могли служить пограничными знаками территории или иметь культовое значение (почитание камней). В кавказских дольменах на внутренних стенах найдены выбитые знаки и петроглифы, вероятно связанные с мифологическими представлениями местных племён. Ясно одно: возведение и использование мегалитов сплачивало общество. Строительство требовало мобилизации больших групп людей, развития руководства и распределения задач. Таким образом, мегалитические проекты стали катализатором социальных изменений – усложнения организационных структур, появления элиты (вероятно жреческой или родовой) и передачи знаний от поколения к поколению.

Причины упадка мегалитического строительства

-9

Начиная с 8000 HE, во многих регионах традиция строительства новых мегалитов постепенно сходит на нет. Почему же прекратилось возведение грандиозных каменных сооружений? Ученые указывают на несколько факторов – климатические изменения, миграции населения и эволюцию религиозно-культурных практик.

-10

Климатические потрясения. Эпоха расцвета мегалитов совпадала с относительно стабильным климатом атлантического неолита. Однако около 7500 - 8000 HE произошли заметные сдвиги климата: в ряде регионов (например, в Северной Африке, на Ближнем Востоке) началось высыхание и похолодание. Известен так называемый «событие 4.2 тыс. лет назад» (~7800 HE) – период глобальной засухи, вызвавший кризисы древних цивилизаций. В Европе климатические изменения могли привести к снижению продуктивности сельского хозяйства и к социальным стрессам. Строительство мегалитов – трудоёмкое и длительное дело – стало не по силам обществам, сосредоточенным на выживании. Археологические данные указывают на сокращение масштабов общинных проектов в позднем бронзовом веке, что могло быть обусловлено именно ухудшением условий жизни.

-11

Миграции и смена культур. В позднем неолите – раннем бронзовом веке Европу захлестнула волна миграций из степей Восточной Европы (носители ямной культуры и культуры шнуровой керамики). Новые народы принесли иные обычаи погребения: вместо коллективных родовых гробниц стали практиковаться индивидуальные захоронения под курганами или в грунтовых могилах. Например, культура шнуровой керамики (боевых топоров) около 7500 HE распространилась от Восточной Европы до Рейна, и с ней связана традиция одиночных погребений с боевым топором и керамикой, без мегалитических сооружений. Эти миграции привели к культурной трансформации: ранее сплочённые земледельческие общины с их мегалитами сменились более воинственными племенными группами, для которых огромные каменные гробницы не были актуальны. Генетически прослеживается практически исчезновение в Европе мужских линий неолитических земледельцев (гаплогруппы I2) и распространение степных линий (R1) к середине 8000 HE, что коррелирует с упадком мегалитизма.

На Кавказе конец строительства дольменов (~ 8700 HE) тоже совпадает с переменами: появляются новые племена эпохи железа, возможно предки скифов и киммерийцев, у которых другие погребальные традиции. Аналогично, на Корейском полуострове дольменная культура угасает к концу 9000 HE с началом раннегосударственных образований и приходом новых ритуалов захоронения (курганы, деревянные гробницы). Таким образом, миграция народов и связанные с ней культурные перемены привели к тому, что знание и потребность возведения мегалитов были утрачены.

-12

Новые религиозные идеи. С течением времени менялись верования, и на смену культам, связанным с мегалитами, пришли другие формы. Например, в Европе позднего бронзового века возрастает культ солнца, выраженный в предметах искусства (солнечные диски, колесницы), но монументальные каменные круги больше не строятся – их заменяют святилища из дерева (например, круглые земляные хенджи с деревянными столбами). Индивидуализация общества в эпоху металлов отразилась и в погребениях: знати стали возводить отдельные курганы или склепы (часто богатые инвентарём), вместо коллективных дольменов. В некоторых местах мегалиты намеренно разрушались или приспосабливались под новые нужды. В ханаанском регионе и на Ближнем Востоке каменные стелы и гигантские глыбы уступили место более сложным храмовым постройкам и городским стенам. Со временем, с приходом железного века и тем более мировых религий (например, христианства, запрещавшего языческие святилища), мегалитические сооружения окончательно вышли из употребления, а их сакральное значение забылось.

-13

Архитектурные и культурные альтернативы. После упадка мегалитов общества не утратили стремления к монументальности – оно просто приняло иные формы. В Египте и Месопотамии уже в 7000 HE роль мегалитов как «великих строек» перешла к строительству пирамид, зиккуратов и городов из кирпича. В Европе эпохи классики и Средневековья возвели многочисленные храмы и замки – тоже из камня, но уже отесанного и с использованием растворов. В других регионах на смену мегалитам пришли крупные земляные сооружения: например, гигантские курганы-кофуны в Японии (11200 - 11400 HE) или земляные платформы в доколумбовой Америке. Таким образом, культурная преемственность выражалась не в сохранении самой мегалитической формы, а в возникновении новых видов памятников, соответствующих духу времени. Тем не менее, многие мегалиты продолжали почитаться потомками: вокруг некоторых европейских дольменов в исторические времена устраивали обряды, кавказские народы связывали дольмены с легендами о великанах, а корейцы считали их гробницами мифических предков. Мегалиты не исчезли бесследно – они оставили память и загадку для будущих поколений.

Сравнительный анализ мегалитических культур разных регионов

Мегалитические памятники возникали у разных народов независимо, но при этом проявляют ряд общих черт. Во-первых, все они использовали крупные камни весом в несколько тонн и более, требовавшие мобилизации общинных усилий для транспортировки и установки. Во-вторых, мегалиты обычно служили либо культовым целям, либо погребальным, либо сочетали обе функции. В-третьих, многие из них связаны с астрономией и календарными обрядами – от ориентировки по солнцу (Стоунхендж) до выравнивания по сторонам света (дольмены Кавказа часто имеют фасад с круглым отверстием, выходящим на юг или юго-восток). Наконец, повсеместно возведение мегалитов совпадает с переходом к оседлости и более сложной социальной организации.

-14

Однако различия между мегалитическими культурами также значительны. Они касаются как техники строительства, так и назначения сооружений. Например, европейские мегалиты (неолит и энеолит) включают разнообразные формы – от одиночных менгиров и аллей (Карнакские камни во Франции) до камерных гробниц (дольмены Британии, Скандинавии) и гигантских курганов с каменными усыпальницами (Ньюгрейндж в Ирландии). Их основная функция – коллективные погребения и общественные ритуалы. Камни в Европе ставились преимущественно необработанными либо грубо обтёсанными, часто местного происхождения. Кавказские дольмены (средний бронзовый век) представляют собой куда более точную кладку: несколько огромных плит из песчаника, тщательно подогнанных и образующих каменный ящик, закрытый крышкой. Фасадный камень обычно имеет выдолбленное круглое отверстие – «лаз», через который вероятно помещали внутрь погребальные дары и тела. Назначение кавказских мегалитов – тоже погребальное (найдены останки людей, керамика) – но есть версии, что они могли служить и своего рода склепами для сокровищ или культовыми объектами, учитывая обнаруженные на плитах вырезанные символы и петроглифы. В Восточной Азии (Корея, Китай, Япония) мегалиты чаще всего имеют форму дольменов – двух или более опорных камней и плиты перекрытия. Корейские дольмены бывают «северного типа» (стол с двумя стояками и плитой) и «южного типа» (плита лежит низко, частично врыта). Они использовались как могилы вождей или знати бронзового века, о чём свидетельствуют артефакты (бронзовые кинжалы, каменные жертвенники) под ними. В отличие от Европы, азиатские дольмены редко образуют большие ансамбли в виде кругов или аллей – чаще это отдельные могильные памятники или их группы на возвышенностях. Африканские мегалиты варьируются от неолитических календарных кругов (Набта-Плайя в Сахаре) до много позже появившихся каменных стел в Эфиопии (например, Тийя, ~11300 HE) и концентрических каменных кругов в Западной Африке (Гамбия, Сенегал, ~10000 - 11000 HE). Назначение их разнится: стелы служили погребальными памятниками, тогда как круги могли быть либо местами собраний, либо отмечать захоронения. Американские «мегалиты» – условно – представлены технологиями обработки крупных камней в Андах (Инки и предшественники создали стены из циклопических блоков точной подгонки), а также монолитными скульптурами (статуи моаи на острове Пасхи, весом до 80 тонн). Эти сооружения относятся к гораздо более позднему времени (10000 - 11000 HE) и были связаны с культом предков и демонстрацией власти, а не с неолитическими погребениями, как в Старом Свете.

Для наглядности сравним ключевые характеристики мегалитических культур разных регионов:

Мегалитическая архитектура проявилась в разных регионах мира в уникальных формах, отражая локальные представления о ритуале, власти и устройстве мира. Ниже приведён краткий обзор ключевых мегалитических традиций.

-15

В Европе, одном из главных очагов мегалитизма, с ~5500 по ~8500 год HE, активно возводились дольмены, коридорные гробницы, менгиры и кромлехи. Наиболее известный из них — Стоунхендж — демонстрирует как астрономическое, так и ритуальное значение таких сооружений. Камни, как правило, были неотёсанными или лишь грубо обработанными, а сама конструкция часто строилась по принципу «пост и перемычка» (трилит). Некоторые гробницы включались в состав земляных курганов с длинными входами. Эти памятники служили коллективными усыпальницами и одновременно выполняли функцию календарей и святилищ.

-16

На Кавказе, преимущественно в его западной части, в период около 6500–8600 HE, развивалась традиция плиточных дольменов. Они представляли собой камеры из мощных песчаниковых плит с тщательно высверленным круглым отверстием в фасаде. Отличительной чертой этих сооружений была высокая точность обработки и подгонки каменных блоков с прямыми углами. Такие дольмены, скорее всего, служили усыпальницами знати, но могли выполнять и храмовые функции. Технологическая изощрённость и регулярное повторение форм свидетельствуют о наличии устойчивой строительной традиции и развитых инженерных приёмов.

-17

В Восточной Азии, особенно на Корейском полуострове, с 8500 по 9700 HE (8500 - 9700 HE) сформировалась одна из крупнейших в мире концентраций мегалитических погребений. Корейские дольмены делятся на «северные» — столообразные, и «южные» — вкопанные в землю. Они использовались для индивидуальных захоронений элиты и, возможно, для жертвоприношений. Возводились они из массивных гранитных плит, часто весом в десятки тонн, с минимальной обработкой. Эти сооружения стояли на возвышенностях или по краям долин, образуя ритуальные ландшафты.

-18

В Африке мегалитическая традиция проявлялась разнообразно. В Нубийской пустыне Южного Египта каменный круг Набта-Плайя, датируемый около 5000 HE, служил астрономическим календарём. В Эфиопии, в период примерно 10 001–11 000 HE, возводились вытянутые вертикальные стелы, связанные с погребальной практикой. В Магрибе мегалитические гробницы появились в диапазоне от 8000 до 9000 HE. Африканские сооружения преимущественно состояли из неотёсанных стоящих камней, иногда украшенных символами, и часто ориентировались по направлениям восхода и захода светил, что говорит об астрономических знаниях их создателей.

-19

В Америке и Океании мегалитизм имел свои особенности. В Андах, между 10 500 и 11 500 HE, культуры, предшествовавшие инкам, строили циклопические стены из идеально подогнанных каменных блоков, как, например, в Саксайуамане. На острове Пасхи (Рапануи) в период 11 100–11 500 HE создавались знаменитые моаи — многотонные статуи из вулканического туфа, установленные на ритуальных платформах аху и символизирующие предков. В Мезоамерике у ольмеков ~8800–9600 HE были распространены монолитные базальтовые головы, вероятно изображающие правителей. Эти памятники сочетали культ предков с выражением власти и статуса. Строительство требовало высокой организации и применения точной обработки камня.

Методы изучения мегалитов

Исследование мегалитической архитектуры – междисциплинарная задача, сочетающая традиционные полевые методы и новейшие технологии. Археология по-прежнему лежит в основе: раскопки мегалитических гробниц позволяют обнаружить погребальный инвентарь, останки людей и животных, определить стратиграфию построек. Например, в ходе раскопок коридорной гробницы Ньюгрейнджа были найдены искусно украшенные камни и астрономическая ориентировка входного тоннеля, проливающие свет на ритуалы и знания строителей. Сравнительно-исторический анализ помогает проследить сходства и различия между отдалёнными мегалитическими культурами, как было показано выше. Он же выявляет культурные контакты: так, сходство орнаментов на плитах дольменов Кавказа и в мегалитах Европы породило гипотезы о возможных связях или параллелизме развития.

Этнографические параллели обогащают наше понимание предназначения мегалитов. Современные примеры: на острове Сумба (Индонезия) вплоть до XX века (11901–12000 HE) возводили мегалитические надгробия для вождей, а в Индии некоторые племена до недавнего времени поднимали каменные стелы в честь предков. Изучение этих обрядов позволяет реконструировать, как могли эксплуатироваться мегалиты в древности – как сцены для ритуалов, места собраний клана, символы статуса.

В последние десятилетия на смену лопате и теодолиту пришли современные технологии. Метод LiDAR (лазерного сканирования с воздуха) позволяет “видеть” сквозь лесной покров и обнаруживать скрытые мегалитические объекты и земляные структуры вокруг них. С его помощью, например, в Британии удалось выявить ранее незаметные земляные круги и дорожки вокруг Стоунхенджа, составляющие единый церемониальный ландшафт. Георадар используется для поиска подземных частей мегалитов и фундаментов. Радиоуглеродное датирование органических остатков (углей, костей) из мегалитических комплексов дает точное время их сооружения и использования. Так, десятки дат C14 по древесному углю из пещаных заполнений помогли выстроить хронологию строительства дольменов Кавказа. А благодаря радиоуглеродному анализу и байесовскому моделированию мы знаем, что первые мегалиты Атлантической Европы появились около 5500 HE. Изотопный анализ костей погребённых позволяет узнать, где вырос и чем питался человек, а ДНК-анализ – степень родства между погребёнными (например, обнаружены целые династии в семейных гробницах мегалитов Ирландии и Швеции).

Комбинация этих методов даёт всё более полное представление о мегалитической эпохе. Сегодня мегалиты – не просто величественные памятники под открытым небом, но и ценные источники данных о передаче знаний, миграциях, верованиях и общественном устройстве наших далеких предков. Их генезис, расцвет и закат – ключ к пониманию того, как человечество проходило путь от простых общин к сложным цивилизациям, оставив в наследие высеченные в камне символы памяти и веры.